Меню

«Чувствуешь себя существом второго сорта»: почему челябинцам не хочется идти в новые парки

«Нет нормальных тротуаров — нет желания идти в новые скверы и парки. Не захочет человек пересесть с автомобиля даже на самый комфортный автобус, пока пешеход чувствует себя существом второго сорта».

В этом году челябинцам пообещали сделать десятки новых «мест для селфи» — так на модный манер чиновники называют парки и скверы. Но никто не думает о том, как горожане должны дойти до этих оазисов цивилизации. В каком состоянии находятся городские тротуары и почему на столичный урабнистический форум надо отправить главного дорожника Владимира Алейникова — авторская колонка активиста Павла Кочнева, который ранее предлагал Текслеру убрать забор вокруг резиденции.

— На прошлой неделе в челябинской мэрии состоялось не совсем типичное для нашего города совещание «по следам урбанистического форума». А не типичное оно потому, что город давно прослыл антипримером современной урбанистики и то, что вектор мысли чиновников и развития города меняется, не может не радовать меня и многих других неравнодушных жителей города. С огромным интересом я следил за репортажами с совещания в Telegram-каналах, и в ходе чтения поймал себя на мысли, что мне неимоверно хочется написать кому-то из присутствующих с просьбой поднять вопрос: когда приведут в порядок тротуары?

Например, предложили классный проект цветочных часов на пересечении улиц Тимирязева и Пушкина, но я сразу вспоминаю, какие там ужасные тротуары, а ведь это — гостевой маршрут. Я не предлагаю устроить «тротуарную революцию» — речь о банальном ремонте ям, избавлении от грязи и занижении бордюров. И это типичная ситуация для многих перекрестков в центре города, про более отдаленные районы и говорить нечего.

Обратите внимание на тропинку слева: она появилась оттого что в дождь тут вообще невозможно пройти

Отсутствие нормальных скруглений углов тротуаров и порождает вытоптанные участки газона, от которых образуются грязь и пыль на улицах. А вот какой там бордюр на переходе через ул. Пушкина: попробуй проедь с коляской или на коляске, чтобы заселфиться с новым арт-объектом. Гостевой маршрут, между прочим.

Всё это настолько вошло в привычную картину мира для челябинцев, что разруху перестали замечать. Показываешь знакомым подобные фото, а они тебе в ответ: «Да ладно тебе, это еще нормально вот у нас на «северке», в Парковом, в Чурилово…» В администрации Ленинского района вообще уверены, что валяющийся столб — это ограждение для безопасности.

Порой куска тротуара просто нет.

Состояние тротуаров и их сопряжений с проезжей частью я смог в полной мере оценить, когда в нашей семье появился ребенок. Сначала прогулки с коляской, теперь с самокатом. Скакать по бордюрам — то еще «удовольствие». Вроде бы ерунда-бордюрчик, но таких по два на каждом перекрестке, на каждом выезде с парковок и дворов.

Это улица Свободы, от Тимирязева до Плеханова: три вот таких участка с парой бордюров и ямами на каждом. Я недавно ради интереса измерил бордюры на небольшом участке по Свободы и Цвиллинга, по пути на работу. Два из 40 бордюров не соответствуют нормативным 15 мм (СНиП 35-01-2001).

Чтобы избавить город от высоких бордюров, видимо, нужны какие-то тектонические сдвиги в головах чиновников и строителей. Когда строят дорогу, ни у кого ведь не возникнет мысли ступеньку сделать, а на тротуаре — пожалуйста: хоть 10 см, хоть все двадцать. Нет устойчивого понимания, что пользователь тротуара — это не только бодро скачущий молодой человек, но и пенсионеры, инвалиды, мамы с колясками. Кто-то едет на велосипедах или самокатах. Сейчас практически каждая новая стройка или ремонт — равно новый бордюр.

Островок безопасности на новом переходе

Велодорожка возле нового МФЦ. По моему обращению начали занижать бордюр. Непонятно, правда, почему занижается только один камень.

Тот, кто это все принимал, куда смотрел? Мне кажется, сейчас нужен отдельный человек в мэрии, который будет только ездить всё лето по стройкам и ремонтам дорог и у каждого бордюра кричать: «Делай 15 мм!» Вот Яндекс-карты хорошо показывают, как прямо перед администрацией города за 8 лет вырос не бордюр, а бордюрище.

Всё эти возвышенности и ямы лишают любую прогулку комфорта. Идешь и смотришь, куда наступить, зазевался — всё, споткнулся или испачкался, а то и ногу можно повредить. На днях разбил в кровь ногу о болт, торчащий из тротуара на улице Свободы. Я написал и позвонил в администрацию района, но никто ничего пока не делает.

Казалось бы, город должен понемножку год за годом улучшаться, а получается наоборот. Пешеходная инфраструктура деградирует. Свежий пример: перед новым «Магнитом» на Цвиллинга, 67 был прямой широкий тротуар, а теперь парковка с кривым обходом. Ещё один пример — танк на Комсомольской площади. Проспект Ленина там четыре полосы в одну сторону, плюс дублер две полосы, плюс парковка, но нужно было еще треть тротуара «откусить», чтобы бамперам было свободнее, а людишки и так протолкнутся, ничего. На вопрос можно ли как-то подвинуть заборчик, ответ обычный: «Все по нормам, менять ничего не нужно, проблемы нет».

Не видно никакого системного подхода к пешеходной среде: пишут в лучшем случае, что когда-то там рассмотрят возможность что-то сделать. А я думаю, нужно ввести за правило: ремонтируем проезжую часть, давайте обязательно ремонтировать и тротуар, и сопряжения между ними в порядок приводить. А сейчас выходит так, что автомобиль на первом месте, асфальт новый положили или ямы залатали, а тротуар разбитый или его вообще нет.

Вот как на перекрестке улиц Харлова и Курганской: идешь-идешь и кончился тротуар, идите как хотите, кого-то, думаете, волнует это в УДХ?

Или аллея на улице Орджоникидзе: отличное место для прогулок и отдыха. Только не хочется туда идти с ребенком, потому что она вся иссечена бордюрами. Проезды ремонтируют, а бордюры остаются.

Глава района разводит руками. Асфальт в проездах уложен по программе «Реальные дела», а  занижать по ней же бордюры нельзя, будет нецелевое расходование средств и вообще тротуары это к УДХ. Идем в УДХ, а там всегда один ответ: «Рассмотрим возможность». Да, у меня есть два примера, когда по обращению занижались бордюрные камни, но по всему району, получается, нужно на каждый бордюр написать жалобу отдельную, чтобы хотя бы рассмотрели возможность улицы в соответствие со СНиП привести?

Никакой самостоятельной работы администрации города в улучшении комфортной пешеходной среды не видно. Просьбы о дополнительном асфальтировании, тропинок или вытоптанных углов вообще сразу отметаются: «Нет в проекте, все по нормам», люди годами месят грязь и пыль, а получается, что никакой надежды даже нет, что ситуация улучшится.

Очень жаль, что на совещании по благоустройству в мэрии я не заметил главного дорожника Владимира Алейникова — вот кого нужно первым на урбанистический форум отправить. Нет нормальных тротуаров — нет желания идти в новые скверы и парки. И не захочет человек с автомобиля даже на самый комфортный автобус пересесть, пока путь к остановке и неудобный, пока пешеход чувствует себя существом второго сорта в городе. Поэтому предлагаю следующее подобное совещание начать с вопросов улучшения пешеходной среды: регулярного ремонта тротуаров, контроля за соблюдением СНиП 35-01-2001, системной работы над избавлением улиц от грязи через восстановление бордюров, удаление излишков земли с газонов и асфальтирования народных тропинок и вытоптанных углов.

Колонка написана специально для DK.RU