Логистика на тормозах: какие факторы влияют на рынок перевозок Челябинской области
Главным фактором развития или стагнации рынка в сфере логистики в 2026 г. станет ключевая ставка. Снизится ли деловая активность, и как система грузоперевозок переживает экономический спад?
Своим взглядом на ситуацию в отрасли поделился заместитель председателя комитета по транспорту и логистике Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, руководитель проектов развития компании «ТРАСКО» Павел Масленников.
Павел Павлович, какие ключевые факторы сейчас формируют спрос на логистику в России?
— Спрос на логистические услуги связан прежде всего с активной переориентацией внешнеторговых потоков в Азию и на Восток. Также его подстегнуло развитие электронной коммерции и рост числа складов на территории России: за счет расширения сети распределительных центров маркетплейсов срок доставки грузов до потребителей сократился. Участники рынка сравнивают цены на товары в России с зарубежными, и, если изделия с учетом доставки ниже, могут сделать выбор в пользу импорта.
Что касается Челябинской области, еще несколько лет назад появились запросы от различных инвесторов на открытие новых логистических площадок и развитие существующих, например, ТЛК «Южноуральский», подобные инициативы обсуждались и в других регионах, например, в Самарской области.
Хватает складов бизнесу или нет — вопрос спорный. В первую очередь следует помнить: любое строительство требует внушительных инвестиционных вложений, которые будут окупать себя не один год. К тому же складское оборудование часто европейского производства. Сейчас приобрести его с тем же сроком окупаемости, что ранее, довольно сложно, затраты при параллельном импорте не снижаются.
Склады классифицируются по многим параметрам, и чем выше класс, тем дороже пользование им, и здесь вопрос в количестве потенциальных клиентов склада, оборудованного по последнему слову техники — нужен ли такой бизнесу? Поэтому в данный момент, если мы не говорим о температурных грузах, достаточно принимать их на хранение на огороженной охраняемой территории с защитой от осадков, то есть под крышей.
Влияет на ситуацию и еще один фактор. Отпадает необходимость хранения товаров непосредственно в Челябинске, так как некоторые группы изделий доставляют из соседних регионов, в частности Екатеринбурга. При заказе доставки обратите внимание на оклейку. Если у предприятия сеть филиалов, нередки случаи хранения основной части продукции где-то между подразделениями. При этом с развитием маркетплейсов и ритейла тема необходимости современных складов бурно обсуждается.
Такие площадки, как Ozon и Wildberries соревнуются не только по цене на аналогичные товары, но и по срокам доставки. Чем ближе распределительный центр к пункту выдачи заказов, тем меньше затрат на логистику между ними.
Сейчас наблюдаем под Челябинском строительство нескольких таких объектов. Важно отметить, что для экономики региона это плюс еще и в том плане, что новый склад обеспечит работой жителей пригорода.
Как изменилась конкуренция на рынке: усилились федеральные игроки, выросла или снизилась доля региональных компаний, появились новые форматы?
— Принципиальных изменений на рынке пока не ощущается, при этом, как и в другие турбулентные времена, не исключены сокращения количества лизинговых машин в автопарках любого размера, если не удастся справиться со взятыми перед банком обязательствами. Но в целом все выполняют свою работу. Здесь опять же нужно смотреть сегменты, информации об уходе с рынка серьёзных участников в информационном поле не было довольно давно.
Как вы оцениваете доступность и стоимость финансирования для логистического бизнеса? Что изменилось по сравнению с 2023–2024 гг.?
— Если говорим о поддержке государства в плане компенсации части затрат на логистику, то в прошлом году прослеживалась тенденция на снижение. Мы являемся аккредитованным партнером Российского экспортного центра (РЭЦ). Поэтому, если экспортер, например, решит совершить грузоперевозку силами «ТРАСКО», то в зависимости от продукции он может рассчитывать на компенсацию части затрат от РЭЦ. Если в 2024 г. на такую выплату для участника внешнеэкономической деятельности было предусмотрено около 1 млн руб., то в прошлом году — вдвое меньше, порядка 500 тыс. руб. То есть для компании, которая много и часто возит, это небольшая сумма.
Пока информации по субсидиям на 2026г. от РЭЦ нет, но, чтобы быть в курсе по этому вопросу, можно настроить уведомления от РЭЦ через сайт ведомства. По опыту прошлых лет и в зависимости от региона, к середине года бюджетные средства могут быть выбраны участниками ВЭД полностью, поэтому важно следить за новостями.
Какие меры государства (регулирование, контроль, весогабарит и т.д.) помогают отрасли и достаточно ли их?
— Любое нововведение сначала вызывает дискомфорт, при этом то или иное событие стоит рассматривать с разных точек зрения. Работа некоторых АПВГК, так называемых рамок весогабаритного контроля, вызвала негатив со стороны водителей и экспедиторов из-за штрафов от Ространснадзора. Это снижает привлекательность нашего региона для перевозчиков. Есть ряд обращений по этому вопросу в прокуратуру Челябинской области. Все они связаны с Постановлением Роспотребнадзора о превышении длины/ширины полуприцепа, хотя согласно проведенному замеру «рамки», наш автопоезд длиннее эталона более чем на 2 метра. Вопрос рамок мы поднимали в том числе на семинаре в ЮУТПП совместно с представителями региональной Прокуратуры и заместителем министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
Контроль важен и нужен, но существуют нюансы, которые приходится доказывать через судебные решения. Штраф можно оспорить, но это чревато изъятием денег из оборота компании.
Сложившаяся ситуация остается определённым препятствием для развития бизнеса, со своей стороны мы информируем водителей и слушателей наших семинаров о необходимости более тщательного закрепления тента для предотвращения парусности.
Какие направления сейчас наиболее перспективны для российских логистов?
— С учетом сокращения объемов работы со странами Евросоюза участники ВЭД и грузоперевозчики перенесли свои интересы на Юг и Восток. Популярными направлениями остаются Турция, Китай, Узбекистан, Казахстан, Беларусь и другие государства СНГ. Многие логистические компании переориентировались на внутрироссийские перевозки.
Какова роль цифровизации на рынке логистики: какие системы критичны (TMS/WMS, телематика, электронный документооборот, цифровые путевые листы)? Что дает максимальный эффект?
— В логистике используются разные инструменты, в том числе цифровые. Участники рынка привыкли к таким понятиям как ТМС, CRM. Всё зависит от экономической модели бизнеса, насколько целесообразно устанавливать дорогую программу и обучать сотрудников, если, например, на складе работает один человек, и он знает, где находятся коробки с товаром. Безусловно, нужно автоматизировать процессы, но ни одна профессиональная программа не даст положительного эффекта без грамотной настройки и обучения персонала. При этом в первую очередь необходимо донести до работников преимущества введения нового инструмента.
Как клиенты в регионе относятся к прозрачности и трекингу: готовы ли платить за сервис, или решает только цена?
— Клиент всегда голосует рублём за адекватное соотношение цены и качества. Но он зачастую не представляет структуру затрат. Компаний на рынке много, но далеко не все готовы полностью работать в интересах заказчика.
Прозрачность важна для всех участников рынка. В былые времена после появления датчиков в топливном баке некоторые водители уходили с предприятий, а сейчас никого не удивить системами мониторинга, когда машина фиксирует, что делает сотрудник за рулем, где находится фура, потому что это безопасность не только груза, но и самого водителя.
Какой прогноз вы дали бы по рынку логистики в Челябинской области на 2026 г.?
— Если обратиться к данным мультимедийных холдингов, то прошлый год в целом по количеству грузоперевозок показал рост. Поскольку клиентов в первую очередь интересует возможность рассчитать затраты по заключаемым контрактам, они обращаются к нам в том числе с просьбой расчёта индикативной стоимости логистики нового проекта.
Понимание, какие затраты компания будет нести на текущий момент, позволяет более чётко составить прогноз на будущий период. Если ключевая ставка останется на прежнем уровне, тенденция на оптимизацию затрат по перевозке грузов сохранится и, наоборот, снижение «ключа» будет способствовать росту бизнеса.