Меню

Алёна Коломейская: женский взгляд на IT и бизнес

Иллюстрация: из личного архива Алёны Коломейской

Одно из крупнейших сообществ технологического предпринимательства Челябинской области полтора года назад возглавила Алёна Коломейская. Она рассказала о трендах в отрасли и личном опыте в бизнесе.

Алёна Коломейская руководит IT-Park74, который является региональным оператором фонда «Сколково». Сегодня челябинский технопарк объединяет не только компании в сфере технологического предпринимательства, информационных технологий, но и представителей многих других креативных индустрий.

В рамках специального проекта «Женщины в бизнесе» Алёна Коломейская поделилась своим экспертным видением ситуации и перспектив IT.

Тренд на слияния и поглощения

Алёна, что наиболее значимое сейчас происходит на рынке IT?

— Наиболее значимое сегодня — пожалуй, постепенно, но уже точно приходящая к нам тенденция на слияние и поглощение компаний. Это глобальный российский тренд, который, как мы ожидаем, может дойти до Челябинской области в этом году. Он связан, прежде всего, с тем, что сейчас довольно высока стоимость привлечения заемных средств. А рост спроса на импортозамещающие товары в 2022-2023 гг. на внутреннем рынке спровоцировал многие компании создавать новые продукты, которые заменят, например, «Майкрософт Офис».

Forbes, со ссылкой на аналитиков, указывает, что драйверами роста M&A (слияния и поглощения) в России в 2024 г. стали именно сделки по приобретению компаний-разработчиков корпоративного софта. При этом знаковыми сделками в 2024г. стали, приобретение «Сбером» платформы по работе с блогерами Perfluence, «Росатомом» — 50% производителя зарядных станций для электромобилей «Парус электро», а «Яндексом» — сервис шеринга «Бери заряд!». 

Как быстро этот тренд захватит технологический рынок Челябинска, сложно предсказать, но уже много проектов становятся близки к M&A-сделкам. Фрилансеры еще чаще начнут объединяться в студии, студии — создавать свои продукты или расширять спектр услуг, выполнять более сложные разработки и плотнее сотрудничать с промышленным сектором.

Какова специфика отрасли в Челябинской области?

— Челябинская область — это прежде всего промышленность. У предприятий есть большой запрос на автоматизацию производственных систем. Например, компания «ММК-Информсервис» занимается цифровыми решениями, создала свой «Центр компетенций по искусственному интеллекту», который позволяет решать задачи математического моделирования, машинного обучения и прочие. При этом используются технологии искусственного интеллекта, такие как прогнозирование, оптимизация, компьютерное зрение и обработка естественного языка.

На предприятиях хотят их внедрять, но существует проблема коммуникаций. У “айтишников” есть качественные, инновационные продукты и проекты, но донести до бизнеса пользу от их применения людям из этой сферы бывает крайне сложно. Промышленники порой проявляют излишнюю консервативность, уверяя, что у них и так всё работает, и им некогда заниматься чем-то новым.

Но таких случаев становится меньше, плюс сами руководители предприятий ищут современные технологии. Они стали чаще обращаться к разработчикам с заказом российского программно-аппаратного комплекса и программного обеспечения. Это важно для попадания в реестр отечественной продукции, чтобы работать с госзаказами. Крупным компаниям, конечно, проще организовать данный процесс. На примере «Ростелекома» видим, что у них уже есть собственные реестровые программные решения для автоматизации и управления производственными процессами, а также линейка продуктов для обеспечения информационной безопасности для промышленности.

Как обстоят дела с кадрами?

— С одной стороны, мы совсем недавно наблюдали дисбаланс: очень много людей пошли учиться на IT-специалистов, так как из разных источников узнали, что зарплаты в этой сфере могут достигать 300 тыс. руб. в месяц. Складывалась ситуация, когда появилось очень много потенциальных работников с минимальным уровнем квалификации и мотивации, при этом оставался большой дефицит специалистов со средним и максимальным уровнем профессионализма. Потом общий дефицит на рынке труда привел к тому, что те, кто были движимы только материальным стимулом, переключили свое внимание на другие заманчивые направления рынка, не связанные с IT. Благодаря этому баланс восстанавливается: среди кандидатов не осталось случайных людей, и сами компании понимают необходимость повышения популяризации сферы IT.

Мы видим, как IT-компании выстраивают свои взаимоотношения с университетами. ЧелГУ, ЮУрГУ, МИДиС понимают важность подготовки специалистов, максимально адаптированных к рынку. У них уже во время обучения в вузе происходит подготовка кадров для работы с ИИ. Появление таких образовательных инициатив, как «GIGASCHOOL», «Сбер 21», вносят в общую методику образования современные подходы. Вообще сам формат обучения стал более современным, интересным, разнообразным. Традиционные учебные дисциплины уделяют больше внимания практическим навыкам. 

Инвестиции в технологии

IT-стартапы могут принести хорошую прибыль. Однако в условиях высокой ключевой ставки бизнес всё чаще говорит, что вкладываться в новые проекты не время.

Алёна, как меняется ситуация с инвестированием в инновации?

— Инвестиции снижаются в связи с экономической ситуацией. Бизнес считает, что выгоднее положить деньги на депозит, чем финансировать стартап-проекты. Но с понижением ставки вкладов частные инвесторы начинают активизироваться, интересоваться, какие планируются проекты. То есть они понимают, что ситуация изменится, и деньги нужно будет реинвестировать на перспективу. Особенно в условиях, когда инвесторы могут получить 50%-ный возврат от государства в виде вычета по 2НДФЛ, под такие стартап-проекты попадают участники фонда «Сколково» и студенческие стартапы.

Участникам рынка капитала сегодня наиболее интересно вкладываться в разработку ПО и ПАКов. С появлением Chat-GPT все поняли, что миру нужны инновации. Если вы не будете разбираться в этих направлениях, то потеряете скорость решения задач и преимущество на рынке. Сейчас многие топ-менеджеры стараются обучаться работе с нейросетями и стимулировать к этому своих сотрудников.

Многие технологические компании думают об альтернативе заемных и грантовых средств, одним из решений для них может стать выпуск «цифровых финансовых активов». Также развивается сотрудничество с другими странами, где потенциал венчурного рынка выше.

А есть ли перспективы у российского венчурного рынка?

— В 2023 г. венчурный рынок сократился на 90%, а в 2024-ом такие инвестиции в российские стартапы (по данным Venture Guide) уменьшились еще на 23%. Этот инструмент в России в принципе не был развит, как в некоторых других странах, и считался довольно рискованным. Но сейчас ситуация меняется, несмотря на высокую ключевую ставку банки начали снижать условия по депозитам. Ожидается, что в короткой или среднесрочной перспективе люди начнут возвращаются к венчуру, а сейчас, по нашим данным, инвестиционные советники начинают присматриваться к проектам на перспективу.

Что должна представлять собой компания, чтобы быть интересной инвесторам?

— У нее должна быть рабочая бизнес-модель, имеющая перспективу на масштабирование проекта, которая будет показывать возможную высокую капитализацию. Инвестору необходимо понимать, что при вложении своих денег вскоре он сможет их окупить и получить хорошую прибыль. Также он смотрит на тенденции рынка. Сейчас, например, очень востребованы инновации. Мы видим это в нашем «Сколково». Однако на сегодняшний день инвесторы не готовы вкладывать деньги в стартапы и экспериментировать на себе. Они хотят не рисковать, а брать уже проверенные проекты или те, которые точно взлетят. Если раньше можно было найти инвестора на стадии идеи, то сейчас это очень сложно. Теперь это должен быть проект, который уже вышел на рынок и себя протестировал. Тогда компании готовы брать их себе под крыло и развивать.

Как в регионе развивается технологическое предпринимательство?

— Резиденты по линии «Сколково» занимаются проектами в области образовательных и биотехнологий, а также технологий в здравоохранении (так называемые edtech, biotech, healthtech) и ещё много чем. Через питчинги проектов мы помогаем тем, кто придумал идею нового продукта, сократить время на формирование гипотез, а иногда страхуем и от инвестирования своей энергии и времени в малоуспешные проекты. Этот инструмент позволяет выстраивать горизонтальные связи между технологическими предпринимателями, что уже ведет к повышению уровня креативности проектов и их конкурентоспособности. При этом приходит новое поколение технологических предпринимателей, которые понимают особенности своего времени и разрабатывают продукты под его требования.

Насколько креативные индустрии привлекательны как бизнес?

— Тут есть несколько важных аспектов. Несмотря на новизну этого термина, еще в 2022 г. вышли первые исследования, посвященные креативной направленности Челябинска, что говорит о состоятельности этой сферы бизнеса. Уже тогда эксперты рассказывали про синергетический эффект от развития креативной экономики, а Челябинская область в общероссийском рейтинге занимала 65-е место из 167 с лидирующими позициями в сфере развития архитектуры, рекламы и IT-отрасли. При этом в Челябинске хорошие компетенции в сфере моды: челябинские дизайнеры имеют магазины в топовых локациях Москвы и Казани. Поэтому радует, что в области целенаправленно занимаются развитием креативных индустрий, так как усиление какого-либо одного направления будет тянуть за собой практически все остальные.

Чем сейчас занимается IT-Park74?

—  IT-Park74 является сообществом, которое объединяет представителей разного бизнеса: в нашем коворкинге работают и маркетологи, и архитекторы, и IT-специалисты, и другие представители креативных индустрий. Сейчас правительство страны обращает особое внимание на эту сферу. Мы являемся региональным оператором фонда «Сколково», в рамках этого сотрудничества помогаем развивать стартапы.

Участники фонда «Сколково» — компании с оборотом до миллиарда рублей. Они получают льготы в виде нулевых ставок налога на прибыль и имущество, могут подавать заявки на гранты на доращивание, патентование, развитие бизнеса. В дополнение к этим льготам помогаем им с PR. Также проводим федеральный отраслевой конкурс технологических и инновационных проектов в области металлургии «SteelStart». Он охватывает многие аспекты деятельности вертикально интегрированных металлургических холдингов: от управления и обучения персонала до «E-commerce». В этом году конкурс будет уже шестым. Экспертами в нем являются представители крупнейших металлургических холдингов. Так, по итогам прошлого конкурса ММК предложил одному из участников финала реализовать пилотный проект на своем предприятии.

Есть среди участников фонда несколько технологических компаний. К примеру, это «ЭваЛаб», которая разработала технологию выявления рака кишечника с помощью искусственного интеллекта; ребята из «Securige» создали систему, которая выявляет наличие посторонних лиц на определенной территории, оружия, касок и иных потенциально предметов; есть «Е-Металл» — сервис для специалистов по закупу металла и металлотрейдеров; «Ready Robot»— автоматизация и роботизация производств; «Акваконтроль» ставит датчики на системы канализации, чтобы они не переполнялись, внедряет функции контроля за работой ассенизаторских машин; «Инновации детям» — устройства дополненной реальности, которые используются для  развития детей, а также они запустили виртуальную игру для командообразования; «Нейрокс» разрабатывающая аппараты для персональной медицины, «Dental Synthesis» производит отечественные зубные имплантаты, «inSmart» создает решения для умного дома и ряд других компаний.

Если раньше мы просто старались сплотить IT-сообщество, то сейчас стали совмещать его с бизнесом, который может выступать заказчиком их продуктов. Знакомим людей из обеих сфер на мероприятиях: ежегодно проводим IT-кубок по гольфу, парусную регату, игры в теннис, футбол и др. Совместный досуг способствует сплочению делового сообщества, появлению новых совместных проектов. Уже много лет выступаем соорганизаторами конференции UWDC. На эту конференцию приезжают топовые спикеры, что сокращает информационное неравенство между Челябинском и столичными городами. В прошлом году в рамках UWDC смогли организовать трехсторонний диалог программистов, чиновников и промышленников, что дало дополнительное понимание по возможности развития всей IT-индустрии в целом.

«Многозадачность — женская суперспособность»

Алёна, а с чего началась ваша предпринимательская деятельность и почему вас заинтересовало именно IT-направление?

— Свой бизнес я начала с рекламного агентства полного цикла, оно существует по сей день. Мы занимаемся производством и размещением различных видов рекламы, разрабатываем маркетинговые стратегии, продумываем финансовые модели и бизнес-планы. Однажды мне пришла идея создать свое мобильное приложение — тогда как раз был «бум» на их внедрение. Так я познакомилась с одним разработчиком, и мы стали партнерами. Вскоре взяли свой первый заказ: начали с программного обеспечения, затем создали мобильное приложение, потом стали писать софты, которые помогали оптимизировать производственные процессы на предприятии. Признаюсь, на тот момент я совсем ничего не понимала в IT, поэтому занималась всеми организационными вопросами, работала с заказчиками, одним словом, администрировала все бизнес-процессы. Я уже отмечала, что «айтишникам» зачастую бывает трудно общаться с потенциальными клиентами, выяснять их потребности, презентовать свой продукт, мне, как человеку из сферы рекламы и развитыми софт-скилами, решение коммуникационных вопросов дается легко.

Мы приходили к заказчику на предприятие, чтобы понять, как и что нужно цифровизировать, детально вникали в циклы выпуска продукта, искали и предлагали варианты, как ускорить производственные процессы. Я, не будучи IT-специалистом, понимала их, но не знала, как нужно писать код, этим как раз занимался мой технический партнер. Все остальные вопросы могла взять на себя.

В чем особенность вашего женского подхода к руководству и ведению предпринимательской деятельности?

— Сложно выделить мужской или женский подход к ведению бизнеса. Лично я люблю общаться с людьми, умею слушать и вникать, профессионально выявляю потребности и интересы. К решению задач всегда иду через коммуникацию. В процессе диалога всегда возникает какой-либо запрос на решение той или иной задачи бизнеса, а поскольку я работаю в сфере IT, маркетинга и рекламы, то могу предложить комплексные варианты. Считается, что у женщин лучше, чем у мужчин, развита эмпатия, адаптивный интеллект, интуиция, а, как известно, «софт скилс» в ведении бизнеса и в работе с людьми важны не меньше «хардов». Думаю, женский подход заключается, в том числе, и в этом.

А щепетильность?

— Действительно, в бизнесе важны внимание к деталям и контроль. Проверить всё дважды лишним точно не бывает, но именно чрезмерный контроль может привести к микроменеджменту, поэтому необходимо соблюдать баланс. Возможно, в этом женский взгляд мне и помогает. Но это не отменяет того, что я стараюсь учитывать даже самые минимальные риски и оцениваю, готова ли взять их на себя. Если да, то могу ввязаться в самый смелый проект. 

Психологи говорят, что женщин отличает способность думать одновременно о нескольких вещах...

— Это так. Многозадачность — вообще женская суперспособность!

Меняет ли бизнес характер женщины?

— Все сферы жизни влияют на человека — семья, бизнес, социум. Просто женщина зачастую глубже соприкасается с каждой из них. Дети делают нас мягче и в чем-то уязвимее, но мотивируют становиться лучше с каждым днем. В бизнесе встречаются люди, которые заставляют быть жестче и настойчивее, многие договоренности здесь заключаются на словах, но даже подписанные договоры и соглашения не всегда могут защитить от обмана. Еще надо учитывать, что женщине даже в 2025 г. все еще приходится доказывать, что ты имеешь право быть в бизнесе. Мужчины в этой сфере жизни все же в приоритете, а девушка будто бы что-то не сможет, она слабее. Однако это помогает совершенствоваться и постоянно прокачивать профессиональные навыки. К слову, в прошлом году я пережила развод, и это тоже, безусловно, повлияло на мой характер, что помогло обрести дополнительную внутреннюю опору. Поэтому, конечно, являясь одной из важных сфер моей жизни, бизнес так или иначе меняет меня, но я верю, что если какие-то перемены происходят, они всегда к лучшему. Стагнация и однообразие — вот это плохо. А меняться — для меня значит, расти и совершенствоваться. 

Ранее CHEL.DK.RU писал, что Алёна Коломейская была членом Экспертного совета премии «Человек года» и номинантом в «Креативных индустриях».