Меню

Челябинские банки рискуют попасть под штрафные санкции за навязывание страховок

Антимонопольная служба предлагает наказывать банки, навязывающие страховку, рублем. Какие штрафы грозят финансовым организациям?

С начала года ФАС отмечает увеличение числа жалоб на навязывание страховок при выдаче кредита, сообщает «Коммерсант». По данным издания, антимонопольный орган предлагает установить для должностных лиц штраф на уровне 50 тысяч рублей, для юридических лиц - до 500 тысяч.

«Потребителям, в частности, не предоставляют бланк, в котором они могли бы зафиксировать отказ от страховки, либо и вовсе отказываются выдавать кредит из-за нежелания клиента приобретать страховку», — уточняют в ФАС.

По словам заместителя руководителя ФАС Андрея Кашеварова, закон «О потребительском кредите» обязывает банкиров предоставлять заемщику возможность отказаться от страховки, но не закрепляет ответственности за навязывание страховых продуктов. Соответствующей статьи нет и в КоАП (в отличие от навязывания дополнительных услуг при страховании, ст. 15.34.1).

«В результате если сразу после вступления закона в силу — с 1 июля 2014 года — количество жалоб на навязывание страховки стало падать, то впоследствии снова начало расти, так как банкиры не видели ответственности за нарушения»,— поясняет он.

Напомним, согласно закону «О потребительском кредите», банку необходимо получить согласие заемщика на оказание ему дополнительных услуг за отдельную плату, в том числе и страхование жизни и (или) здоровья заемщика. При этом кредитор должен обеспечить заемщику возможность согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги. Однако на практике выходит иначе.

Если норма окажется недостаточно эффективной, размер штрафа может быть увеличен. В случае необходимости дополнительные поправки планируется разработать и к закону «О потребительском кредите».

В то же время эксперты отмечают, что предлагаемая мера не будет иметь должного результата. Банки найдут способ, как избежать санкций.

«Рост числа навязывания дополнительных услуг по страхованию связан с необходимостью повышения доходности банковского бизнеса. Это безрисковый доход, который нужен при росте просрочки и особенно при удорожании ресурсов. Доказать навязывание и принуждение будет архисложно - если заемщик поставил «галочку» - согласие на страхование получено добровольно. Размером штрафа вопрос не решить. К тому же сейчас посыл - не навязывать, а убеждать клиентов в целесообразности и нужности приобретения страховки». – заявила DK.RU независимый финансовый аналитик Ирина Кудрякова.