Меню

Сергей Попов, «Регинас»: «Готовимся к снижению рынка»

Иллюстрация: CHEL.DK.RU

Чего ждут от 2025 г. участники автомобильного рынка? Какие марки будут наиболее востребованы? Много ли потеряют китайские машины с пробегом? Мнение коммерческого директора ГК «Регинас» Сергея Попова.

Сергей Николаевич, как, на ваш взгляд, на автомобильный рынок влияет экономическая ситуация в стране?

— Высокая ключевая ставка приводит к увеличению количества депозитов в банках с большими процентами. Этот механизм охлаждения экономики приводит к снижению инвестирования в недвижимость и автомобили. При этом размер ключевой ставки напрямую влияет на стоимость заемных денег и ежемесячные платежи по кредиту.

Авторынок в России зависит от экономической ситуации и покупательной способности населения. Наращивать продажи в последние годы дилерам позволял такой инструмент, как кредитование. В пиковый период, в середине прошлого года, доля сделок с помощью банковских продуктов в группе компаний «Регинас» достигала 85%.

Однако затем ситуация в экономике изменилась, банки стали более требовательно подходить к оценке заемщиков и выдаче кредитов. В результате доля таких сделок к концу года сократилась до 50%, что привело к снижению продаж. Вторая причина этого — повышение утилизационного сбора. Мы реализуем в основном иностранные автомобили, а для иномарок утильсбор увеличился более значительно, чем для продукции локального производства.

Правительство России анонсировало постоянное повышение этого платежа, что будет провоцировать подорожание машин и влиять на принятие решения об их покупке. С одной стороны, сейчас приобрести автомобиль выгоднее, чем это окажется через три месяца. С другой — постоянное подорожание сокращает возможности покупателя и негативно отражается на спросе.

Какие в связи с этим есть риски?

— Уровень автомобилизации у нас до сих пор значительно ниже, чем в развитых европейских странах и Америке, а расстояния в России очень большие, и закрыть потребность в передвижении по территории нашей необъятной страны — важная задача для большинства жителей. Это и будет поддерживать спрос в дальнейшем.

Также для нашей отрасли важно, как в целом будет чувствовать себя экономика, каков окажется рост доходов населения, как будет проходить стабилизация инвестиционных процессов. Я думаю, что эти факторы станут определяющими для развития автомобильного рынка в России.

Как продавать автомобили, когда вслед за повышением ключевой ставки дорожают кредиты?

— В числе инструментов осуществления продаж остается корпоративный сегмент, то есть юридические лица, которые приобретают транспорт за счет собственных средств или с помощью лизинга. Есть и частные покупки за наличные.

Более половины наших клиентов, приобретая новый автомобиль, пользуются программой трейд-ин. Этот механизм позволяет людям сдать старую машину для частичной или даже полной оплаты. И дилеры, и производители стимулируют такой формат продаж, потому что он позволяет увеличить объем бизнеса. Для нас выгодна работа не только с новыми автомобилями, но и с пробегом, так как таким образом мы повышаем свой оборот. Да, клиент продает дилеру по цене ниже рынка, зато получает скидку на новую машину, благодаря чему компенсирует эти потери.

Как меняется структура вторичного рынка?

— На вторичном рынке сейчас в основном присутствуют отечественные, европейские, корейские и японские автомобили. То есть пока больше брендов из «прежней жизни». Китайские марки стали популярны не так давно, но ситуация уже меняется. Мы, к примеру, начали работу с китайской продукцией в 2018 г., это был Haval. Достаточно много клиентов покупают уже новые модели этой марки и сдают взамен предыдущие, которые эксплуатировали раньше.

Есть мнение, что китайские автомобили много теряют на вторичном рынке, но это не так. Потеря ровно такая же, как в случае с корейскими брендами, то есть они не дешевеют быстрее.

Какие марки занимают наиболее прочные позиции на челябинском рынке авто?

— В целом на отечественном рынке закрепились четыре основных крупных китайских автопроизводителя, которые контролируют порядка 60% рынка: Haval и Chery, Exeed, Omoda и Jaecoo, далее с небольшим отрывом следуют Geely и Changan. Лидеры уже давно на российском рынке: Chery почти 20 лет, Haval работал еще под брендом Great Wall, Geely имеет хорошую историю продаж. Changan — один из молодых, но и самых динамичных брендов, в 2023-2024 гг. он существенно прирос. 

Эти марки популярны в нашей стране в связи с тем, что у них наиболее оптимальное соотношение цены и качества, к тому же их можно купить на российском рынке официально, с технической поддержкой и гарантией, продаются со скидками и подарками.

Какие тренды будут влиять на вашу отрасль в 2025 г.?

— Тренды будут формировать те же факторы, которые оказывали влияние и в прошлом году: общая политическая и экономическая стабильность, возможность финансирования покупки и приемлемость условий сделок. Последнее будет напрямую зависеть от такого показателя, как ключевая ставка. Если она будет постепенно снижаться, клиенты получат возможность приобретать новые автомобили.

Если говорить о цифрах, мы не ожидаем роста и считаем, что с учетом тех планов, которые озвучивают федеральное правительство и Центробанк, хорошим результатом будет повторение показателей продаж 2024 г. Возможно и некое падение, и мы к этому готовимся.

Читайте также на CHEL.DK.RU: эксперт челябинского авторынка назвал сильные и слабые стороны китайских моделей

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.