Благодаря проведению в Челябинске масштабных международных мероприятий можно резко изменить качество городской среды, хотя бы точечно. Самое важное – закрепить приоритеты.
Не так давно президент страны подписал указ о проведении в Челябинске саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Этот международный форум может стать толчком к ускоренному решению градостроительных проблем столицы Южного Урала. Об этой перспективе DK.RU поговорил с членом Союза дизайнеров России, руководителем группы компаний «Элефант» Михаилом Смирновым.
– Вы верите, что у Челябинска есть будущее?
— Конечно, верю! Вся история нашего города строится по принципу «не благодаря, а вопреки». Даже когда город был придатком заводов-гигантов советской индустрии и весь регион столичная номенклатура считала «большой ядерной помойкой», нам было чем гордиться. В городе заложен огромный потенциал: выгодное расположение, комфортный климат, великолепная транспортная схема, красивые озера, фантастический городской бор. Повезло городу и с планировочными решениями, к середине 1960-х годов молодые амбициозные архитекторы с качественным столичным образованием создали образцовый генплан на основе лучших градостроительных практик своего времени. Все это позволяет Челябинску оставаться городом с высоким потенциалом развития даже на фоне современных «техногенных вызовов».
— Сегодня Челябинск чаще заслуживает эпитетов «экологическое гетто», «панельный гарлем», «самый серый город России»…
– О, это очень благодатная тема, кто только ни высказывался на сей счет!
Ряд стратегических ошибок последних лет отбросил город по состоянию городской среды на недопустимые «подвальные» места в рейтинге российских мегаполисов. За два десятилетия город потерял «спортивную форму» и продолжает расползаться панельками в западную сторону. По всем современным нормам миллионник с такой внутренней структурой должен умещаться в триста квадратных километров, Челябинск занимает уже больше пятисот и продолжает «набирать вес». «Дорожная революция» пронеслась по нашим улицам, скосила тысячи деревьев и превратила город в одну большую обочину.
С точки зрения основ градостроительства в городе реализуется контрпродуктивная стратегия развития периферии за счет стагнации центра, выгодная строителям и крайне невыгодная городу. Последствия мы будем пожинать долгие годы в виде гигантской маятниковой миграции, искусственно создаваемых пробок и формирования депрессивной визуальной среды обитания. Целое поколение молодых челябинцев сформировалось, глядя на унылые стандартные бетонные дворы-колодцы и полчища машин на газонах и тротуарах. Впрочем, вряд ли я сообщил вам что-то новое, борьба города за дешевый квадратный метр, помноженная на пренебрежительное отношение к профессии архитектора, уже привела к рекордно низкой лояльности жителей к родному городу.
— И что с этим делать?
– Да ничего сверхъестественного: закрепить границы города, снизить этажность жилой застройки, запретить строить «панель», изменить требования к благоустройству, создать службу главного дендролога, пересмотреть улично-дорожную сеть, откорректировать схему административного деления. Все очень просто, но в нашей сегодняшней реальности почти невыполнимо…
— Слышал, что попытки сделать из Челябинска город-сад неоднократно совершались на уровне хотя бы проектов. Это так?
– Несмотря на уничтожающий все живое многоэтажный панельный бум, в Челябинске время от времени появляются вполне себе современные проекты. Был классный проект кампуса ЧелГУ на месте «Академ Риверсайд», с ботаническим садом, музеем и общежитиями-коммунами. Проект набережной вдоль комплекса «Манхэттен» мог бы сильно изменить представления горожан о комфортной среде. Были проекты красивого моста в районе улиц Косарева и Энгельса, торгового города в средневековом стиле на месте Сада камней, в конце концов, ARCHCHEL-2020 подарил городу несколько впечатляющих проектов набережной, конгресс-центра и аэропорта.
— Если я вас правильно понял, с замыслами у нас не все безнадежно, а что же с реализацией?
– С реализацией всегда проблемы, и не только у нас. Вот именно сейчас и забрезжила надежда. Благодаря проведению в городе масштабных международных мероприятий можно резко изменить качество городской среды, хотя бы точечно. Самое важное – закрепить приоритеты. Создание уникальных объектов с запоминающимся архитектурным обликом – вот главная «капитализация» города – хозяина предстоящих саммитов. Плюс массовое озеленение как идеология для Челябинска на ближайшие годы.
— Городская общественность опасается, что интенсивная подготовка к масштабным международным мероприятиям окончательно «добьет» исторический центр города.
– Да, такая опасность существует. Отношение челябинцев к своему архитектурному наследию, к великому сожалению, не может являться предметом гордости. Десятки исторических зданий утрачены за последние годы.
Почему наши сограждане любят европейские города? Потому что в них бережно сохранены исторические слои, архитектурные стили, гармонично дополняющие друг друга. Мы же все построенное и спроектированное до нас считаем малозначительным и мешающим нашей сиюминутной самореализации. Трепетное отношение к объектам минувшего времени – вот главный признак цивилизованности и культуры. В контексте вышесказанного кажется странным вопрос о судьбе Торгового центра – одного из символов советской инженерной архитектуры середины ХХ века, стоящего в одном ряду с Останкинской телебашней и Дворцом съездов в Кремле.
А история со старым аэропортом – и вовсе постыдный пример желания угодить интересам застройщика. Классическое здание в прекрасном физическом состоянии, формирующее привокзальную площадь и ось важной городской магистрали, так и не нашло защитников в архитектурной среде. Неужели ни у кого не осталось в душе трогательных детских воспоминаний о предвкушении встречи с чудом, материализованном в величественном здании аэропорта?
Отдельного внимания заслуживают немногочисленные сохранившиеся образцы городской застройки Челябинска начала прошлого века. Необходима реконструкция пешеходной Кировки, приведение в порядок памятников архитектуры по улице Труда, восстановление здания старой электростанции. Это тот минимум, который можно будет с гордостью показать гостям города.
— Какие новые объекты получит наш город к саммиту ШОС, смогут ли они изменить архитектурный облик столицы Южного Урала?
– За предстоящие два года подготовки в Челябинске будут введены в эксплуатацию десятки весьма серьезных объектов инфраструктуры. От того, что уже презентовано в виде слайдов, впечатление довольно тоскливое.
При нынешнем дефиците времени нужно постараться дать городу максимум ярких архитектурных решений, отойти от рациональных типовых приемов и технологий. Десять запоминающихся зданий способны изменить внутреннее состояние города, разбудить самоуважение и амбиции жителей. Остекление, открытые цвета, вентилируемые фасады, вывески, архитектурная подсветка и малые архитектурные формы – все инструменты хороши для «очеловечивания» бетонных коробок, начисто лишенных индивидуальности и привлекательности.
Нужен всего лишь позитивный настрой и желание учиться у профессионалов. Город должен жить предстоящими изменениями и привлекать все лучшее из мирового опыта разных сфер городской жизни. И тогда у Челябинска точно будет будущее. Красивое будущее.