Меню

Руслан Усманов: как умные сервисы меняют мегаполис

Иллюстрация: Пресс-служба компании «Интерсвязь»

Будущее города во многом зависит от уровня комфорта и безопасности его жителей. Что для этого могут сделать интернет-провайдеры и IT-компании?

В рамках специального проекта «Будущее города» издания «Деловой квартал» генеральный директор компании «Интерсвязь» Руслан Усманов рассказал о вызовах и перспективах телекоммуникационной отрасли. Он также назвал сферы жизни людей, которые уже сегодня существенно меняют «Умный город» и подобные сервисы.

Сегодня сложно представить жизнь без интернета. Как чувствует себя телекоммуникационная отрасль в Челябинской области и какие основные задачи приходится решать специалистам?

— Компания «Интерсвязь» вышла на рынок в 1997 г. как интернет-провайдер. Сейчас мы предоставляем большой набор услуг как для населения, так и для бизнеса: интернет, кабельное телевидение, телефонию, умные домофоны и видеонаблюдение, IT-продукты, решения для промышленного интернета.

Текущее состояние отрасли я бы назвал стабильно развивающимся, но со своими особенностями. Рынок широкополосного доступа в интернет (это фиксированная связь) достиг определенного насыщения в последние два-три года. Прирост абонентов происходит только за счет ввода нового жилья, а также при переезде людей с периферии в города.

Несмотря на крупные траты, мы проводим оптические сети даже в малочисленные населенные пункты. Активно проводим модернизацию оптических сетей в Челябинске, Копейске, Миассе, Златоусте, Магнитогорске, Южноуральске, Троицке, Озерске, Кыштыме и других городах.

Тенденция последних лет — использование операторами технологии проведения оптики в квартиры. Это дает больше возможностей по увеличению скорости.

В прошлом году федеральные операторы (и мы в том числе) ввели линейки, которые превышают 100-мегабитные скорости. Они становятся всё более популярными среди жителей. Причина проста: люди всё чаще пользуются онлайн-кинотеатрами и смарт-телевизорами, стриминговыми и обучающими сервисами, проявляют больше интереса к онлайн-играм. Улучшается качество контента, а это требует больших скоростей. В результате растет спрос на гигабитные тарифы. Мобильным операторам сложно: сети LTE не справляются с растущим трафиком, кроме того, проблемы создает плотная застройка.

Меняются ли потребности бизнеса?

— Растет запрос на промышленный интернет. Востребованы автоматизация процессов, умное видеонаблюдение с аналитикой действий и событий, подсчет количества продукции, оценка ее качества, дефектовка.

К примеру, компания «Интерсвязь» разработала систему умной видеоаналитики, с помощью которой можно контролировать сотрудников и их действия в различных помещениях и зонах доступа, а также оптимизировать логистику передвижения персонала, оборудования и материальных ценностей.

Для Министерства экологии Челябинской области создано программное обеспечение с использованием искусственного интеллекта, который анализирует фотографии, оценивает заполняемость мусорных контейнеров и чистоту площадок вокруг, корректирует график их уборки.

У предприятий востребована платформа автоматизации контакт-центров, позволяющая снижать издержки благодаря цифровизации входящих и исходящих вызовов клиентов, а также ответов в чатах с использованием системы сценариев.

С каждым годом повышается и роль информационных технологий. Какие тренды будут определять развитие IT в ближайшие годы?

— Прежде всего это импортозамещение. Законодательство требует от многих государственных и муниципальных предприятий, в том числе оборонных, а также операторов связи переходить на отечественное программное и аппаратное обеспечение. И это становится основным запросом к производителям IT-продуктов.

Челябинская область занимает достойное место в IT-индустрии. Наша компания является разработчиком и интегратором для различных предприятий и заказчиков, есть и другие крупные игроки этого рынка.

Основной проблемой для сферы остается нехватка кадров. Профессионалов из регионов часто переманивают в крупные федеральные компании.

В чём вы видите решение, выход из ситуации?

— Необходимо учитывать зарплатные ожидания специалистов и держать размер выплат на уровне, близком к крупным столичным компаниям. Однако в последнее время у айтишников всё чаще встречается дауншифтинг. Они поработали в Москве, поняли, что там очень дорого жить, и находят работодателей в регионах, в том числе в Челябинской области, переезжают, покупая более доступное по цене и достойное по качеству жилье. Работают здесь, заводят семьи.

Кстати, о качестве жизни. Будущее города во многом зависит от состояния окружающей среды. Каким должен быть Челябинск, чтобы он продолжил привлекать молодежь, специалистов?

— Инфраструктура, городская среда должны быть удобными, безопасными и комфортными. Важно доступное по стоимости и условиям покупки жилье. Должны быть комфортный общественный транспорт, развитая инфраструктура для молодых семей: детские сады, школы, секции, места для отдыха и развлечений. Люди активного возраста стремятся переехать из городов, в которых некомфортно, туда, где лучше. Не всегда из-за зарплаты.

Отмечу, что Челябинск в последние годы двигается в правильном направлении. Прекрасная набережная, полтора десятка новых скверов с различными детскими площадками, тренажерами, водоемами, хороший парк в центре города, развитая сфера кафе и ресторанов.

Хотелось бы еще пару-тройку новых университетов. Часто молодежь, приезжая в город учиться, остается в нём жить и работать. Плюсом станет открытие межуниверситетского кампуса. Мы, кстати, строим для него кабельную сеть.

Как на развитие мегаполиса влияют технологии «Умного города»?

— Существенно! Мы ежегодно приглашаем представителей IT-отрасли на конференции по технологиям умного города «Сокол», обсуждаем тенденции их развития, в которых Южный Урал, безусловно, является одним из лидеров. Например, мы установили уже более 40 тысяч умных домофонов «Сокол» на подъездах многоквартирных домов и более 30 тысяч камер, записи с которых хранятся на наших серверах. Этот прибор собственной разработки является своеобразным хабом по решению различных задач жителей. Он оснащен видеокамерой, имеет функцию дистанционного открывания двери, позволяет выдавать временные коды, имеет кнопку SOS для соединения с оператором службы 112 и т. д. У жителей есть возможность просмотра записей. В мобильном приложении «Интерсвязь. Умный город» реализовано более 30 функций. 

Словом, сегодня жители со смартфона могут управлять своим домом, им доступна информация о свободных парковках, вызов врача, обращение в ЖЭК и т. д. Очень удобна функция интерактивного телевидения, которая позволяет перематывать и пересматривать эфир. Многие родители используют систему родительского контроля. При помощи чат-бота техподдержки можно получать ответы на многие вопросы, а также общаться с оператором. В ближайшее время в приложении появится чат с нейросетью.

Сервисы «Умного города» помогают людям не бояться выходить из дома. Камеры на домофонах и на улицах способствуют раскрываемости преступлений, а их количество снижается. По данным опросов РАНХиГС, всё больше челябинцев (76% опрошенных) говорят о том, что чувствуют себя в безопасности.

Еще одно важное направление — удобный общественный транспорт с понятным расписанием. Для этого нужны его мониторинг, диспетчеризация, управление, автоматизация. Модели искусственного интеллекта могут помочь в борьбе с дорожными пробками, анализируя ситуацию и эффективно выстраивая работу светофоров.

Развитие технологий дает не только плюсы, но и риски. Как противостоять киберугрозам?

— Есть два направления: одно касается населения, другое — бизнеса. Сегодня операторы связи предоставляют услуги защиты от спам-звонков и мошенников. Также государство прекрасно позаботилось о сохранении наших финансов, введя систему самозапретов на оформление кредитов. В целом людям стоит сохранять бдительность.

С бизнесом ситуация сложнее. В Челябинской области были примеры, когда мошенники, получив доступ к базе данных компании, зашифровывали ее и требовали выкуп для разблокировки. Это практически парализует работу любого предприятия. Хорошо, если есть бэкапы, чтобы возобновить производство или какие-то рабочие процессы.

Безусловно, организациям стоит думать об информационной безопасности и установке оборудования для защиты от вирусов и хакерских атак. Это особенно важно тем, у кого высок уровень автоматизации, если предприятие использует систему CRM для работы с клиентами и сотрудниками. Лучше позаботиться о безопасности заранее, чтобы не потерять слишком много.

Читайте также публикации CHEL.DK.RU в спецпроекте «Будущее города»:

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.