Дмитрий Кандауров: как избежать рисков и увеличить доходность инвестиций
В условиях глобальных и локальных экономических вызовов формирование инвестиционного портфеля становится искусством. Как правильно выбрать активы и избежать потерь — читайте в материале на сайте.
Инвестиционный рынок 2025 г. обещает быть сложным: высокая ставка, риски рецессии, неопределенность в политике. Как не потерять деньги и извлечь выгоду — об этом «Деловому кварталу» рассказал кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов ЮУрГУ Дмитрий Кандауров:
— У каждого инвестора свой уровень толерантности к риску. Универсального рецепта не существует. Лично я не оперирую крупным капиталом, я не портфельный управляющий и не предприниматель, скорее — кабинетный ученый. Поэтому свой инвестиционный портфель выстраиваю под себя, под реальные цели и возможности.
Если говорить о конкретной ситуации: например, при наличии ипотеки с низкой ставкой, логично стремиться к сохранению капитала, при этом — к доходности выше уровня инфляции и ставки по кредиту. А значит, минимизация рисков становится приоритетом. Хотя, нужно признать, в сегодняшней макроэкономической реальности и в России, и в мире рисков больше, чем хотелось бы.
Где мы сейчас?
На мой взгляд, основным внутренним риском остается высокая ключевая ставка. Есть мнение, что ее повышение позитивно влияет на инфляцию, но у любого инструмента существуют противодействующие эффекты. Сегодня ожидания участников рынка в целом соответствуют текущему уровню ставки. Базовый сценарий — ее постепенное снижение к концу 2025 г.
Внешний фон противоречив. В США — сильная статистика по рынку труда и росту ВВП, но растущие инфляционные ожидания вызывают опасения. Сейчас они на рекордных уровнях за последние 30 лет — в том числе из-за торговых конфликтов, которые возникают из-за принятых решений новой администрации. Отечественный рынок уже не так связан с американским напрямую, но через сырьевые рынки шоки все равно дойдут и до нас.
На региональном уровне, в частности в Челябинской области, наблюдается снижение рентабельности металлургических предприятий — из-за падения цен и производства. Рынок труда стабилизируется, но в некоторых сегментах, например, в ритейле, сохраняется дефицит кадров.
Китай и Европа: слабые сигналы
В Китае — отдельная история. Рынок недвижимости просел до уровней 2010 г. в реальных ценах, замедляется производство цемента и стали, несмотря на общий рост промпроизводства. Народный банк КНР ожидает 5% роста в 2025 г., но многие западные аналитики считают, что цифры будут скромнее.
В Европе планируется рост оборонных расходов, что поддерживает рост фондовых индексов, но одновременно ведет к росту доходности гособлигаций — и, соответственно, удорожанию заимствований.
Мой портфель: консервативный подход
Инвестирую я давно, но не системно. Начал эксперементировать ещё в студенческие годы. В аспирантуре попробовал теханализ и фундаментальный подход. С 2020 г. придерживаюсь консервативной политики: диверсифицирую по валютам и классам активов, минимизирую риски.
На 2025 г. мои ориентиры — ключевая ставка, инфляция, курс доллара. Почему доллар? Потому что он влияет на стоимость замещающих облигаций, которые я использую для валютной диверсификации. Их цена во многом определяется курсом.
Также слежу за глобальными рисками рецессии — они значительны. Причины: высокая неопределенность в политике США, дефициты бюджета в Штатах, Европе и Китае. Отслеживаю и поведение инвесторов: оттоки и притоки в разные виды фондов влияют на стоимость активов, особенно в краткосрочной перспективе.
Что я рассматриваю сейчас?
- Банковские депозиты. Простой и надежный инструмент при высоких ставках.
- Длинные ОФЗ. Сейчас есть возможность зафиксировать доходность на уровне 15% годовых.
- Золото. Многие аналитики повышают прогнозы по его цене на фоне геополитики и инфляции.
- Акции — точечно. Рынок перегрет, и находить недооцененные истории всё сложнее.
Я придерживаюсь пассивной стратегии и потому смотрю в сторону биржевых фондов. У них ниже комиссии и выше прозрачность. Это тренд последних лет: пассивные стратегии вытесняют активно управляемые ПИФы. Хотя квантовые фонды, конечно, тоже в игре. Интересный момент: если сравнить доходность фондов и их расходы, то зависимости почти нет. Высокие комиссии не гарантируют высоких результатов — это видно на примере многих ПИФов за последние 12 месяцев. Зато фонды на золото, несмотря на консервативность, показали уверенный рост.
И немного об инструментах
На российском рынке мне сейчас интересен биржевой фонд валютных облигаций (TLCB), особенно с учетом укрепления рубля. Из международных активов — те, кто имеет доступ к зарубежным рынкам, могут рассмотреть TLT (долгосрочные казначейские облигации США). Его вялая динамика говорит о сохраняющейся неопределенности в американской экономике. Всё вышесказанное — не инвестиционный совет, а личная позиция. Я — сторонник вдумчивого, осторожного подхода. И в текущей среде, как мне кажется, хладнокровие и системность — главные активы частного инвестора.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.