Инна Хваткова: «Гастротуризм станет новым направлением развития в Челябинской области»
В Челябинской области появится второй национальный туристический маршрут и будет развиваться новое направление — гастрономическое. Подробности рассказала Инна Хваткова.
В апреле 2025 г. АНО «Центр проектного развития» Челябинской области возглавила Инна Хваткова, сменив на этом посту Максима Мельникова. Последние три года она занимала пост замдиректора организации.
Инна Юрьевна, расскажите, чем вам интересны сфера туризма и тема развития территории?
— В Центре проектного развития территорий и туризма Челябинской области я работаю уже три года. Туризм — это не только организация отдыха и мероприятий, но и решение вопросов инфраструктуры, городской среды, это работа над сервисом и качеством услуг. Ну и, конечно же, работа с людьми. Практически каждое десятое рабочее место в регионе так или иначе связано с туризмом: отрасль объединяет более 50 экономических областей.
Поскольку я экономист, то сначала меня заинтересовали цифры в туризме, а потом я поняла, что могу принести пользу в развитии отрасли и в целом региону.
Каким образом вы хотите достичь этой цели?
— У нас собралась профессиональная команда, и мы поставили перед собой определенные задачи. За три года работы увидели, что в головах людей сломан имидж области как сугубо промышленного центра. Нас стали воспринимать уже как природный и культурно-познавательный регион. По итогам работы в 2024 г. впервые решением экспертов наш регион номинирован в финалисты всероссийской премии «Регионы туризма и гостеприимства» и занял второе место в номинации «Культурно-познавательный туризм».
О росте интереса туристов к познавательному и активному отдыху на Южном Урале говорят сами цифры. В 2024 г. регион посетило 1,51 млн гостей — рост в 1,5 раза к 2019-му доковидному.
Сейчас задача — в первую очередь найти баланс между развитием туризма и интересами природы, культуры.
Думаю, что, если гости будут рассказывать о том, как здорово они отдохнули в Челябинской области, это будет лучшим способом нашего продвижения. И тут не нужно гнаться за количеством, качество важнее.
Как работать с бизнесом, который предоставляет туристические услуги? Предпринимателям хочется получать больше прибыли, при этом есть ряд требований и ограничений, в том числе природоохранных, которые им необходимо соблюдать. Какую поддержку они могут получить?
— Во-первых, методологическую. Мы рассказываем предпринимателям о новых трендах в туризме, приглашаем экспертов на образовательные программы, доносим информацию, на какие гранты и субсидии они могут претендовать. Параллельно работаем с исполнительными органами власти, в том числе с региональным Министерством экологии, дорожного хозяйства, Главным управлением лесами Челябинской области, с центром «Мой бизнес», с муниципалитетами, дорожниками, строителями и т. п. Взаимодействуем также с блогерами, туроператорами, то есть обеспечиваем связь между бизнесом и властью, обозначаем проблемы и ищем пути их решения.
Во-вторых, во многих муниципалитетах с нашим участием создаются рабочие группы по развитию туризма. Это помогает выстраивать коммуникации и оперативно решать вопросы на всей территории региона.
В целях продвижения туристического потенциала участвуем в международных и региональных выставках, форумах, привлекаем к этой работе представителей туристического бизнеса. Это позволяет не только презентовать свои турпродукты, но и перенять опыт и лучшие практики других регионов, повысить насмотренность.
Какие направления туризма сейчас развиваются в Челябинской области?
— Гастротуризм — это новое и одно из перспективных направлений, в том числе и для Челябинской области, учитывая нашу многонациональную кухню, в которой используются местные продукты.
В апреле мы собирали гастропаспорт Челябинской области, заявились в одну из программ Агентства стратегических инициатив для включения в пилотную программу поддержки этого направления.
Развитие гастротуризма позволит повысить разнообразие и качество услуг в сфере гостеприимства, разработать специальные новые туры. Гости смогут познакомиться не только с местной кухней, но и культурой. Уже сейчас, приехав в регион, гость может попробовать что-то уникальное. И это не только про уральские пельмени, а еще, например, нязепетровские пирожки с калиной или десерт «Белый атом» — мороженое из томатов.
Наши рестораторы успешно участвуют в фестивале «Аутентичная уральская кухня». Представляемые там блюда отмечены в их меню. Благодаря областному Министерству культуры и муниципалитетам у нас проходит много интересных гастрономических фестивалей: «Блюдо от верблюда», «Солянка», «Уральская кислица» и др.
Будут ли появляться или трансформироваться точки притяжения посетителей?
— В регионе появилось много городских курортов: это, к примеру, «Притяжение», «Фанпарк». Люди в крупных городах — это кадровый ресурс, в том числе для туристической сферы. Чтобы люди хотели жить в своем регионе, необходимо организовать для них качественный отдых.
Сейчас разрабатываем мастер-план развития территории Аракуля. Всем известно, что там наикрасивейшая природа, шикарный скальный массив и озеро. Приезжает довольно большой поток людей, но мало кто знает, что там есть всеми забытый старейший на Южном Урале рыборазводный завод. Он уже разрушен, а ведь был открыт еще в 1913 г. и проработал порядка 100 лет. В рамках мастер-плана мы вначале планируем создать инфраструктуру (ресторан, гостинцу, визит-центр), а потом объединить локации этой территории в единый маршрут.
Напомню про уже известные мастер-планы реки Ай, территории музея-заповедника «Аркаим» и Донгузловского заказника, где обитает много краснокнижных птиц.
Фото: Агентство международного сотрудничества Челябинской области
Активно развиваются центры городов и становятся комфортными и привлекательными для туристов. Один из них — Троицк, который мы планируем включить во второй национальный туристический маршрут. В апреле с этой целью в город выезжала группа экспертов, которые тестировали туристические экскурсионные маршруты и инфраструктуру. По итогам мероприятия выработаны предложения и направлены в администрацию города.
По поручению губернатора области организован выезд совместно с туристическим сообществом в Нязепетровск, проведен анализ территории вместе с главой города. По результатам поездки сформированы и направлены предложения по развитию туризма в округе.
Совместно с железной дорогой запущены проекты, позволяющие туристам путешествовать на железнодорожном транспорте. Благодаря таким турам южноуральцы могут отправиться на отдых по территории Большого Урала, а также в Самару, Волгоград. Жители других регионов смогут таким образом побывать на Южном Урале и ознакомиться с его достопримечательностями. Хотелось бы отметить высокий уровень туроператоров при проработке таких проектов.
Как вы планируете выстраивать работу с местным профессиональным сообществом?
— Мы проводим семинары, круглые столы, где обсуждаем проблемы и пути их решения. На таких встречах чаще всего слышим о сложностях, связанных с финансами, дорогами, коммуникациями. К сожалению, не все вопросы можно решить оперативно и только нашими силами, поэтому выстраиваем диалог со смежными ведомствами.
Оказываем методическую помощь, организуем взаимодействие с туроператорами других регионов, продвигаем наши маршруты и туристические продукты и т. п.
Создали чат с представителями муниципалитетов, где рассказываем о мерах поддержки, о новых трендах. Гораздо удобнее и быстрее вести переписку не официальными письмами, а напрямую.
Помимо природных красот, Челябинская область продолжает привлекать приезжих и своей промышленной мощью. Какими вы видите перспективы этого вида туризма?
— Челябинская область — лидер в стране по промышленному туризму. По данным предприятий, они провели экскурсии для более чем 85 тыс. человек. Более 50% — школьники и студенты, которые таким образом проходят профориентацию.
Считаю, что ключевыми в развитии промышленного туризма должны быть качество и безопасность, а также интересные программы. Многие проводят мастер-классы по производству продукции, различные квесты и другие активности. На промплощадках проводятся мероприятия: «Ночь музеев», концерты и пр.
Как в целом вы оцениваете экономическую эффективность и перспективы туристического бизнеса и отрасли в Челябинской области?
— Перспективы у нас грандиозные. По результатам 2023 г. доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте Челябинской области составляет 2,1% — 54,4 млрд руб. (+ 4% к 2022 г. и +62 % к доковидному 2019 г.).
По итогам 2024 г. сохраняем тенденцию устойчивого роста количества размещенных туристов в средствах размещения: около 1,5 млн человек за 2024 г. (+7,7% к 2023 г. и более чем на 50% больше уровня доковидного 2019 г.). Всего же, по данным Bigdatа, поток гостей, посетивших регион, составляет чуть более 8 млн, из них 40% задерживается в регионе более чем на сутки.
Для дальнейшего развития необходимо усилить работы по ремонту дорог к туристическим локациям. Если говорить о транспорте, то нашим преимуществом является наличие двух международных аэропортов: в Челябинске и Магнитогорске. Напряженной остается ситуация с туристическими автобусами. Фирмы, которые занимаются перевозками, всегда на 100% заняты в выходные. Туроператорам не хватает транспорта, а покупка собственного для многих является неподъемной. Просят субсидии или иные меры поддержки на лизинг. Прорабатываем эти вопросы с правительством региона.
Требуется ли, на ваш взгляд, корректировка ценовой политики мест размещения?
— Думаю, с ростом спроса на путешествия ценовая политика гостиниц будет меняться, что связано в том числе с ростом инфляции. Но, по моему мнению, средний чек должен увеличиваться не столько за счет стоимости проживания в гостинице, сколько благодаря расширению спектра предоставляемых дополнительных услуг: развлечения для детей и взрослых, мастер-классы, сувенирная продукция, гастрономия и т. д. Очень важно сохранять баланс между ценой и качеством. Главное, чтобы гость был доволен отдыхом и захотел вернуться в наш регион снова. Для нас важен возвратный турист.
В прошлом году туристы обращали внимание на большую загруженность реки Ай: крайне высок спрос на сплавы. Будет ли контролироваться этот процесс?
— Это особо охраняемая природная территория. Мы работаем с региональным Министерством экологии, с бюджетным учреждением «ООПТ Челябинской области». Важно на первых этапах оценить поток туристов и проанализировать, сколько выходит плотов и катамаранов.
В рамках реализации мастер-плана развития реки Ай построен визит-центр «Луна». Через него будет направляться и контролироваться поток туристов. Далее будем думать, как перераспределить активность на реке. Возможно, это будет программа бронирования. Нельзя допускать излишней антропогенной нагрузки. На территории есть много мест, которые нужно облагородить, элементарно поставить туалеты, организовать сбор и вывоз мусора.
В неудовлетворительном состоянии находится ГЭС «Пороги». Мастер-план предполагает сохранение этого объекта культурного наследия, привлечение к нему туристов и монетизацию территории, возможно, через продажу сувениров, развитие гастротуризма.
Есть ли планы привлечения новых инвесторов, в том числе федеральных?
— Мы приветствуем появление инвесторов на любых локациях. Вопросы выделения земельных участков под новые объекты прорабатываем с бизнесом, Росреестром и муниципалитетами, с Главным управлением координации развития туризма Челябинской области. Места, где можно реализовать проекты, выделены на публичной кадастровой карте России.
Будет хорошо, если к нам зайдет, например, федеральная сеть гостиниц. Они всегда соблюдают высокие стандарты качества. Повышение конкуренции положительно влияет и на местных игроков гостиничного рынка.
Еще хочу напомнить, что до 1 сентября предпринимателям нужно пройти процедуру классификации и быть внесенными в Единый реестр объектов классификации. Первый этап — несложная и совершенно бесплатная процедура для бизнеса. Если этого не сделать, туристы не смогут бронировать номера через онлайн-площадки. ГУ по координации туризма может даже приостановить деятельность организации. Чтобы помочь бизнесу, мы консультируем по всем вопросам, проводим встречи.
Отмечу, что Челябинская область занимает лидирующие позиции по темпу роста количества объектов размещения, прошедших процедуру самооценки и включенных в Единый реестр.