Про архитектуру, любовь и верблюда в раю — глава Союза архитекторов России Николай Шумаков

Про архитектуру, любовь и верблюда в раю — глава Союза архитекторов России Николай Шумаков
Иллюстрация: пресс-служба СА России

Каким Николаю Шумакову видится Челябинск, его проблемы и перспективы? Нужен ли городу главный архитектор? Как выстроить взаимодействие проектировщиков и строителей?

С первых же фраз интервью вышло из-под контроля. И всё потому, что речь шла о городе, который считает своей малой родиной Николай Шумаков — народный архитектор РФ, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, академик Российской академии художеств, член Общественного совета при Минстрое России, профессор МАРХИ, президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов. О Челябинске он может говорить часами: серьезно и с присущим ему юмором, профессионально как архитектор и просто как неравнодушный уроженец этих мест. Интервью подготовлено в рамках специального проекта «Будущее города», который традиционно публикует весной издание «Деловой квартал».

Николай Иванович, вы же работали в Челябинске? Какие идеи в формировании архитектурного облика города вам нравятся больше всего?

— Начнем с того, что в Челябинске я не работал, если не считать периода в 1990-х, когда там задумали строить метро. Это называлось «первый участок первой линии челябинского метро», четыре станции. Призвали меня не потому, что я родился в городе Коркино и десять лет жил в Челябинске, пока учился в школе, а потому, что этот проект делал институт «Метрогипротранс», где я тогда работал главным архитектором.

Мы разрабатывали и трассу, и все станции с интерьерами. Исходили из того, что суть Челябинска — это такой брутальный «пром», поэтому рисовали жесткую графику. И, собственно говоря, в проекте так и получилось, правда, вскоре всё заглохло. Сейчас там пытаются как-то освоить уже подготовленное пространство, в связи с чем, где возможно, запустят скоростной трамвай. Как он там пойдет — не знаю, не интересовался, но обидно, не скрою. Обидно, потому что как человеку, знающему регион, мне понятно, что Челябинск незаметно отошел в тень, на периферию, оставшись обычным провинциальным городом.

Могло быть иначе?

— Не сомневаюсь. Я хорошо помню, что, когда еще учился в школе в Челябинске, нас всё время сравнивали со Свердловском (ныне Екатеринбургом). Челябинцы и свердловчане всегда соревновались друг с другом, то есть уровень развития городов на тот момент (а это конец 1960-х гг.) был практически одинаков.

Но потом случилось то, что случилось, Свердловск оказался родиной нашего очередного президента, и сразу всё изменилось: и метро построили, и центр города начали обустраивать, и продолжили уже после ухода политика из жизни. Это и «Ельцин-центр», и башня «Высоцкий» — интересно, современно, я бы даже сказал, по-столичному.

Не зря же Екатеринбург теперь называют столицей Урала, а в Челябинске — тишина. Я очень переживаю за город, но моих чувств явно недостаточно для того, чтобы хоть что-то изменилось.

Бываете в Челябинске? Интересуетесь жизнью города? Как оцениваете современные градостроительные решения?

— Самый памятный визит — это 2016 год. Губернатором тогда был Борис Дубровский, сменивший на этом посту Михаила Юревича. Позже в отношении Дубровского возбудили уголовное дело в связи с превышением должностных полномочий. Вот уже шесть лет областью руководит Алексей Текслер. И мне кажется, что его взаимоотношения с Челябинском складываются более успешно для города, чем у его предшественников.

Так вот, Дубровский очень хотел преобразить город и постоянно устраивал архитектурные конкурсы. Самый масштабный состоялся в 2016 г. и был посвящен подготовке к тому, чтобы принимать саммиты ШОС и БРИКС. Меня пригласили возглавить жюри открытого архитектурного конкурса с международным участием. Это был уникальный конкурс на проектные решения трех знаковых для города территорий: нового пассажирского терминала местного аэропорта, архитектурно-планировочной концепции набережной реки Миасс и здания Конгресс-центра с гостиничным комплексом и медиапространством.

Намерения у всех были самые серьезные и благородные, но присутствовала и явная стратегическая ошибка. Тогдашний губернатор родом из Магнитогорска привлек для решения градостроительных задач своих бывших коллег. То есть в провинциальный Челябинск приехали специалисты из еще более провинциального города, и ничего хорошего из этого не вышло.

Что в результате? Аэропорт сделали не так, как было надо, а как смогли. Конгресс-холл (прекрасный проект Дмитрия Буша) мог бы стать лицом города, узнаваемым и объединяющим его архитектурные черты, но этого не случилось, и снова Челябинск оказался отброшен назад в градостроительном смысле.

Были еще попытки современного переосмысления городского пространства: пешеходная улица Кирова, парк Гагарина... И опять что-то не сработало, реализации нет. Если говорить об улице Кирова, то она сложилась давно, как и московский Арбат. И вдруг ни с того ни с сего появляется на ней нечто из синего стекла: 23-этажное здание «Челябинск-Сити». Почему? Зачем? Кто-то обвинит архитектора, кто-то — власть, давшую разрешение на строительство этого объекта. Уж не знаю, кто приложил к этому руку, но факт остается фактом: опять пострадало городское пространство

Про архитектуру, любовь и верблюда в раю — глава Союза архитекторов России Николай Шумаков 1

Когда вы были в Челябинске в последний раз?

— Три года назад на юбилее моей старшей сестры.

В тот приезд глаз зацепился за что-то? Был какой-то момент удивления от увиденного в городе? Восторг, неприятие, досада, радость?

— Слова-то какие... Нет, ни за что глаз не зацепился, тем более что я там всё знаю. Конечно, походил по городу, но опять сплошные расстройства. Я уже говорил о конкурсе на реорганизацию местного аэропорта. Не пошло это глобально, хотя работы поступили хорошие, можно было что-то выбрать, реализовать фрагментами. Но нет. Что первым бросается в глаза пассажирам? Пункт упаковки багажа! Мелочь, казалось бы, но ведь из них всё складывается. Почему никто не понимает, что зона вылета-прилета — это как визитная карточка города, как первое рукопожатие, первое впечатление... Недаром англичане говорят: «Нельзя два раза произвести первое впечатление». Лучше не скажешь, честное слово.

Если бы вам сказали: «Николай Иванович, берите город, ни в чём отказа не будет, делайте любые проекты — вот что хотите, то и делайте». С чего бы начали?

— Я бы включил разум. Знаете, когда в Челябинске задумали метро, мы начали работу не просто с разработки линий метрополитена. Мы подумали о городе: куда он будет развиваться и будет ли, какие районы надо связать в первую очередь, что должно определить новую транспортную структуру. Так появилась первая линия: от Челябинского тракторного завода до Северо-Запада, но как-то вяло сразу всё пошло, больше тридцати лет процесс был заморожен. То финансирования не было, то ориентиры менялись, то власть... Происходило сокращение производства ЧТЗ — вроде как неожиданно, но ведь должны были экономисты и стратеги просчитать возможные риски. А линия уже есть, куда она идет теперь и зачем — непонятно. Она оказалась ненужной, невостребованной, а задумывалась как соединение с жилыми комплексами и другими заводскими районами, с предприятиями смежной направленности. Город изначально проектировался разумно — как символ промышленной державы. ЧТЗ, ЧМЗ и еще десятки важнейших предприятий. Вот, например, ЧТПЗ — Челябинский трубопрокатный завод — предприятие стратегического значения. Завод блестящий с точки зрения архитектуры и дизайна, а также с точки зрения технологий. Туда до сих пор водят гостей самого высокого уровня, и мне посчастливилось там быть, нам всё показали. Это как слетать в космос. Этот завод — почти исключение из общей массы забытых гигантов Урала...

Про архитектуру, любовь и верблюда в раю — глава Союза архитекторов России Николай Шумаков 2

У каждого предприятия есть своя биография, а все вместе они гордость и слава отечественной промышленности, потому и город должен стать лицом этой славной истории, примером современного развития территории. Да, там всё непросто. И воздух отравляют сотни труб, и водоемы не спасают, и растительность порой не приживается в таких городах, если сажать всё подряд, не думая, что сразу погибнет, а что будет расти на радость людям... И много чего еще. На то и дана человеку голова, а архитектору — руки и карандаш, чтобы не просто рисовать, а проектировать, предвидеть и опережать своими проектами реальное развитие города.

Почему так происходит? Не могу ответить на этот вопрос, сидя в Москве. Но полагаю, что у города просто нет настоящего главного архитектора. После отставки в 2020 г. моего почти тезки — Николая Ивановича Ющенко, который бессменно трудился на посту главного архитектора Челябинска пятнадцать лет, — пошла череда преемников. Сейчас, насколько я знаю, и должности такой в городе нет. Нравился мне Ющенко своей хваткой, профессионализмом, ответственностью. Это гораздо важнее, чем то, когда архитектор говорит, что болеет за дело душой. Если ты душевнобольной, иди к врачам, лечись у психолога или психиатра. При чём здесь архитектура?

Что, на ваш взгляд, сейчас происходит с профессией архитектора? Она востребована?

— Насколько я знаю, сейчас в Челябинске, как и во многих субъектах РФ, в муниципальных образованиях должность главного архитектора никому не нужна. Всё по своему усмотрению и в русле своего понимания того, как должна развиваться архитектура, решают мэр и губернатор. Это в корне неправильно. Архитектор — совершенно конкретная и самодостаточная профессия. Должность главного архитектора столь же самостоятельна и ответственна, как должность мэра и губернатора. Там, где это понимают, дела обстоят намного лучше, но это скорее исключение из правил.

Недавно в Москве буквально в течение недели состоялись два важнейших мероприятия: XXXIII конференция Союза московских архитекторов и ежегодное Общее собрание членов Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН). Тема одна — состояние современного архитектурного образования и вопросы повышения ответственности за обучение будущих архитекторов. Выступали умнейшие и авторитетнейшие специалисты, уважаемые архитекторы мирового уровня. И что? К чему мы пришли?

Оказывается, не надо учиться шесть лет в институте, потом продолжать набираться опыта у старших коллег, делать проекты, постигать архитектурную науку на практике. Главное — быть лояльным к власти. Можно сразу после института (причем не только архитектурного) пойти в госструктуры, периодически повышать квалификацию. Инженер (и это не худший вариант) может окончить двух-трехмесячные архитектурные курсы и стать главным архитектором города. Очень люблю и уважаю инженеров, потому что всю жизнь проектирую объекты повышенной технической сложности, но инженер и архитектор (равно как и строитель) — это разные профессии! Пора уже это услышать и понять.

Сейчас набирает силу тенденция вхождения в архитектуру юристов. Их много в разных городах на должностях главных архитекторов. Юрист тоже доберет на подобных курсах нужную терминологию — и вперед, в архитектуру. Когда завалит очередной проект в каком-либо городе, мы даже не сокрушаемся: ну как же так получилось? Говорим друг другу: понятное дело, ведь не архитектор... Чувствуете всю чудовищность происходящего с архитектурой и архитекторами? Я чувствую и от этого мучаюсь, жалею города, а Челябинск — особенно, ведь корни — это навсегда. Даже если ты не посещаешь места своего детства десятилетиями, наступает момент, когда фантомные боли становятся реальностью.

Как реагируют на это профессиональные сообщества?

— Они, то есть мы, бьются в своих городах и поселках за то, чтобы главным архитектором был именно архитектор, а не юрист, инженер, строитель, экономист и даже не самый талантливый менеджер. Не говоря уже о прочих уважаемых профессиях, не имеющих никакого отношения к этой отрасли. Пусть они все будут рядом и на своих местах, помогают архитектору знаниями, опытом, связями, навыками. Не стоит занимать кресло, в котором должен сидеть профессионал своего дела.

Мне часто задают этот вопрос: нужна ли профессия архитектора в России? Бытует мнение, что не нужна. Правда, а зачем? Есть строители, они делают не то, что предлагают архитекторы, а то, что могут делать, и поэтому нанимают «карманных» архитекторов, которые их обслуживают. Ситуация печальная и повсеместная. 

Мы чаще говорим о том, что строители не хотят слушать архитектора, потому что сложный авторский проект увеличивает сроки и стоимость его реализации. Но мало кто понимает, что такие проекты требуют и новых технологий, которыми не всегда владеют наши строители. И это тоже большая проблема, Челябинск не исключение. Не всякий хороший проект хорошего архитектора может быть реализован в связи с тем, что не только заказчику лишние усилия не нужны, но и строители попросту не справятся с архитектурной задачей, которую ставит автор проекта.

Все разговоры о том, что архитекторы никому не нужны, что падает престиж профессии, — это как раз свидетельство силы нашего профессионального сообщества. И эту силу всё время испытывают на прочность: разговорами, какими-то действиями, подменой полноценного профильного образования второсортными курсами, бесконечными дискуссиями о нашей якобы невостребованности. Ответственно заявляю: мы есть. Архитектура есть и будет. И только она, по утверждению великого Виктора Гюго, является главной летописью человечества. Я с ним согласен.

Нужна ли Челябинску слава промышленной столицы России?

— Не уверен, насколько городу это надо именно сегодня. Есть много других, более насущных проблем. Но я бы очень этого хотел. Более того, много раз на официальных и неофициальных встречах предлагал себя в качестве советника, посланника. Как сейчас модно говорить — амбассадора, представляющего интересы Челябинска в профильных ведомствах отрасли. Очевидно же, что мне лично не надо ни нового статуса, ни громкого звания, мне хватает того, что я сделал и делаю в жизни. Хочу просто послужить родному городу, но это никому не нужно, и я понимаю почему. Если бы это случилось, от меня, от архитекторов Челябинской области и всего Урала было бы много шума, а в Челябинске и так дымно и шумно.

Не перебарщиваете?

— Нисколько. Я преуменьшаю степень трагизма. Хотя, уверен, вашим читателям не понравится мой «вселенский плач» по Челябинску. Больше того, многие, приехав в Челябинск, этого не увидят и не заметят, но я говорю искренне как бывший житель этого города, как профессиональный архитектор, градостроитель, знающий, о чём идет речь. Так вот, у Челябинска были и есть все основания стать градостроительным примером промышленной столицы Урала. Сейчас его даже не сравнить с тем же Екатеринбургом ни по объемному проектированию, ни в градостроительном смысле. Что-то сломалось в колесе истории города Челябинска.

Как вы оцениваете перспективу более плотной застройки центра мегаполиса? В чём видите плюсы и сложности реализации проектов КРТ?

— В этой аббревиатуре для меня главное слово не «комплексное», а «территория». Только ее скрупулезный анализ задаст верный вектор развития. Не надо большого ума, чтобы в отведенном пространстве посадить модульные инфраструктурные комплексы. Грамотно оценить территорию, последовательно и гармонично развивать ее в долгосрочной перспективе — вот высокое искусство архитектуры.

Если говорить о Челябинске, город разбросан, растянут, расширение границ ему противопоказано, нет смысла увеличивать его за счет новых территорий. Внутри уже существующего пространства надо действовать разумно и мыслить на десятилетия вперед; развивать инфраструктуру, обновляя ее с учетом развития общества, изменения социокультурных приоритетов; осваивать огромные промзоны, оставшиеся в наследство.

Прежде всего важно оценить существующий город, подумать, кем его заселять, если останавливаются предприятия, дающие людям работу. Для ответа на эти вопросы надо изучать мировые технологии — архитектурные, инженерные, а также заниматься вопросами расселения и экономической безопасности, которые напрямую зависят от хорошей архитектуры и перспективного градостроительства. Меняется общая парадигма развития, и речь не о Челябинске или Москве, даже не о России. Мы говорим о мировых глобальных процессах, в которых архитектура — главный носитель информации.

Предположим, в Челябинске построили конгресс-центр. Перед ним решили поставить какой-то символический монументальный объект. Пригласили вас — архитектора, художника, скульптора. Какой бы получился объект?

— Опять сослагательное наклонение и сплошные фантазии! Не знаю. Наверное, это была бы такая же непонятная скульптура, как и многие мои работы. Делаю Пегаса, а кому-то видится гигантская летучая мышь... Может, был бы верблюд. Этот работяга изображен на гербе Челябинска и симпатичен мне своим трудолюбием и выносливостью. Почти 300 лет назад герб придумал русский историк Василий Татищев, предрекая городу славу крупного евразийского центра. Вот три века и тащит этот верблюд на своем горбу Челябинск в светлое будущее. Точно! Прямо вижу: гигантский верблюд в трубе.

Прочему в трубе? Опять намек на любимые вами тоннели метро?

— Труба метров пятнадцать в диаметре и верблюд — двенадцать метров в холке. Он так осторожно входит в трубу, которая идет под землю, в направлении Коркинского разреза, где я появился на свет... Вы же знаете, что на месте карьера к 2050 году планируют создать гигантский водоем? Ну вот, мой верблюд и шел бы в свой экологический рай навстречу новой жизни.

Хочу извиниться перед земляками за то, что в интервью так много негатива, но это не от ненависти, а от любви. Просто очень переживаю, понимая, что упущен момент, и сегодня городу для реанимации понадобится гораздо больше времени, нежели это было лет тридцать назад. Но всё равно, пока жива любовь, есть надежда.

Интервью подготовлено при участии пресс-службы Союза архитекторов России

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.