Меню

«Челябтяжмашпроект» и «КУрС» готовы делиться опытом в импортозамещении

Развитие промышленности – совместная задача бизнеса и государства. Именно так считает председатель совета директоров ОАО «Челябтяжмашпроект». И первая задача – импортозамещение.

Евгений Еремин, председатель совета директоров ОАО «Челябтяжмашпроект»:

– В июне 2014 года Минпромторгом были опубликованы результаты анализа наиболее перспективных с точки зрения импортозамещения отраслей. Лидерами стали станкостроение, тяжёлое машиностроение, лёгкая промышленность, электронная промышленность, фармацевтическая, медицинская промышленность, а также машиностроение для пищевой промышленности. Доля импорта в потреблении в этих отраслях колеблется от 60% до 90% и более. Но для реализации перехода на отечественную продукцию в вышеперечисленных отраслях нужны эффективные механизмы работы и целый комплекс условий, таких как гарантированный госзаказ, доступ к недорогим кредитным ресурсам, налоговые льготы, устранение излишних административных барьеров при выделении участков земли и решении инфраструктурных вопросов и др.

Около года назад в Челябинской области началась работа по созданию станкостроительного кластера. Одним из этапов реализации проекта стала подготовка к строительству завода по производству станин. Как участник рабочей группы при Губернаторе Челябинской области по созданию чугунолитейного производства на 70 тыс. тонн литья в г. Магнитогорске хочу поделиться опытом реализации задач импортозамещения на данном примере.

В ходе предпроектной подготовки сложилось рабочее ядро из сотрудников отдела инвестиционного развития администрации Магнитогорска, представителей ЗАО «Магнитогорский завод прокатных валков», проектировщиков института ОАО «Челябтяжмашпроект» и специалистов ООО ПСО «КУрС».

Администрация г. Магнитогорска представила на рассмотрение 14 перспективных участков, из них 3 браунфилда и 11 гринфилдов, и на основе «Дорожной карты инвестора», которая является разработкой ОАО «Челябтяжмашпроект», был составлен рейтинг всех площадок, учитывающий наиболее значимые для запуска производства характеристики. В ходе работы стало понятно, что наибольший вес имеет наличие необходимой инфраструктуры, то есть возможности наиболее быстрого и менее затратного технологического присоединения.

Площадка может быть очень удобной с точки зрения подъездных путей, иметь хорошие геологические характеристики, удачно располагаться относительно населенных пунктов, но без возможности быстрого и налаженного доступа к энергетическим ресурсам запускать производство не имеет смысла. 

В процессе работы пришлось столкнуться со следующими проблемами:

– так как работа на этапе предпроектной подготовки выполняется без финансирования, необходима была готовность коммерческих предприятий работать полностью на общественных началах, руководствуясь интересами участия в проекте в долгосрочной перспективе;

– отсутствие в архитектуре геодезических и геологических данных осложнило и затормозило работу по оценке возможности размещения на конкретных площадках производственных зданий. Специалистам ОАО «Челябтяжмашпроект» приходилось выполнять инженерно-геологические и геодезические изыскания, чтобы получить недостающие данные;

– энергоснабжающими компаниями выдавалась не всегда корректная информация о возможности присоединения к инфраструктурным объектам и доступным мощностям. В связи с этим несколько раз менялся выбор участка;

– происходили изменения и в концепции проекта. Сначала планировалось совместное производство валков и станин, но затем было решено производить только станины. Соответственно менялись требования к участку.

В общей сложности работа по выбору производственной площадки растянулась на 10 месяцев, хотя ее можно было бы выполнить за месяц, не теряя в качестве, если бы исходные данные, в первую очередь, по технологическому присоединению к инфраструктурным объектам выдавались быстро и корректно. Ускорение на этапе планирования, подчеркиваю, ускорение, а не спешка, способствует более раннему началу освоения вложения.

Решением, позволяющим эффективно работать над вопросами импортозамещения, могло бы стать создание на базе Комитета по энергетике СОСПП в рамках проектного офиса рабочей группы. В состав этой группы могут войти специалисты энергоснабжающих организаций, проектировщики, юристы, представители компаний-владельцев инфраструктуры общего пользования (от таких крупных как ОАО «РЖД», ГК «АВТОДОР» до муниципальных компаний), совместная работа которых даст возможность разработать методику и рекомендации по сокращению сроков и издержек по подключению инвесторов к объектам инфраструктуры. Конечно же, данная методика должна быть отработана в реальной жизни на реальных объектах. ОАО «Челябтяжмашпроект» и ООО ПСО «КУрС» в составе группы компаний КУРС готовы активно участвовать в данной работе, делиться опытом и наработками.