Меню

Евгения Григоренко: «Ключевые функции собственника — считать, планировать, контролировать»

Иллюстрация: из архива компании GRIGORENKO CONSULTING

Эксперт в области налогообложения и организационных систем, основатель компании GRIGORENKO CONSULTING дала рекомендации руководителям бизнеса о том, как повысить эффективность компании.

Евгения Алексеевна, много лет вы ведете бухгалтерский учёт на производстве. Недавно увидела баннер на пересечении пр. Ленина и ул. Российской в Челябинске, и удивилась. На плакате — вы, а название компании другое — «GRIGORENKO CONSULTING» и специализация — экономика. Вы изменили направленность бизнеса?

— Всё верно. Говорят: «Сначала мы выбираем путь, а потом путь ведет нас. В 2005 г. меня пригласили на должность главного бухгалтера на заводе. Через год предприятие обслуживала моя компания — централизованная бухгалтерия бизнеса «Пачоли». В июне 2025 г. нашему заказчику исполнится 20 лет, а моей компании — 19. С первых дней ведения бухучета на промышленной площадке мы понимали значимость и важность этой работы для предприятия. В нашем понимании компания делала дело, а мы — только то, что умели. В 2007 г. страна погрузилась в глубокий кризис, бизнес массово банкротился, увеличивались неплатежи в бюджет и долги по заработной плате.

Государство предоставило право на вновь созданных предприятиях производственной сферы применить пониженные ставки от Фонда оплаты труда, и мы тут же этим воспользовались: создали группу компаний, организовали документооборот. Это был наш вклад в развитие заказчика. К 2009 г. наши партнеры активно обновляли станочный парк, оборотных средств не хватало. Мы научились сначала сами, а потом научили предприятия привлекать дополнительное финансирование, кредитные продукты. В 2011 г. заметили, что на многих производствах нет экономистов.

Как производители назначают цену на выпускаемую продукцию? Решили проверить расчетным путем, насколько выпуск изделий по спецификации «Плановая цена» обеспечивает заданные параметры. Разработали аналитические таблицы. 
 

Уже тогда мы поняли: если предприятие владеет инструментом оцифровки, проанализировать можно всё. То есть привести в соответствие тарифные ставки по основным рабочим процессам, по математической модели бизнеса сформировать продуктовую корзину выпуска продукции, товаров, работ или услуг на любой плановый промежуток времени.
И тогда каждый управленец будет четко понимать, в каком диапазоне цен, маржи и прибыли необходимо работать, а главное — можно будет оценить, в каких рамках нужно действовать и что предстоит для этого сделать. У руководителя компании появляется инструмент управления ресурсами. Разве не в этом цель бизнеса?

Я правильно понимаю, что по мере ведения бухгалтерского учёта вы нарабатывали или приобретали другой опыт, и он был для вас важен? Какие рекомендации можете дать предпринимателям?

— Наш опыт неожиданно оказался востребованным, ведь он лежит на пересечении знаний и умений из разных областей: производства, учета, экономики, психоанализа. Пришло время перемен. Посмотрите, как изменилось законодательство в России, а ведь именно работа каждого предприятия повлияла на эти изменения. Мы, предприниматели, доказали налоговикам, что есть такое понятие, как экономическая целесообразность, и насоздавали группы компаний. Потом самые умные поняли: чтобы налоговики оставили бизнес в покое, следует каждое предприятие из группы перевести на НДС, и перевели.

А теперь нужно оценить целесообразность таких групп. Опыт показывает, что, если фискальные органы достигли своих целей, то есть собрали налог на добавленную стоимость, бизнес теряет на накладных расходах, но при этом упорно держится за их сохранение. 
 

Думаю, что всему свое время. Бизнес как организация проходит разные этапы становления. На каждом уровне жизненного цикла есть разные цели и задачи.

Но на какой бы ступени развития компания ни находилась, никто не отменял принцип рациональности. Заключается он в следующем: предприятие — замкнутая система: сколько заработал, столько можешь потратить. В каждом слове своя суть.

«Сколько заработал» — это не про деньги, а про то, сколько отгрузил продукции, товаров, работ (услуг). И да, в рублевом эквиваленте. «Столько можешь потратить» — это уже про деньги, но какие?

Часть средств компания получила в качестве авансов, и они могли быть потрачены на обеспечение заказа, а часть денег осталась (возможно) в дебиторке, и тратить нечего. Пришло время вникнуть в суть, разобраться в каждом действии.

Отделите текущую деятельность от работы на перспективу, развитие, и вы сможете увидеть часть прибыли, которую заработали, ведь прибыль считается от текущей деятельности. А то, что направляется из тех средств, которые заработали, — реальные денежные средства, и это уже часть прибыли.

Планируйте свою деятельность и проверяйте, насколько фактический результат соответствует плановому. Делайте корректировки. Если решение созрело, проведена подготовка производства, результат будет. Тучный период дается, чтобы накопить жирок, рассчитаться с долгами и подготовиться к расцвету. Подготовка предполагает «План-Факт = Корректировка». У собственника есть четыре базовых функции: считать, планировать, контролировать и нанимать. Судите сами:

*не умеете считать — не поймете, что происходит в вашем бизнесе;

*не умеете планировать — не достигнете цели (от точки «А» к точке «Б»);

*не умеете контролировать — нет базы для управления, ведь управлять можно, когда есть план;

*не умеете нанимать — люди на определенных должностях занимают место, а не выдают результат.

Что касается нашего опыта, централизованная бухгалтерия бизнеса «Пачоли» — уже прошлое, точнее, это база, которая дает начало новому направлению GRIGORENKO CONSULTING. В рамках текущего проекта это наша помощь владельцам компаний в трансформации бизнеса.

Челябинск, ул. Труда 84, оф. 403
+7 919 348 3437

grigorenkoconsulting.ru

Реклама,ООО ЦББ «Пачоли», ИНН 7449057799, erid: 2W5zFJC6ZBe