Меню

Челябинский бизнес назвал врагов российской экономики

"Наши чиновники, наши законы, наша ментальность". Кого челябинские бизнесмены назвали главным врагом российской экономики?

"Деловой квартал" предложил челябинским бизнесменам назвать, кого они считают главным врагом российской экономики.

Артур Андреев, генеральный директор «Andreev Consulting»

Главный враг экономики России, на мой взгляд, – это мы сами. Наши чиновники, наши законы, наша ментальность. Бизнес привык зарабатывать «быстрые» деньги на спекуляциях, монетизации административного ресурса и перепродажах. Посмотрите на полки магазинов. Сколько у нас товаров конкурентоспособного качества, произведенных полностью в России, без использования импортных компонентов, технологий, лицензий, сырья, полуфабрикатов или патентов? Практически нет таких товаров. Для их создания нужны большие инвестиции. Сроки окупаемости очень высоки (от семи и более лет). В условиях нестабильной экономической ситуации и постоянного изменения законодательства и налогообложения есть большие шансы вообще потерять все. Политика государства нацелена только на крупный бизнес, и то в основном в сфере добычи полезных ископаемых и энергоносителей. Поддержка мелкого и среднего бизнеса осуществляется только на словах. Государство не создало условий для развития бизнеса. В этой ситуации ни о каком развитии говорить вообще не приходится, только о выживании. Совокупность налогового бремени просто колоссальная.

Юрий Моисеенко, директор ОАО «ЧИЗ» («Челябинский инструментальный завод»)

Однозначно нельзя сказать, кто враг российской экономики. Виноватых не надо искать. Это рыночная ситуация диктует свои правила. И если раньше стратегический план развития предприятия можно было разработать на 3-5 лет вперед, то сейчас даже на полгода сложно что-то спрогнозировать. Есть несколько проблем. Из-за высокого курса доллара сильно подорожала продукция из-за рубежа. И мешает развитию высокая ставка рефинансирования. Например, у нас уже три месяца идет согласование одобрения/неодобрения кредита. До сих пор банк не принял решения. Хотя я подавал документы еще в декабре. А для бизнеса три месяца ожидания… Скажем так, для нас получить деньги именно сейчас – архиважно. Поэтому ищем другие способы, чтобы получить финансирование. В этой экономической ситуации врагом правительство нельзя назвать. Но власть должна обратить серьезное внимание  на малый и средний бизнес. Надо инвестировать в те производства, которые реально работают, но находятся на грани выживания. А «распыление» денежных траншей в те предприятия и области, которые эти деньги просто потратят и ничего не сделают, – это неправильно.

Дмитрий Довбня, генеральный директор ООО "РИА "Иероглиф"

Я бы не искал врагов на стороне. Вообще бы не искал врагов нигде! Надо разбираться и анализировать. Принимать взвешенные, а не сиюминутные решения. Вот рецепты движения вперёд. У нас много говорят о том, что президент управляет страной в ручном режиме. Я, как консультант по маркетингу, часто общаюсь с первыми лицами и предприятий, и регионов. Могу сказать, что у нас большинство руководителей работают в таком режиме. Когда человек вынужден решать тактические задачи в режиме нон-стоп, ему некогда посмотреть на перспективу.

Важная задача: научиться мыслить стратегически. Горизонт планирования должен сместиться с привычных пятилеток на 25-50 лет. Мы отстаём, поскольку реагируем на вызовы. И стараемся конкурировать в лоб. Надо не стараться догнать или сделать так же, как у конкурента, но чуть-чуть лучше. Надо выбрать стратегическое направление и двигаться в нём, создавая свою нишу. России (часто из-за её инертности) везло! Например: в 80-90-х в западных странах начали отказываться от промышленных производств, перенося их в страны Юго-Восточной Азии. Теперь, когда мир сотрясли несколько кризисов, на западе осознали, что они погорячились! И стали возвращать производства. Беда России в том, что это был не её стратегический выбор, а инертность к изменениям!

Максим Загорнов, президент Ассоциации малой энергетики Ураладиректор Группы компаний «МКС»

Поиск «врагов российской экономики», внешних или внутренних, считаю сегодня самым неконструктивным  и бесполезным занятием. Думаю, многие со мной согласятся. Основные проблемы российской экономики всегда крылись в нас самих: еще неокрепший малый и средний бизнес, бесконечные ожидания от государства, отсутствие инициативы в решении собственных задач, вера в инвестора-чудотворца... Многолетний опыт уже показал, что российский бизнес всегда развивалась не благодаря, а вопреки. Поэтому успешны те предприниматели, которые рассматривают бизнес как тысячи возможностей, а не как тысячи причин.  Советую не тратить время на поиски врагов, а заниматься поиском решений, разработкой планов по выходу из кризиса, по освоению  зарубежных рынков (у нас сейчас очень конкурентные предложения). Говоря словами китайца Конфуция: «Если хочешь изменить мир – начни с себя», а если по-нашему, по-русски: «Не вешать нос – прорвемся!»

Людмила Соколова, агентство «Бизнес и кадры»

Если смотреть глобально, то, на мой взгляд, главный враг экономики – это система ценностей, направленная исключительно на получение прибыли любой ценой. Такой подход приводит к возникновению коррупционных схем, к обыкновенной эксплуатации персонала. Мы живем ради получения прибыли, и в этом проблема. Сейчас государство – машина для зарабатывания денег. И так почти во всех странах. Такое желание получения прибыли любой ценой отражается и на рынке труда. В Челябинске, например, крайне низкий уровень оплаты труда. Заявленные позиции по заработной плате позволяют людям только сводить концы с концами.

Кроме того, экономике мешает развиваться жесткая налоговая система. Она не дает встать на ноги предпринимателям. «Налоговые каникулы» для начинающих предпринимателей может и помогут. Хотя в силу экономической ситуации без инвестиций организовать нормальный бизнес крайне затруднительно. Но любая система рано или поздно заканчивает свое существование. Возможно, ей на смену придет другая, с идеей социальной справедливости.