Меню

Для кого он, «Мамин дом» на Мамина?

Иллюстрация: ГК"Автодом"

Обеспечить уход за престарелыми больными родителями удается далеко не всегда. А найти достойных людей, которым можно доверить своих близких, не так просто.

Дом заботы о пожилых людях «Мамин дом» работает на улице Мамина в Челябинске с декабря 2016 года. Он открыт в память о родителях супругами Артуром и Натальей Саломатовыми, владельцами группы компаний «Автодом». В 2019 году CHEL.DK.RU номинировал Наталью Саломатову на премию «Человек года» в номинации «Социальное предпринимательство», как инициатора и бессменного руководителя одного из самых добрых и социально-ответственных бизнес-проектов Челябинска.

В интервью Наталья Саломатова рассказала нам личную историю, подтолкнувшую к работе с пожилыми людьми и объяснила, почему не может бросить дело, в котором очень много депрессивных моментов. Разговор проходил в одной из «рабочих» комнат пансионата «Мамин дом», отданных под административные цели. На двух жилых этажах безмятежно проводили свой досуг бабушки и дедушки: гуляли по коридорам, разговаривали, листали журналы, смотрели телевизор.

Наталья, жильцы вашего пансионата – в основном, очень старенькие. Видно, что они нуждаются в помощи и уходе и вам удается обеспечивать им все необходимое. Как вы решили связать свою судьбу с таким сложным делом, как уход за людьми с ограниченными возможностями и возрастными особенностями?

– У нас в семье случилась история, через которую мы пришли к созданию пансионата «Мамин дом». В 2012 году у нашей бабушки диагностировали деменцию с потерей памяти. Ей был 71 год. Ухудшения мы замечали и до этого: всегда бодрая и активная, она время от времени стала что-то забывать, переспрашивать. Потом стало хуже – то она забудет газ выключить, то оставит кастрюлю на плите, то уйдет из дома, оставив дверь открытой. Однажды она ушла и потерялась. Искали её с милицией. Так стало понятно, что за ней нужно смотреть постоянно, как за маленьким ребенком, потому что она стала источником угрозы и для себя самой и для окружающих.

Сначала я сама присматривала за ней, но работа всегда требует периодических отлучек, даже если ты собственники бизнеса и можешь относительно свободно формировать свой график. Мы стали искать такое место, где бабушке был бы обеспечен круглосуточный уход, но, к своему удивлению, обнаружили достойные условия лишь под Снежинском, в 110 км от Челябинска. Какое-то время она жила там, мы её навещали. Но все время хотелось, чтобы она была ближе.

И в какой-то момент муж предложил мне построить подобный пансионат в Челябинске и поселить бабушку туда, вместе с другими подобными пациентами. Здание на улице Мамина, где сейчас пансионат, на тот момент был нашим домом. И мы начали строить пристрой.

Сколько времени ушло на создание пансионата и какие были сложности?

– Нам потребовалось около одного года. Мы решили, что можем сами создать лучшее место в городе, где за пожилыми людьми будут ухаживать сиделки, где им обеспечат внимание и общение.

Изначально мы просчитали инвест-проект: получилось, что нужны серьезные вложения и нам не хватает около 6 млн рублей. За деньгами обратились в банк — там хорошо знали нас и нашу финансовую ответственность по другим направлениям бизнеса. Одним словом, проблем с финансированием не возникло. Мы достроили дом, общая его площадь достигла 750 кв. метров. Купили туда телевизоры, диваны и прочую новую мебель – для жилых комнат и общих помещений, столовой, комнаты отдыха. Я очень хотела, чтобы дом получился с уютной и домашней обстановкой. Дело вот в чем. Когда я только искала место для мамы, то побывала в других домах для престарелых. И там было одно расстройство: один казенный и мрачный, в другом стоит запах неухоженности, в третьем – кровати со старичками напичканы в комнаты по 6-8 штук, хуже, чем в пионерском лагере. Мы постарались избежать всех этих ошибок.

То есть название «Мамин дом» – это в честь мамы мужа, а не в связи с улицей, где стоит здание?

– Мы про улицу вообще сначала не думали. С тех пор, как здесь началась стройка под проект, мы его между собой только так и звали – мамин дом. Мечтали, как привезем её сюда. К сожалению, мама не дожила до открытия несколько месяцев. Она умерла в марте 2016 года, а открытие было 1 декабря 2016-го. И уже потом, когда мы стали распространять информацию про свое открытие и делать рекламные буклеты, родился этот слоган: «Мамин дом» на Мамина.

Насколько сейчас пансионат заполнен? Ваш проект оказался востребованным?

– Да, загрузка почти всегда полная. Это оказалось нужно городу. Я бы даже сказала, что с каждым годом таких пожилых людей, которые нуждаются в особом уходе и присмотре, становится все больше. Статистика подтверждает, что растет число пациентов с деменцией и болезнью Альцгеймера, причем не только на Южном Урале, но и в целом по стране. К нам привозят не просто пожилых людей, но и пациентов после инсультов и инфарктов, которым требуется помощь в разработке подвижности рук и ног, выполнении бытовых операций. Инсульты бывают разные – после некоторых человек не может встать с постели – и его нужно кормить, переворачивать, умывать, причесывать. Ему требуются массажи и элементарная помощь. Далеко не все работающих люди, имеющие возрастных или больных родителей, способны обеспечивать такой круглосуточный уход. Бросать работу – не вариант, ведь нужно содержать семью. И для них «Мамин дом» - настоящее спасение. Мы видим, что по мере того как люди узнают о предлагаемых там услугах и гуманных расценках, обращений все больше.

Я бы хотела остановиться на одном важном моменте – до недавнего времени в обществе было принято считать, что отдать престарелых родителей в пансионат – не совсем правильный поступок. Многие даже стеснялись говорить об этом. И вероятно, это было связано с ужасными условиями, которые были в государственных учреждениях.

Сейчас все поменялось. Мы создали особое место, где пожилого человека или инвалида окружат заботой и вниманием, где каждый сможет найти себе занятие по душе, почувствовать себя как дома. При этом, у нас он закрывает свою основную потребность – в общении. Я думаю, что у нас старички общаются между собой больше, чем это было у них в семье. Сегодня вообще мало кто из работающих детей и подрастающих внуков уделяет своим пенсионерам достаточно внимания. Мы же все детали пребывания человека обговариваем с родственниками. Какие у человека привычки, каков он по темпераменту. С кем его лучше поселить в комнате, какие любимые вещи из дома нужно привезти в пансионат для душеного комфорта.

А кроме того, здесь четырехразовое питание, присмотр медицинского работника, организованный досуг, свободное посещение, удобные комнаты на двух, трех, четырех  человек — как пожелают родственники. Наших подопечных можно навещать в любое удобное время. И самое главное, мы очень тщательно выбираем персонал: я лично слежу, чтобы это были достойные люди, которым можно доверить и своих близких.

Насколько дорого к вам устроить пожилого человека? И может ли одинокий пенсионер «потянуть» комфортное проживание в «Мамином доме»?

– Если человек одинок и ему больше 80 лет, если он нележачий, тогда его пенсии достаточно. Но у нас практически нет ситуаций, чтобы пенсионер обращался сам. Как правило, его привозят дети и внуки, и выступая в роли заказчика, они оплачивают пребывание родственника. И, как правило, именно пенсия составляет большую часть ежемесячной оплаты.

Оплата пребывания лежачих больных выше, ведь там требуется очень трудоемкий уход – это и смена памперсов, и терпеливое кормление с ложечки, и тщательный присмотр за приемом прописанных врачом лекарств. Комнаты для таких пациентов тоже оснащены по-особенному. Это и специальные медицинские кровати, и широкие проемы для каталки, и бытовые приспособления.

В силу всех этих факторов расценки у нас отличаются для разных категорий жильцов. Тем не менее, когда родственники привозят к нам своих пожилых родственников, они утверждают, что домашний уход с помощью семьи или нанятой на дом сиделки обошелся бы им гораздо дороже. Тем более, что сиделка в любой момент может отказаться вас навещать, а мы продолжаем нести ответственность. 

Случается ли, что вы отказываете в приеме человека?

– Да, так бывает. Как правило, когда родственники приходят к нам на собеседование, они смотрят наши условия, берут с собой все карты и медицинские выписки, назначения. У нас есть медицинский работник, который изучает документы и детали. Если выясняется, что диагноз не соответствует нашему профилю, то отказываем.

Мы не принимаем очень тяжелых больных, которым требуется особое медицинское обслуживание. Или, когда у человека есть болезнь с проявлением агрессии, поскольку переживаем за безопасность других проживающих. «Мамин дом» – все-таки классический дом престарелых для людей с возрастными особенностями, только очень душевный.

А насколько у вас оставляют пожилых людей?

Минимальный срок – 15 дней. Это вариант для семей, которым нужен временный присмотр за родственником, например, чтобы съездить в отпуск или командировку. Они так и сообщают своим старичкам – что отправляют их в пансионат на отдых. Но есть и такие, которых к нам отправили на совсем. И родственники проговорили с нами этот момент…

Конечно, веселого тут мало. Этот бизнес вообще очень-очень депрессивный, потому что перед нашими глазами проходит угасание жизненных сил, обостряются возрастные болезни. Жизнь пожилого человека в любом случае связана с грустными моментами, сожалением об ушедшей молодости. И обнадеживает нас только тот факт, что мы оказываем реальную помощь этим людям, облегчаем их страдания. И постоянно думаем над тем, как сделать их досуг более разнообразным, развлечь.

Чтение, прогулки, вечера воспоминаний. Каждую среду и субботу к нам приходит девушка, поет с ними под гитару и баян. Празднуем дни рождения, как в детском саду. Вот сегодня у нас есть именинница, 88 лет. Значит, в полдник будет большой пирог и поздравления! Стараемся.

Что изменилось в этой сфере за те несколько лет, когда вы искали пансионат для бабушки? Стало ли таких учреждений больше?

– Да, стало. Открылось несколько частных пансионатов для престарелых в Челябинске. Но потребность в таких услугах не закрыта. Об этом можно судить, прежде всего, по очередям в государственные дома престарелых. Я знаю истории, что родственники ждут по 8-12 месяцев, чтобы устроить человека бесплатно, имея на руках медицинские документы и направление от Министерства социальных отношений. 

Челябинск, ул. Мамина, 64

Тел. 773–74–21; 8–912–8–0000–44

E-mail: mamin.dom@inbox.ru

Сайт http://pansionat-mamindom.ru