Алексей Овакимян: «Налоговую нагрузку на бизнес теперь невозможно оптимизировать»
В налоговой системе России произошли существенные изменения. У бизнеса вырастут расходы, а компенсировать их поднятием цен получится не у всех. Каковы основные вызовы и возможные последствия?
Своим мнением о ситуации в налоговой сфере и экономике Челябинской области поделился учредитель ГК «Авуар», председатель комитета по налогам, банкам и финансам регионального Союза промышленников и предпринимателей Алексей Овакимян.
Алексей Дмитриевич, как вы оцениваете ситуацию с изменениями в налоговом законодательстве?
— Очевидно, что в сложившейся ситуации государству нужен дополнительный ресурс, и совсем не удивительно, что нашли его именно в налогах. Доходы от компаний с долей госучастия, несмотря на их значительную долю в экономике страны, остаются очень незначительными. Жесткая политика ЦБ снижает прибыльность и объем ВВП. Таможенные сборы при существующем экспорте и импорте тоже не на высоте, а расходная часть бюджета очевидно растет. Другого источника ее пополнения, кроме налогов, нет. Более того, в сложившихся условиях собираемость налогов стала элементом государственной безопасности.
Больше всего волнует произошедшее с 2026 г. повышение ставок НДС на 2%, особенно в период борьбы с инфляцией. Это отразилось на ценах: за первую половину января рост достиг 1,26%.
Основным вызовом стало ужесточение налогового регулирования. Сложнее малому бизнесу, который привык работать не по шаблону, а креативно: не все готовы к нововведениям, не учитывают требования фискальных нормативов, надеются остаться незамеченными. Так происходит с привлечением самозанятых и ИП. Некоторые считали, что нанимать таких сотрудников на постоянной основе нормально, но теперь оказывается, что нет, это наказуемо.
Есть перегибы с дивидендами. В 2025 г. были прецеденты, когда в рамках камеральной проверки налоговая служба предлагала компании рассчитать налог с дивидендов вне зависимости от того, что средства не распределялись и не выплачивались. То, что распределение прибыли на дивиденды производится на усмотрение акционеров, перестало быть аргументом. Если такие прецеденты появятся, акционеров ждет новая реальность.
Для малого бизнеса большую роль будет играть также повышение страховых взносов с 15% до 30%. На предприятиях, где задействовано большое количество работников, такое увеличение платежей с фонда оплаты труда (ФОТ) повлияет на доходность в 2026 г.
Усиление регулирования задним числом создает для бизнеса больше проблем, чем увеличение налоговой нагрузки в 2026 г. Сейчас идут проверки за 2023–2025 гг., а проблемы с начислениями за текущий год нас еще ждут.
Могут ли увеличиться случаи дробления или закрытия компаний?
— Дробление бизнеса не является действенной мерой. Налоговая служба провела большую работу по автоматизации контроля, и если раньше можно было относительно незаметно разделить юрлицо на несколько организаций, то сейчас это быстро выявляется.
Больно ударило по малому бизнесу введение НДС год назад. В первую очередь это отразилось на компаниях b2c, то есть на рынке, направленном на конечного потребителя. Произошла добавка +5–7%, но рентабельность таких организаций не всегда позволяет нести дополнительную нагрузку, увеличивая цены, особенно в условиях борьбы с инфляцией, которая в прошлом году составила всего 5,6%. Для них повышение НДС сильно ударило по доходности.
По статистике, в России за 2025 г. закрылось в два раза больше организаций, чем зарегистрировано новых. Компании стараются как-то выжить, хотя удастся это не всем. Сейчас мы видим, что многие предприятия общепита уходят с рынка в связи со снижением покупательной способности населения. Пострадал сектор автодилеров. Девелопмент и лизинг просели примерно на 30%. Выросло по итогам 2025 г., пожалуй, только производство драгоценных и цветных металлов в связи с ростом цен на сырье. Остальные отрасли, если говорить глобально, находятся в минусе.
Потребовались ли от комитета СПП по налогам новые инструменты работы с бизнесом, дополнительные консультации?
— Да, бесспорно, мы активно обсуждаем этот вопрос, работаем совместно с комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства и органами власти. Всем важно понять, что сейчас нет никаких механизмов смягчения налогового бремени, законодатель не предусмотрел такой возможности. Пытаться оптимизировать свои расходы на отчисления в казну привычными механизмами бесполезно. Законодательные инициативы, направленные на снижение этой нагрузки на бизнес, сейчас не проходят.
Специальный проект «Прогнозы 2026» бизнес-издания «Деловой квартал»
Какие аспекты стоит учитывать предпринимателям, чтобы не стать нарушителями?
— Для безопасности бизнеса сейчас нужно принять требования налогового законодательства. Да, налоги стали значительно дороже, но санкции за их оптимизацию еще хуже. Пени оказались в двукратном размере ключевой ставки, которая в 2025 г. стала рекордно высокой, не говоря уже о штрафах и прочей ответственности. Ни один бизнес такого не выдержит.
Если раньше предприниматели могли компенсировать несовершенство законодательства необязательностью его исполнения, то теперь и этой возможности больше нет. Система государственного контроля значительно лучше, чем принято о ней думать. Для сохранения бизнеса в наше время надо смотреть другие ресурсы для оптимизации затрат. Даже налоговый кредит или рассрочка — это дорогой и сложный продукт.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.