В Челябинске дали старт новому этапу строительства метро
В Челябинске дан старт строительства ветки метротрамвая от ул. Овчинникова до Торгового центра. Подрядчик рассказал подробности о предстоящих работах.
Сегодня началась активная фаза строительства ветки «Север-Юг» челябинского метротрамвая. Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Полина» приступил к работе на участке от остановочного пункта «Улица Овчинникова» до станции «Торговый центр». Общая протяженность левого перегонного тоннеля этого сегмента линии составит 2 тыс. 175 м.
В церемонии старта работ приняли участие заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин (по ВКС), губернатор Алексей Текслер, представители подрядчиков — компании «Моспроект-3» и организации из Китая.
Мы даем старт ключевому этапу комплексного инфраструктурного проекта челябинского метротрамвая. Начинаем проходку горизонтального тоннеля. Реализуем проект по поручению президента России с поддержкой правительства РФ. В целом, формируем транспортный каркас Челябинской агломерации на десятилетия вперёд: мы уже фактически завершили обновление всего общественного транспорта, — сказал глава региона, обращаясь к Марату Хуснуллину.
Представитель подрядчика заявил о полной готовности оборудования и рассказал о том, какие работы уже выполнены. Так, произведено укрепление бортов вырытого котлована, забронированы стартовое ложе, торцевая стена, на которую смонтировали проходческую машина. Это техника китайского производства.
Также выделено ещё три стартовых площадки в рамках проекта «Север-Юг»: на пр. Победы (остановочный пункт кл. Косарева), где после новогодних праздников запланировано переключение трамвайных путей, там уже продольные стенки котлована пробурены, дальше будет добуриваться. Один ТПК уже привезен и лежит там, в январе начнётся отгрузка второго. Вторая площадка - остановочный пункт Ул. Каслинская. Неделю назад закончили там все подготовительные работы для перекрытия движения. Также там предстоит произвести работы по переносу трамвайных рельсов и контактной сети, — рассказал заместитель генерального директора по строительству компании «Мостпроект-3» Евгений Смирнов.
Он уточнил, что всего будет работать шесть тонелепроходческих комплексов. Напомним, что к проектированию и освоению данной площадки приступили в 2022 г. Сначала были вынесены коммунальные сети. Минувшим летом проект проходки получил одобрение экспертизы. Тоннелепроходческий комплекс «Полина» изначально использовался на строительстве Большой кольцевой линии московского метрополитена. Для метротрамвая в Челябинске прошел специальную модернизацию, уточнил подрядчик.
Проект челябинского метро был запущен в 1992 г. по решению правительства РСФСР и областных властей, однако уже к концу 2000-х столкнулся с системной проблемой — отсутствием стабильного федерального финансирования: стройка велась рывками, сроки ввода неоднократно переносились, а в 2010 г. работы фактически законсервировали, признав классическое метро чрезмерно дорогим для города.
Переломным моментом стал 2021 г., когда по инициативе региональных властей при поддержке Минтранса РФ и правительства России проект официально переформатировали в метротрам — более дешевую модель с использованием уже построенных подземных выработок.
В течение последних лет работы в регионе заметно оживились: генеральный подрядчик «Моспроект-3» начал разработку стартового котлована, был доставлен в Челябинск тоннелепроходческий комплекс, субподрядчик ООО «16-ое управление СиАрСиСи» приступил к проходке в геологических условиях в скальных грунтах.
Напомним, что проект первой линии «Север-Юг» протяженностью свыше 9 км предусматривает строительство двух подземных станций («Площадь Революции» и «Торговый центр») и наземных остановочных пунктов: «Улица Овчинникова», «Улица Косарева» и «Улица Каслинская».