Сергей Таскаев: «Наука и бизнес создают продукты, аналогов которым нет в мире»
Победителем премии «Человек года» в номинации «Кадры» стал ректор ЧелГУ Сергей Таскаев. Мы обсудили с ректором достижения вуза, включая открытие новых программ в области ИИ и цифровой экономики.
Под руководством Сергея Таскаева Челябинский государственный университет выполнил план по набору абитуриентов, увеличив интерес к внебюджетным местам и обеспечив высокий уровень трудоустройства выпускников — более 85%. Также вуз развивает международное сотрудничество и открывает Институт фундаментальной системной инженерии.
Сергей Валерьевич, вуз провел глубокий анализ потребностей региональной и федеральной экономик. Расскажите, какие тренды сложились на рынке труда, что нужно понимать работодателям и специалистам в сфере образования?
— Можно выделить несколько ключевых моментов. Первый — обучение. Сегодня требуется образование, которое, с одной стороны, является практико-ориентированным, а с другой стороны — фундаментальным. У студента должна быть сформирована мощная база знаний, позволяющая ему постоянно развиваться. Это важно для работодателя. Запрос бизнеса в том, чтобы молодой специалист мог оперативно выполнять задачи в условиях быстроменяющейся среды, легко переучиваться и подстраиваться под реалии текущего дня.
Второй момент связан с синергией разных направлений подготовки. Сегодня мы переходим из одного технологического уклада в другой. Это приводит к тому, что классические направления науки стыкуются с дополнительными: так появляются биофизика, биохимия, нейролингвистика и др.
Технологии больших данных, которые лежат в основе систем с искусственным интеллектом, — это, по сути, математика и лингвистика, когда текст раскладывается как числовой вектор.
Чтобы понимать, как это работает, ты должен знать, как устроен язык, и разбираться в математике. Мы научились работать со смыслами и генерить их с помощью искусственного интеллекта. Вообще всё самое интересное и новое будет появляться как раз на стыке направлений.
V Конгресс молодых ученых в Сириусе
Становится ли более продуктивной синергия бизнеса и науки?
— Для предпринимателя важна добавленная стоимость продукции, а науке нужны интересные результаты. Объединить это необходимо, потому что математик или физик может дать бизнесу очень мощное ускорение, предоставив прогрессивные алгоритмы и инструменты для продвижения или создания принципиально новой продукции, ее продвижения, а бизнес может финансировать исследования ученого. В результате появляются продукты, ставшие для нас привычными: любые технологичные устройства, гаджеты и прочее.
Происходит глобальная трансформация рынков, и многие предприятия проявляют интерес к развитию сотрудничества с государствами Востока. Логистические цепочки перестроены, найдены новые поставщики. В ближайшее время ожидается колоссальный спрос именно в этих странах, потому что они стремительно развиваются и потребляют огромное количество ресурсов, технологий, продукции. Безусловно, первостепенный интерес для нас представляют Индия и Китай, другие государства БРИКС.
III Международный иммерсивный форум «Евразийские ворота»
Как вы определили направление развития университета, чтобы удовлетворить потребности бизнеса и образования одновременно?
— Изучив потребности рынка, мы начали активно развиваться в разных направлениях. Например, открыли факультет индустрии спорта и туризма по запросу спортивных команд, таких как «Трактор», «Челбаскет», «Уралочка» и «Метар». Директора клубов предложили нам сотрудничество, и теперь это направление стало одним из лидеров по количеству бюджетных мест. Кроме того, развитие спортивной индустрии способствует и росту туризма. Мы начали готовить специалистов в туристическом сервисе и активно развиваем это направление.
Также мы возвращаемся к инженерии. Челябинский госуниверситет был создан для решения инженерных задач, особенно в оборонной сфере. В советские времена вуз успешно справлялся с этим. Теперь мы восстанавливаем прежние традиции: создали инжиниринговый центр и факультет системной инженерии, который начнет работу в следующем году.
Студенты получат знания, позволяющие им стать разработчиками. Например, они смогут учиться на химическом или физическом факультете и одновременно получать дополнительные знания в инженерии. Это поможет им создавать конструкторскую документацию и разрабатывать технологические процессы.
С точки зрения науки нынешние студенты умеют создавать новые продукты и материалы, но им часто не хватает практических навыков в производстве. Обучение в нашем институте фундаментальной системной инженерии базируется не только на традиционных программах, но и ведется в проектном формате. Если студент где-то отстает, ему помогают. Таким образом, выполняя практические задания, он обучается внедрять новые технологии в производство. Это образование проходит в рамках магистратуры, и в итоге рынок получает универсальных специалистов.
Какие задачи решает филиал ЧелГУ в Костанае?
— Костанайский филиал нашего университета — самое крупное из подразделений вузов Российской Федерации за рубежом. Он примерно в 10 раз больше, чем любой другой филиал по количеству студентов. Это была инициатива скорее казахской стороны. Была необходимость в том, чтобы молодежь не уезжала учиться в Россию, потому что назад они зачастую не возвращаются.
Недавно было подписано межправительственное соглашение при личном участии президентов двух государств, ратифицированное парламентом Казахстана.
На праздновании 25-летия филиала представители исполнительной власти государства озвучили статистику: более 90% выпускников филиала остаются работать в Республике, притом по специальности. Это лучшая оценка нашей деятельности и яркий пример продвижения российского образования за рубежом.
Студенты ЧелГУ на XXXIII фестивале «Российская студенческая весна»
Каков процент трудоустройства выпускников ЧелГУ в России, и в каких отраслях они работают?
— Мы готовим специалистов по широкому спектру направлений: в университете реализуется более 250 образовательных программ. Уровень трудоустройства наших выпускников превышает 85%. Бывшие студенты работают в более чем 800 компаниях, они трудятся во всех сферах экономики, как в России, так и за рубежом. Главное, что выпускники работают по специальности и часто имеют несколько дипломов, то есть они получают фундаментальное образование, которое помогает учиться всю жизнь.
Какие инструменты работы с молодыми специалистами вы считаете наиболее актуальными сегодня?
— Молодые специалисты сейчас особенные. Новое поколение ценит себя и свои интересы, выбирает место работы, а не наоборот. Поэтому работодатели начинают внедрять различные системы поддержки: социальные, материальные, организовывать практики и создавать комфортные условия труда.
Молодежь не хочет работать на старых заводах, где ничего не меняется с 80-х годов. Они ищут технологичные производства с интересными задачами, где можно развиваться и проявлять творчество.
Управленцы, которые понимают эти запросы и грамотно выстраивают стратегию, используют такие инструменты, как создание проектных лабораторий и участие в совместных образовательных и научных программах. Это создает привлекательную среду для молодежи.
Какие события и тенденции в этом году определяли работу вашего вуза и в целом системы образования?
— Мы значительно продвинулись вперед в области инженерии. Получили финансовую поддержку Минпромторга на улучшение приборной базы и создание центра по инжинирингу различных вещей.
У нас развивается сетевое партнерство как с ведущими российскими вузами, так и зарубежными. В частности, ЧелГУ является ключевым партнером Санкт-Петербургского государственного университета, с которым мы ведем совместные сетевые программы, в том числе проекты по созданию Центра коллективного пользования научным оборудованием. Использовать его могут любые предприятия.
Также мы развиваем совместные научные и образовательные программы с Китаем, сотрудничаем с Пекинским институтом науки и технологий, который является ведущим в своей стране по материаловедению, поддерживаем партнерство с Институтом языков и культур Пекина и с многими другими организациями Поднебесной.
Стабильно в ЧелГУ растет набор на бюджетные направления подготовки, то есть государство видит в нас высокий потенциал.
А ваши личные планы какие?
— В первую очередь в центре внимания проекты, которые будут реализованы в межуниверситетском кампусе. Эта работа с промышленными партнерами в текущем году активно ведется по различным инженерным специализациям. Мы развиваем нефтегазовое направление и готовы предложить свои разработки отрасли. По нашим данным, аналогов в мире не существует.
Мы реализуем трансфер технологий из фундаментальной области знаний в прикладную. Последние десятилетия у нас в основном развивалась именно базовая наука, и мы накопили столько знаний, материалов, технологий и прочего, что способны переместить их в практическую область.
То есть мы работаем на уровне трансфера технологий и планируем в следующем году продолжать эту деятельность. А еще перед нами стоит очень ответственная задача — отметить 50-летний юбилей университета.