Виталий Литке: «Бизнес заинтересован во взаимодействии с системой образования»
Каким будет новый учебный год для школьников и студентов Челябинской области? Как система образования и бизнес решают проблему обеспечения предприятий кадрами?
На старте нового педагогического сезона о ситуации и перспективах отрасли говорим с министром образования и науки Челябинской области Виталием Литке.
Виталий Владимирович, расскажите, как начался учебный год в школах и колледжах региона, всё ли было готово к приему учащихся?
— Учебный год начался в штатном режиме, ребята вернулись за школьные парты 1 сентября. В летний период проведены все запланированные текущие и капитальные ремонты. Здесь хочу отметить, что мы активно принимаем участие во всех федеральных программах по привлечению дополнительных средств на проведение работ в школах, детских садах, колледжах и лагерях. Все учреждения, которые модернизируются и возводятся по федеральным программам, оснащаются в соответствии с современными требованиями, получают новое оборудование. Кроме того, в этом году благодаря поддержке губернатора существенно усилено финансирование в части обеспечения школ учебниками, прежде всего по истории. По этому предмету Челябинская область — один из первых регионов, на 100% закрывших данную потребность.
Каких серьезных результатов в создании новых учебных мест удалось добиться к началу этого учебного года?
— К 1 сентября мы ввели в эксплуатацию четыре новых образовательных объекта. Это две школы в Челябинске, одна в Магнитогорске и новый корпус на 300 мест для школы № 1 в поселке Увельском. Отмечу современную школу в Магнитогорске — уникальный для города проект на 1224 места с полным оснащением и собственным бассейном. В Челябинске начала работать школа «Созвездие» на 1100 учащихся. В новом корпусе образовательного центра «Ньютон» прошло августовское педагогическое совещание с участием губернатора, а 2 сентября объект посетил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Он высоко оценил качество созданной образовательной инфраструктуры, рассчитанной на более чем полторы тысячи учеников. Создается новая современная образовательная среда для раскрытия способностей и талантов наших ребят.
Как организована работа по наполнению этой инфраструктуры содержанием, в частности, по профориентации школьников, чтобы они могли осознанно выбрать свой путь?
— Мы ведем большую работу по профессиональной ориентации учащихся вместе с нашими социальными партнерами. Это позволяет детям осваивать программу с углубленным изучением предметов, которые им действительно интересны и которые формируют мотивацию к выбору будущей профессии. Важную роль в этом играет проект «Билет в будущее» нацпроекта «Молодежь и дети», который реализуется с шестого класса. Благодаря такой системной работе к выпускному классу ребята уже наиболее полно понимают, куда будут поступать и какую профессию выбирать.
Одним из ключевых инструментов подготовки кадров стал федеральный проект «Профессионалитет». Как он развивается в нашем регионе и какова его роль в системе образования?
— Мы продолжаем наращивать потенциал этого уникального проекта. Функционирует уже 17 кластеров. Недавно Минпросвещения РФ подвело итоги отбора, и регион получил возможность открытия в следующем году еще пяти кластеров. Совокупные инвестиции из всех источников (федерального, регионального бюджета и средств промышленных партнеров) с учетом финансирования 2026 г. достигают уже порядка 4 млрд руб. Отмечу, что проект «Профессионалитет» в этом году вошел в новый национальный проект «Молодежь и дети». Благодаря тому, что в регионе уже создано так много кластеров и оказывается всесторонняя поддержка проекта, мы заходим в федеральную программу капитального ремонта колледжей. На 2026-й и 2027 гг. на эти цели дополнительно получено практически 300 млн руб. средств федерального бюджета. Эти мощные дополнительные инвестиции позволяют формировать уникальные возможности в колледжах, создавать современное пространство для ребят, открывать мастерские с качественным ремонтом и оборудованием.
Насколько бизнес заинтересован в таком формате взаимодействия и какие конкретные выгоды он для себя видит, участвуя в создании образовательных кластеров?
— Предприятия активно включаются в эту работу, причем не только в крупных городах региона, таких как Челябинск и Магнитогорск. Так, в этом году появились кластеры в Пласте при поддержке «Южуралзолото Группа компаний», в Аше со студентами работает Ашинский металлургический завод, в Сатке — «Магнезит», в Юрюзани — Приборостроительный завод «Росатома» из Трехгорного. Это дает возможность студентам получить качественное образование на всей территории региона и работать на предприятиях-лидерах соответствующих отраслей, позволяет решать вопрос закрепления кадров на местах. У молодежи нет необходимости уезжать, потому что есть возможность получения качественного образования и последующего бесшовного трудоустройства с хорошей перспективой у себя дома. Бизнес заинтересован в таком взаимодействии, так как есть позитивный эффект — предприятия получают подготовленных и мотивированных специалистов.
Как, по вашим оценкам, в регионе развивается частное образование именно как самостоятельный бизнес?
— Это направление тоже развивается. Так, например, в проекте межуниверситетского кампуса участвует частный Международный институт дизайна и сервиса. Активно работают различного рода частные школы, которые готовят ребят к поступлению в первый класс. Есть организации, помогающие детям в подготовке к сложным олимпиадным заданиям. Думаю, этот бизнес чувствует себя довольно неплохо и успешно дополняет государственное образование различными компетенциями и возможностями по выстраиванию межпредметных связей в зависимости от того, какую задачу хочет решить та или иная семья, обращаясь к частным образовательным организациям.
Вместе с тем развивается и государственное дополнительное образование в спорте, творчестве, развитии интеллектуальных способностей и так далее. Я считаю, что это хорошее партнерское взаимодействие, которое дает большие возможности выбора родителям.
Каковы перспективы для ребят, которые выбирают путь высшего образования? Какие инфраструктура и возможности для роста создаются для них?
— У детей есть все возможности для профессиональной самореализации и в высшем образовании. В регионе хороший результат по сдаче ЕГЭ, что позволяет выбирать интересующую специальность и вуз. Выпускники всё чаще выбирают для аттестации предметы естественно-научного профиля и поступают на инженерные направления. Челябинская область входит в пятерку сильнейших субъектов РФ по количеству призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников, также входит в число лидеров эффективности участия школьников в заключительном этапе. В недавнем рейтинге агентства RAEX, в котором оценивался уровень востребованности выпускников школ в топовые университеты, регион поднялся на седьмую позицию. Всего в рейтинг вошло 10 школ региона, а челябинский физико-математический лицей № 31 занял третью строчку. В ходе своего недавнего визита в нашу область глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов вручил федеральную награду директору Александру Попову за верность профессии. Его ученики в этом году завоевали золотую и серебряную медали мировой олимпиады по математике в составе сборной России.
Наши университеты развиваются при поддержке региона и участии предприятий, предлагают интересные и востребованные программы абитуриентам. Продолжается реализация проекта межуниверситетского кампуса, который также реализуется в рамках нацпроекта «Молодежь и дети». На днях его посещал генеральный консул Китайской Народной Республики и отметил, что объект обладает мощнейшим потенциалом экспорта образования, привлечения иностранных студентов, развития кооперации между вузами. Благодаря поддержке губернатора в этом году в университетах региона открыты пять молодежных лабораторий.
Также мы продолжаем поддерживать развитие науки в регионе вместе с Российским научным фондом, что дает хорошие возможности для реализации карьеры ученого-исследователя.
Как все эти проекты — от строительства школ до создания лабораторий и кампуса — работают на глобальную цель развития региона?
— Очень важно, что мы ведем системную, комплексную работу по всем ключевым направлениям. Мы развиваем инфраструктуру: строим школы и детские сады, модернизируем колледжи, создаем новую научную среду (кампус, молодежные лаборатории). Одновременно работаем над современным содержанием, будь то новые учебники, проекты профориентации, новые образовательные программы и многое другое. Всё это делается для одной цели — создания условий для раскрытия талантов каждого ребенка и молодого человека здесь, в Челябинской области. Чтобы у ребят были и билет в будущее, и уверенность в том, что они могут построить его в родном регионе, максимально раскрыть свой потенциал и активно включиться в социально-экономическое и научно-технологическое развитие.