Меню

Алексей Лаврик: Исследую жизнь, чтобы понять, как воспитать человека

Иллюстрация: сообщество «лАвр»

Основатель семейного бренда LAVR успешно сочетает бизнес с ролью отца и наставника. Алексей Лаврик создал сообщество «лАвр» и открыл неДетский центр, где взрослые могут найти счастье в родительстве.

Концепция центра построена на принципах гуманной педагогики, здесь созданы пространства для обучения и эстетического развития, занятий спортом и ремесленной работы. Родители и дети могут вместе заниматься творчеством, учиться новому и, выступая в роли наставников, делиться своими навыками. Миссией сообщества «лАвр» является воспитание человека, и в рамках его деятельности проводятся бесплатные мероприятия для родителей и наставников. Сообщество «лАвр» уже объединяет свыше 5000 участников. Со своим новым проектом Алексей Лаврик вошел в шорт-лист премии «Человек года» в номинации «Инвестпроект».

Алексей, год назад в интервью на тему воспитания вы говорили, что нужно вспомнить всё хорошее, что было в системе педагогики времен СССР, и добавить современные технологии. Эта идея уже реализована или вы еще на пути к ней?

— Пока эта мысль реализована в концепции центра, но для того, чтобы она заработала так, как я хотел бы, нужно потратить еще немало сил и времени: создать коллектив, который будет до конца понимать мой замысел, принимать его и иметь возможность отражаться в нём.

Мы не создаем коллектив педагогов и учеников в его классическом виде, а стремимся воспитывать наставников среди преподавателей, родителей и детей, когда человек своим примером показывает, как чего-то достичь.

Понимаю, что это непростой и долгий путь. В нашем центре есть разные зоны: архитектурная и гончарная мастерские, музыкальный класс и другие пространства. Там работают профессионалы, которые умеют не только вдохновлять, но и «воцерковлять». Это понятие не про религию, я отождествляю его с педагогикой, с духовным ростом.

Почему это важно?

— В обычной школе понятный коллектив, учитель постоянно и вдолгую взаимодействует с детьми и родителями, поэтому вовлечь их в какие-то идеи гораздо проще. Но в общеобразовательном процессе тема воспитания человека отошла на второй план. Для нас же это главная цель. При этом дети и взрослые приходят к нам на небольшой временной отрезок, и в этот момент важно заинтересовать и вдохновить их.

Например, на свои лекции мы приглашаем родителей, которые сидят в холле в ожидании детей. Обычно они заняты телефонами. Мы говорим: «Проходите в зал и просто послушайте». Первые результаты этих усилий стали понемногу проявляться. В сообществе мы проводим различные лекции и семинары для родителей, «Отцовский клуб», «Родительскую лабораторию». Мы пригласили аудиторию пройти курс по наставничеству, и 45 человек сказали, что им это интересно. Я считаю это очень хорошим результатом. У нас состоялся первый выпуск наставников.

Что подразумевает наставничество?

— В классическом понимании это передача ремесла, но высший пилотаж, когда начинаешь общаться на более высоком уровне, формировать духовную составляющую человека. Когда своей личностью и поведением можешь воздействовать на окружающих гораздо сильнее, чем ремеслом.

Во времена моего детства в нашем доме жил сосед дядя Вова, и как только у него была возможность, он выбегал на дворовую площадку и включался в нашу мальчишечью, игру. Ему было интересно с нами, а нам было весело с ним. Его образ запечатлелся в памяти на всю жизнь.

На мой взгляд, истинное наставничество проявляется, когда ты оставляешь частичку себя в душах людей, продолжаешь жить в поступках выросшего ребенка и целой цепочке поколений.

Вы не просто построили здание неДетского центра «лАвр» и передали его в пользование, а сами вовлечены в ежедневный воспитательный процесс. Но есть еще бизнес, семья и хобби. Как удается это совмещать?

— Секрет простой. Нужно находиться рядом с теми, кто дышит в унисон. поэтому мы и создаем такой каскад мероприятий, где человек может соприкоснуться с какой-то практикой или ремеслом и прожить этот опыт со смыслом. Например, мы совершили несколько экскурсий и походов, во время которых я рассказывал педагогические и другие познавательные истории. Мы нащупали формат, поняли, что это классный практикум, и теперь проводим «Путешествия со смыслами».

Когда родилась идея создания неДетского центра «лАвр», мы решили, что он будет лишь частью сообщества, его штаб-квартирой. Сейчас на стадии завершения находится пристрой к нашей школе — «Шкодик», который планируем открыть в феврале 2026 г. Это позволит масштабировать наш опыт. «Шкодик», школа, неДетский центр — это места, где мы общаемся, делимся опытом, литературой, встречаемся с интересными личностями, поддерживаем друг друга через семинары, клубы, родительские лаборатории и другие форматы.

Я часто выступаю на семинарах и провожу лекции в бизнес-среде. Вижу, что предприниматели готовы разговаривать о смыслах. Многие начинают задумываться о том, насколько верен их выбор сделать центром своей жизни бизнес. Семья часто уходит на второй план, а что дальше? Хорошо, если за спиной не окажется пепелища, поэтому самая важная задача — найти смысловую ось.

Если вы для себя решите такую задачу, то дальше сложится всё: работа, семья, социальная ответственность, отношения с обществом и государством — абсолютно все грани жизни.

Вы много путешествуете, набираетесь впечатлений и перенимаете опыт. Эту систему, которую сейчас создаете, где-то подсмотрели?

— Я нахожусь в постоянном поиске способов передачи своих знаний и опыта. Недавно мы были с детьми на экскурсии в органном зале. Одним ухом я слушал то, что рассказывал директор, а всеми остальными органами чувств наблюдал за детьми, что и как им заходит, почему одни внимательно слушают, а другие равнодушны.

Продолжаю исследовать жизнь, чтобы найти ответы на вопрос «как воспитать и сохранить человека». Поэтому, с одной стороны, какие-то модели, которые мы используем, не уникальны, с другой — у нас есть свой «почерк». Поскольку мы находимся в зоне педагогического творчества, то оно не копируется. То, во что ты вложил душу, не повторит другой человек.

Вы продолжаете эволюционировать? Что дал вам опыт этого года?

— Я не хотел признаваться себе в этом, но, похоже, всё-таки подошел к новой версии себя. Документально это скоро подтвердится.

В какой-то момент я заметил, что нахожусь на двух гранях. Одна — педагогическая, вторая — это то, чем живет общество. В моей душе происходит перетекание из одной грани в другую. Есть обстоятельства, где я возвращаюсь на грань, которая имеет авторитарные паттерны.

Большая часть меня живет в парадигме гуманной педагогики, и я не притворяюсь. Простой пример. Ты видишь, что дети ведут себя безобразно. В этот момент есть две возможные оценки. Первая — ты всё равно их любишь, но осуждаешь. Вторая — ты их принимаешь и не осуждаешь. Понимаешь, что есть обстоятельства, которые диктуют им такое поведение. Ты можешь видеть причину в родителях, но только не в ребенке. Бывают дети, которые чего-то не получили.

Мы учим детей, что плохих людей не бывает. И когда ты душой это понимаешь, то дальше только совершенствуешься, укрепляешься в этом состоянии. 

Если мы живем с пониманием этого, многие вещи, которые позволяем себе в жизни, становятся невозможны.

Сейчас многие представители бизнеса демонстрируют включенность в социальную тему. По вашим ощущениям, это дань моде или действительно тема помощи и поддержки стала больше резонировать?

— Очень по-разному. Я знаю людей, которые через религию пришли к социальной теме, каждый ищет себя по-своему. Возможно, звучит пафосно, но не зря говорят «по вере вашей да будет вам».

Мне кажется важным другое: когда мы запускаем в людях этот механизм, систему внутренней сверки относительно того, что происходит вокруг, законов жизни и своего предназначения, то это лучшее, что можно сделать. Я знаю, что внутри моей компании не все понимают, почему мы строим не новый склад, а образовательный центр. Главное — не сомневаться в том, что ты делаешь.

Среди моих одноклассников есть учительница. Она талантливый педагог и всегда подходит к урокам творчески, дети ее обожают. Из-за этого у нее иногда возникают конфликты с коллегами. Недавно на встрече выпускников она призналась, что хочет уйти из школы, потому что перестала получать отклик от учеников. Сейчас ей приходится вкладываться всё больше, а получает она эмоционально всё меньше. А я ей говорю: «Раньше ты детей образовывала и вдохновляла, и от этого получала удовольствие, а сегодня ты их спасаешь».

Я думаю, что сейчас мы находимся в том состоянии, когда уже не учим, а спасаем общество.

Недавно я выступал перед участниками «Движения Первых» и обратился к ним с простым посылом: давайте попробуем увидеть человека и друга в тех людях, для кого вы станете наставниками. И это оказалась самая таинственная из тем, которые им предлагали. Если воспитание человека станет для нас главной темой, то лучше этого служения, мне кажется, ничего нет в жизни.