Меню
Деловой квартал — Челябинск

Дмитрий Довженко: «Умирающие моногорода спасет туризм»

Туризм может привлечь серьезные поступления в казну города и области и вдохнуть жизнь в упадочные города, главное – найти свою «изюминку», считает депутат Челябинской городской Думы Дмитрий Довженко.

Дмитрий Довженко, председатель комиссии по бюджету и налогам Челябинской городской Думы:

Дестинация – модный термин в туризме. Так называют города или целые регионы, где создана идеальная «среда обитания» для туристов, приезжающих познакомиться с историческими и культурными достопримечательностями. Причем лоск наведен не только на парадных фасадах и наиболее популярных гостевых маршрутах, а во всех сферах общественной жизни, с которыми так или иначе сталкиваются приезжие во время пребывания в регионе.

Ведь, согласитесь, впечатление от поездки складывается из множества факторов: гостиницы, традиционной кухни, общественного транспорта, уровня цен, гостеприимства местных жителей. И, что немаловажно, путешествие оставляет хорошие воспоминания, когда в городе есть некая «изюминка»: памятник истории или культуры, природные красоты, богатые народные традиции. Потому что, затрачивая деньги и время на поездку, турист рассчитывает увидеть что, что он не найдет больше нигде.

При соблюдении всех этих требований город или регион обречены стать дестинацией и ежегодно встречать поток любопытных туристов. Правда, есть еще одна маленькая оговорка – необходимо, чтобы те были информированы обо всех прелестях отдыха в том или ином месте. В противном случае все затраченные усилия окажутся напрасными.

В мире уже немало примеров удачных дестинаций, которые притягивают туристов, как магнит: Франция (причем как страна в целом, так и отдельные регионы), Италия, Швейцарские Альпы, ОАЭ. Есть дестинации и в России: Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо. Но на этом, пожалуй, все.

Что мешает создать ее на Южном Урале? Есть живописные места, поистине уникальные памятники историко-культурного наследия, славная история самого края. Нет только политической воли, которая бы выражалась в конкретном заказе на создание самобытного туристического продукта.

А для начала было бы неплохо разъяснить все выгоды развития туризма самим южноуральцам.

Потому что сейчас их отношение к отдыхающим выражается примерно так: «Вот еще, приедут НАШИ грибы и ягоды собирать! Да еще и весь берег озера загадят». Действительно, неконтролируемый в течение многих лет поток туристов, которые «дикарями» отдыхали на Тургояке и Увильдах, пагубно отразился на хрупкой экосистеме красивейших озер Южного Урала. Между тем, туризм не должен приводить к истощению территории, а наоборот, только способствовать ее развитию.

Более того, развитие туризма – мощный стимул для того, чтобы молодежь не уезжала из региона, в особенности – из малых городов. Когда по телевидению каждый день рассказывают только о том, как интересно и весело жить в Москве и Санкт-Петербурге, желание перебраться в столицу возникает само собой.

Когда с голубых экранов начнут восхищаться красотами и перспективами развития бизнеса в глубинке, «чемоданное настроение» исчезнет. Более того, развитие туризма могло бы способствовать миграции квалифицированной рабочей силы в регион.

Туристическая отрасль может стать лакмусовой бумажкой положения дел во всех социальных сферах: качества медицинского обслуживания, услуг ЖКХ, общественной безопасности.

Если в городе комфортно туристу, с большой долей вероятности можно утверждать, что в нем хорошо живется и самим горожанам.

К слову, вопрос о безопасности вовсе не праздный. Зарабатывать деньги люди могут где угодно, а вот отдыхать они едут туда, где чувствуют себя в безопасности в глобальном плане, где их жизни и здоровью ничего не угрожает. И здесь гарантом может выступить только государство.

Утверждение, что развитие туризма – это лишь поддержание благоприятного имиджа промышленного региона, не приносящее в казну ни копейки и при этом требующее постоянных ассигнований – не более, чем миф. Туризм может и должен обеспечивать стабильный финансовый приток в бюджет региона, ощутимый даже в сравнении с налоговыми поступлениями от промышленных гигантов металлургической и добывающей отраслей.

Только считать нужно правильно, учитывая каждый потраченный туристом рубль: сколько получила гостиница, сколько – кафе, сколько – такси, сколько – сувенирная лавка или туристическое бюро. И сколько в итоге – муниципалитет. Необходим межотраслевой анализ.

При этом основная выгода для территорий даже не в самом туризме, а в кумулятивном эффекте от развития других индустрий.

Сегодня повсеместно звучит: «Нужно поднимать сельское хозяйство, леспром, промышленность, машиностроение!». И туризм на их фоне отчего-то представляется третьестепенной по значимости отраслью. Между тем, именно туризм может дать наибольшее число рабочих мест и потребленных продуктов.

Туризм, в том числе событийный, может стать драйвером развития моногородов, пребывающих в упадке, обеспечить поддержку малому бизнесу. И уже сегодня в области есть примеры того, как фактически на голом энтузиазме удалось создать интересный продукт.

Так, Иван Бояринцев в маленьком селе под Миассом открыл банную школу, где рассказывает о славянских традициях парения в бане. Каждый год к нему съезжаются люди со всех уголков страны. И постепенно в селе стали возрождаться традиционные промыслы и ремесла, сейчас это уже фактически центр народного творчества. Все село живет этим.

Каждый город и село может найти такое «свое» направление, будь то медицинский, спортивный туризм, исторические квесты по следам Пугачева или музей атомной бомбы – было бы желание.

При разработке концепции развития туризма необходимо ставить четкие цели, выраженные в конкретных величинах: сколько денег туризм должен принести в бюджет города и области. Кто же должен определять, а точнее – заказывать – стратегию развития туризма в регионе? Бизнес? Бизнес «высосет» территорию досуха, руководствуясь лишь сиюминутной коммерческой выгодой.

Это уже наглядно продемонстрировал опыт прошлых лет. Нужна жесткая рука хозяйственника. Кто же является хозяином на местах? Чиновники, депутаты, бизнес? Наверное, наиболее верным определением будет - сообщество. А значит, бизнесу и власти вряд ли удастся прийти к согласию – слишком сильно столкновение интересов.

Полноценнное развитие туризма в регионе невозможно, когда ответственность за выполнение задач распылена между несколькими ведомствами, действия которых не только не согласованы, но и подчас противоречат друг другу. У семи нянек, как известно, дитя без глаза.

Пока не будет создано министерство туризма, которое возьмет на себя контроль за реализацией долгосрочной стратегии развития, заявления о значимости туризма для экономики региона так и останутся декларативными.

Колонка написана специально для рубрики «Особое мнение Челябинск».