Екатерина Карпенко, «Тирс»: «Рекрутинг влияет на судьбы людей»
Екатерина Карпенко — номинант премии «Человек года — 2025». Какие достижения позволили ей войти в шорт-лист в номинации «Кадры»? Как решению кадрового вопроса помогает эковолонтерство?
В номинации «Кадры» Екатерина Карпенко представила свой профориентационный проект в области биологии и экологии, а также способ мотивации персонала через корпоративное эковолонтерство. В интервью «Деловому кварталу» она рассказала подробнее и о других актуальных подходах в решении кадрового вопроса.
Подробнее о премии «Человек года — 2025», номинантах и голосовании
Екатерина, каковы основные подходы «Тирс» к решению кадрового вопроса в глобальном плане?
— «Тирс» — одна из первых компаний, зарегистрированных как агентство по содействию трудоустройству на рынке Челябинска. У нас лицензия номер один, выданная Комитетом по экономике Челябинской области. Уже сам факт такой долгосрочной деятельности говорит о том, что мы достаточно много сделали для рынка труда. Первыми клиентами были иностранные компании, которые заходили на рынок Челябинской области, им требовался персонал.
Активное сотрудничество только с иностранными заказчиками продолжалось до 2007 г. Потом стали подключаться российские компании, средний и малый бизнес. Тогда не существовало электронных площадок. Были сайты, которые имели раздел «Работа». Агентства сами собирали бумажные базы данных. Потом появились площадки HadHunter, SuperJob и так далее. Наступила эра цифровых порталов, и наши компетенции по-прежнему были востребованы, потому что нужно было привнести экспертный подход в выбор соискателя либо компании. На этом пути часто требуются консультации, которые мы проводим.
Лет 10 назад наступила эпоха острой нехватки квалифицированных рабочих кадров, стал востребован кадровый аутстаффинг, аутсорсинг для промышленных предприятий. Ими изначально заинтересовались иностранные компании. Кроме того, их первыми менеджерами, руководителями были иностранцы. А поскольку я свободно говорю по-английски и по-французски, мне было легко установить с ними контакт.
Лет семь назад мы почувствовали востребованность дополнительной мотивации персонала, то есть развития каких-то дополнительных навыков в рамках компании, не обязательно связанных непосредственно с повышением уровня квалификации в профессии. Это то, что мотивирует человека, вовлекает, придает определенный смысл и вкус жизни. Людям важно, что компания разделяет их увлечения, например, спортом, благотворительностью, социальными программами, природой, экологией.
Как сегодня изменилась мотивация соискателя? Что может привлечь потенциального сотрудника, кроме зарплаты?
— В условиях дефицита на рынке труда заинтересовать человека можно комфортным графиком, удобным местоположением работы. Вообще мы стали очень редко встречать людей, особенно средний менеджмент, готовых к вызовам и каким-либо ограничениям: ездить на другой конец города или соглашаться на неудобный график, ненормированный рабочий день. Больше стало, на мой взгляд, доступности. Битв за работодателя, за карьеру, за рабочее место, как это было раньше, когда все хотели попасть на работу в иностранные компании, мы уже практически не встречаем.
Сейчас карьера мечты существует только в контексте «я хочу разобраться, что для меня работа мечты». Люди уверены, что они получат желаемое, если этот вопрос проработают. Конечно же, есть еще представление о том, что в крупной структуре можно получить свое профессиональное счастье, но всё меньше и меньше, потому что люди понимают, что там есть свои ограничения, и чаще выбирают баланс жизни и работы. Работодатели пытаются понять, как такой индивидуализм совместить со своими рабочими задачами.
Екатерина Карпенко входит в Координационный совет при губернаторе Челябинской области по вопросам экологии
В последнее время много разговоров о том, что представители разных поколений относятся к работе по-разному. Например, зумеры (те, кому до 27 лет) считаются проблемными сотрудниками. Вы замечаете эту разницу?
— Конечно. Она связана с тем, что раньше люди готовы были сражаться за работодателя. А сейчас молодые люди имеют больше возможностей и представлений о том, что бы им хотелось делать. Они находят работу под себя. И не переживают, что она будет краткосрочной. Большинство людей 40 – 45 лет в большинстве старается стабильно трудиться, прорабатывать какие-то ситуации, находить подход, где-то соглашаться с тем, что не устраивает.
А молодежь — нет, они спокойно могут проработать три месяца и уйти, для них это вообще не является показателем того, что «я неэффективный». В этом, наверное, сложность. Они стали больше уважать личную жизнь, свое время, хобби. У них часто присутствует невовлечённость в производственные процессы.
Работодатели всё-таки привыкли выбирать. Они всегда определяли условия и выбирали рабочие кадры. А сейчас сотрудники выбирают тоже.
Например, представителям нового поколения, которые много внимания уделяют визуализации, не нравятся, офисы, которые им предлагают. Это часто старое, некрасивое помещение. Некоторые маршруты, расположенные в промзоне, вызывают уныние. Работодатели не хотят это учитывать. Говорят: «Мне что, завод перестраивать?» Но, увы, это так. И молодежь переселяется туда, где масштабы городов могут им это предоставить: в Москву, Петербург, за красивой картинкой, туда, где в каждодневной рутине контекст их будет воодушевлять, им будет нравиться.
Если мы хотим, чтобы молодые люди здесь оставались, нам придется переделывать большинство офисов и пространств. Новое поколение хочет эстетики. Это точка роста.
В своем интервью 2014 г. вы произнесли такую фразу: «Сейчас незаменимых людей много». Можете повторить это утверждение сейчас?
— Да. Единственное, на что сейчас те, у кого есть ресурсы, могут направить внимание, — это повышение производительности труда и замена человеческих усилий определенными программами, каким-то контекстом искусственного интеллекта. Но люди, да, становятся все незаменимее. И даже те клиенты, которые еще какое-то время назад мне говорили: «Мы этого человека назад не позовем!», если он ничего, так скажем, «криминального» не совершил, ему могут предложить вернуться. Сейчас компании переходят на политику открытых дверей.
Около 10 лет назад среди востребованных специальностей вы называли следующие: квалифицированные рабочие, IT-специалисты, специалисты в области биотехнологии, химии и медицины, специалисты по продажам, инновационные топ-менеджеры, менеджеры по управлению проектами и HR-специалисты. Как выглядит топ-5 востребованных профессий сегодня?
— Я бы оставила в этом топе квалифицированных рабочих, инженеров-разработчиков, IT-специалистов, представителей агроинженерного сектора, врачей и учителей.
В ближайшем будущем эти профессии будут актуальны однозначно. К ним добавятся специалисты по урбанистике, логисты и специалисты по производительности труда. Ну и вопрос с врачами и учителями надо решать. Им нужно значительно поднимать зарплату и менять отношение к профессии.
А что помогает компаниям удержать сотрудника?
— Первое — это умение выстраивать диалог с сотрудником. Не все руководители это пока понимают. Поскольку сама в культуре горизонтального лидерства работаю, изучаю технологии диалога, я знаю, что каждый сотрудник, со своего рабочего места имеет достаточно серьезный взгляд на то, как его можно улучшить и развивать.
Примеры такого взаимодействия я видела и в российских компаниях, и в западных. Мы работали с цементным заводом «Лафарж». У них в корпоративной культуре было принято, что генеральный директор обедает только в столовой для рабочих. И всегда в спецодежде находятся на рабочем месте. Такая демократичность дает возможность общаться с сотрудниками, слышать их. Это очень важно.
Про моего деда Петра Ефимовича Карпенко, под руководством которого в годы войны Чебаркульский металлургический завод был построен, так вспоминали рабочие: у них было ощущение, что директор никогда не спит, в любое время дня и ночи его могли видеть в цехах.
Что еще является ценным в глазах сотрудников?
— Нетоксичный руководитель. Для малого бизнеса токсичный руководитель – это приговор. Потому что он находится рядом, и точек взаимодействия с ним очень много. В крупных бизнесах за процедурами, стратегией, порядком, многоуровневостью это нивелируется. Часто люди уходят не от работы, а от начальника. Сотрудники хотят диалога с руководителем, понимания, психологического комфорта. Кроме того, людям важна атмосфера в коллективе, взаимодействие с командой. И на третье место я бы поставила уважение к личному графику, понимание личных обстоятельств, включенность работодателя.
Какие инновационные методы работы с персоналом могут использовать компании?
— Это выстраивание работы без перерыва, но дистанционно. Многие работодатели не хотят пока перестроиться и не рассматривают такой формат. Мы, например, столкнулись с тем, что конструкторы, инженеры-проектировщики сейчас хотят работать по совместительству на несколько проектов дистанционно. Для того, чтобы взаимодействие и контроль был более четким, нужно программное обеспечение, интернет-технологии, обеспечивающие безопасность передачи информации. Это влечет за собой инвестиции, и является инновационным. Сюда же относится участие в различных программах снижения выгорания. Появились платформы типа «Добросервиса». Например, в Японии компании разрешили брать с собой на работу домашних животных. Это казалось экзотическим, сейчас уже нет. Многие моменты реализуются и в наших компаниях.
Расскажите о своем сотрудничестве с фондом «Спаси меня».
— В вопросы сохранение природы я была вовлечена с детства. Заинтересовалась публикациями Карена Даллакяна в 2016 г. и откликнулась на один из его призывов помочь проинвестировать выкуп животных. Поняла, что мы с ним близки во взглядах и способах взаимодействия. Стали создавать программы корпоративного эковолонтерства и вовлекать в них компании, в том числе крупные. Так, наши крупные проекты поддерживает «Русская медная компания». Взять ту же помощь льву Симбе. Контакт с африканскими странами показал, что воспитательный потенциал у нас еще до конца не исчерпан. В Танзании вообще не понимают того, как можно издеваться над животными. И мы будем эту работу продолжать.
Есть запрос на участие в программах от представителей малого и среднего бизнеса. Через эти проекты компания может вовлечь сотрудников в какую-то вспомогательную деятельность, которая даст возможность им бежать на работу радостно, зная, что там есть интересный проект. Я умею это делать.
Горжусь получением в числе первых гранта Президентского фонда природы, который был создан в марте.
Вхождение в шорт-лист премии «Человек-года» — это уже серьёзное достижение. Что для вас это: признание личных заслуг, успех компании «Тирс» или что-то ещё?
— Всё вместе. Как руководитель в сфере малого бизнеса я совмещаю несколько функций. Занимаюсь пиаром, маркетингом, взаимодействую с людьми, осуществляю поиск персонала, обучение и так далее. Поэтому «Тирс» и руководитель «Тирса» — это уже одно и то же практически.
Это признание, во-первых, нашей долгой работы на рынке и усилий в сфере рекрутинга. Признание деловой среды для меня очень почетно. Потому что в шорт-листе я нахожусь вместе с представителями крупных структур. И то, что «Деловой квартал» признает мой вклад и в моем лице заслуги малого бизнеса — это классно!
Когда ко мне приходили молодые коллеги, я им объясняла, что рекрутинг влияет на судьбы людей. От того, как сложится у человека карьера в той или иной компании, зависит его дальнейшая жизнь. Рекрутер может вдохновить человека на поступок. Например, к нам обратился житель областного города. Мы придали ему смелость переехать в Челябинск, занять определенную должность. Потом он уехал в Москву. Таких историй за 20 лет накопилось много. И когда люди говорят «Вы меня воодушевили, я изменил свою жизнь», чувствуешь, что вносишь важный вклад.
Сможет ли это делать искусственный интеллект? Я думаю, да (смеется). Если его развивать. Но мы найдем себе место, однозначно, надо только работать.
Какие человеческие качества тогда станут бесценными?
— Они прописаны в самой уважаемой книге — в Библии. Ничего не поменяется для человечества. Доброта. Сердечность. Любовь. Это останется. Я думаю, много предпринимателей на вручении юбилейной премии будут говорить про любовь. Любовь к своему делу. Многие скажут это слово. Для человека никто других ценностей не придумывает. Это будет всегда.
Напомним, что организатором премии «Человек года» выступает бизнес-издание «Деловой квартал». В этом году мероприятие проводится в 15-й раз. Юбилейная церемония награждения лауреатов состоится 27 ноября. До 24 октября проходит экспертное голосование на сайте «Человекгода-челябинск.рф».
Автор: Светлана Грибанова