Меню

Дмитрий Козленков: Искусственный интеллект повышает эффективность работы

Иллюстрация: из личного архива Дмитрия Козленкова

Как цифровые технологии будут влиять на кадровую ситуацию в разных отраслях? Мнением поделился директор челябинского кампуса «Школы 21» Дмитрий Козленков.

Дмитрий Козленков входит в шорт-лист премии «Человек года – 2025» в номинации «Продукт в креативных индустриях». С 25 сентября по 24 октября эксперты голосовали на сайте премии «Человекгода-челябинск.рф». Имена победителей будут названы на торжественной церемонии вручения наград 27 ноября.

Дмитрий, на каком этапе становления и развития находится «Школа 21»?

— Проект «Школа 21» от Сбера открылся в регионе чуть больше года назад на базе Южно-Уральского государственного университета. В кампусе, помимо занятий, происходит много встреч и мероприятий с профессиональными сообществами, на которых мы говорим про цифровые технологии и искусственный интеллект. В них участвуют руководители компаний, студенты и молодежь, педагоги.

С момента открытия «Школы 21» порядка 1400 человек прошли через образовательные интенсивы, 400 из них сейчас находятся на основном обучении. Спрос не снижается, набираются новые потоки.

Из новшеств этого года — сокращение продолжительности интенсивов с 26 до 14 дней, чтобы участники могли опробовать свои способности в сфере информационных технологий. Запускаем этот пилот в ноябре. Работающим людям сложно выделить больше времени. Мы быстро адаптируемся, запускаем новые ветки обучения, например, недавно появилось направления UX-дизайн, а для тех, кто занимается проектной работой, открыто направление проджект-менеджмент. Количество таких направлений будет расти, но базово все должны справиться с минимальным набором навыков в сфере цифровых технологий.

Каково гендерное и возрастное соотношение ваших участников?

— Средний возраст — 24 года. Это студенты и молодые специалисты. На одном из последних интенсивов обучалась женщина 59- тилет. Она решила попробовать себя в сфере цифровых технологий. У наших коллег, например, в Уфе, обучалась женщина 78-ми лет.

А если говорить о гендерном составе, то порядка 35% это девушки, женщины. 54% ранее не сталкивались с программированием. Отсутствие опыта не является ограничением к поступлению, главное — это интерес и желание развиваться, заниматься усердно.

Однажды к нам приходили целой небольшой компанией: директор, бухгалтер и два разработчика. Они вчетвером обучались на интенсиве, кто-то попал на основное обучение и плюс пригласили на работу двоих ребят, которые также проходили «бассейн» (двухнедельный интенсивный этап обучения для определения возможности продолжения освоения образовательных направлений, — прим. «ДК»). Такие истории успеха — самое главное достижение для нас, потому что основная цель проекта в том, чтобы люди получали профессию, повышали свои компетенции и далее строили карьеру.

Каков сам процесс обучения в «Школе 21»?

— Школа работает по методике «Равный равному», у нас нет преподавателей, лекций, расписания. Участники обмениваются опытом и знаниями. В первый день люди занимают рабочие места за компьютерами, на цифровой платформе открывается проект, и дальше, если ты не знаешь, как его выполнить, ищешь того в аудитории (а это 150-200 человек), кто может подсказать, или добываешь информацию в интернете. Как только освоил сам, можешь научить других участников. Также ты должен оценить проекты участников и сам ходить на проверки. Это формирует насмотренность кода, позволят разобраться с ошибками. Такая методика работает очень эффективно. Человек проявляет, развивает навыки, которые сегодня важны работодателям: действие в критических условиях с недостатком информации, в ограниченное время и в коммуникации с незнакомыми людьми.

Какую вы видите особенность работы с молодежью? И как относитесь к использованию искусственного интеллекта при выполнении заданий?

— Действительно, один из самых популярных вопросов ребят: можно ли мы для выполнения проектов будем пользоваться нейросетями, чтобы условный «Гигачат» написал код. Разумеется, можно! Но есть один нюанс. При проверке твоей работы другой участник образовательной программы может удалить кусок написанного кода и попросить тебя его воспроизвести, рассказать почему именно так сделано, и, если ты не разобрался, а просто скопировал и вставил информацию, результат на засчитают. Поэтому ключевое — научиться. В итоге люди начинают использовать такие возможности более грамотно.

Насчет мотивации молодого поколения могу сказать, что не все ребята способны заниматься личным тайм-менеджментом, самоорганизацией. Такие, как правило, с первого раза не проходят интенсив.

Цифровые технологии все больше проникают во все сферы экономики. Стимулирует ли это спрос на IT-образование?

— Безусловно! Куда бы ты ни пришел, будешь работать за компьютером, с современными программами, и, если внедришь искусственный интеллект в свою деятельность, станешь более эффективным. Сегодня это становится базой для всех.

В ближайшее время проведем интересный эксперимент. На базе Южно-Уральского государственного университета работает Передовая инженерная школа, которая занимается подготовкой топовых специалистов для промышленности. Есть договоренность, что мы поможем ученикам ПИШа прокачать цифровые компетенции, и они смогут стать цифровыми инженерами.

Как, по вашему опыту, развивается коллаборация между образованием и реальным сектором в плане информационных технологий и подготовки кадров?

— На нашем примере могу сказать, что интерес бизнеса к квалифицированным специалистам остается стабильно высоким. И здесь мы, как школа, делаем всё, чтобы наши участники оставались в регионе, в IT-компаниях, на предприятиях, развивали местный бизнес, пробовали себя в стартапах. Эти вопросы мы обсуждаем на комитете по цифре Союза промышленников и предпринимателей, работаем с «Деловой Россией, «Опорой России». Рассказываем представителям этих бизнес-объединений о талантливых участниках обучения, которые могут работать на их предприятиях. Создали специальный сервис «Отклик», который помогает найти компаниям стажеров с проверенным резюме с проектным опытом.

Также на базе нашего кампуса мы проводим корпоративное обучение технологиям искусственного интеллекта. Они позволяют существенно экономить время на выполнение различных рабочих процессов. К примеру, если описание вакансии для поиска нового сотрудника ранее могло занимать пару часов, то нейросеть может сделать это за секунды.

Как вы оцениваете перспективы использования искусственного интеллекта в бизнесе? Будут ли нейросети заменять работников или этот инструмент стоит рассматривать в большей степени как помощника?

— Придерживаюсь второго сценария. Надо помнить: когда исполнитель передает проект заказчику — это уже ответственность данного программиста. В то же время, чтобы повысить свою продуктивность, решить рутинные задачи, а людям творческих профессий найти новые идеи, искусственный интеллект — замечательный помощник, им точно надо пользоваться.

Считаю, что от ИИ нужно получать пользу. К примеру, учитель биологии загрузил в нейросеть параграф и попросить изложить его в стихах. Урок был необычным, и это совершенно другой уровень внимания и вовлеченности детей.

Как вы считаете, не произойдет ли в ближайшее время переизбытка IT-специалистов и не возникнет ли дефицита рабочих мест?

— Мы понимаем, что каждый из нас, кем бы ни работал, где бы ни был, должен быть чуть-чуть IT-специалистом. Базовая грамотность сегодня — это промпт-инжиниринг, умение работать с нейросетями. Дальше можно развиваться в создании ассистентов, агентов с искусственным интеллектом, которые будут помогать людям в профессиональной деятельности и т.д. Поэтому мне кажется, что спрос на высококвалифицированных кодеров останется стабильным, а на людей разных профессий, владеющих цифровыми навыками, — будет возрастать.

Вы входите в шорт-лист премии «Человек года – 2025» в номинации «Продукт в креативных индустриях». Как вы сейчас видите ситуацию в этом секторе?

— По моему наблюдению, в Челябинске сформировалось очень дружное сообщество внутри креативных индустрий, все активно общаются, проводят совместные мероприятия. Знаю многих: одни создают комиксы, другие видеопродакшн, ребята маркетологи проводят крутые конференции, кто-то занимаются развитием локальных брендов одежды, мы — IT технологиями, и все находятся в одном вайбе. На мероприятиях мы обсуждаем совместные проекты, обмениваемся опытом. У нас, например, есть Ассоциация ИТ-компаний Челябинской области, где объединены айтишники в некоммерческую структуру, чтобы эффективно взаимодействовать, общаться с государством, решать кадровый вопрос и пр.

С точки зрения мер поддержки, условий, регион динамично развивается. Думаю, для южноуральской экономики это очень перспективная ниша.

Как вам участие в премии «Человек года»? Какие нашли для себя в этом возможности?

— Последние 5-6 лет постоянно участвовал в премии «Человек года» в качестве зрителя и считаю, что это одно из главных деловых событий региона. Причина первая, «Деловому кварталу» удается собрать вокруг этой премии очень достойных людей, которые влияют на экономику и в целом развитие Челябинской области. Они доверяют изданию, которое работает с бизнесом очень успешно.

Каждый раз, когда приходишь на премию, видишь директоров крупных предприятий, политиков, чиновников, людей, которые реализуют какие-то социальные проекты, и понимаешь, что все они — гордость нашего региона. Они созидают, делают настоящее дело. Это очень круто!

В 2025 г. впервые участвую в качестве номинанта. Я в компании достойных людей. Было очень сложно выставлять баллы, потому что предприниматели делают такие крутые вещи, что все достойны победы. Каждый делает большой вклад в развитие региона.

Волнуюсь, жду результаты. Поскольку я попал в пятерку, хочу на мероприятие позвать маму, чтобы она посмотрела на премию и ее участников. Думаю, ей понравится.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.