Меню

Максим Мельников: «Рассматриваем создание кластера горнолыжных курортов»

Иллюстрация: АНО «Центр проектного развития территорий и туризма Челябинской области»

Какие новые туристические объекты и кластеры появятся в Челябинской области? Какой бизнес не выдержит конкуренции? Об отрасли — интервью Максима Мельникова.

В 2024 г. премия «Человек года», которую «Деловой квартал» проводит в XIV раз, включает номинацию «Туризм». Об отрасли и перспективах бизнеса говорим с директором Центра проектного развития территорий и туризма Челябинской области Максимом Мельниковым. Он является членом Экспертного совета премии.

Максим Сергеевич, как вы оцениваете состояние туристической отрасли в Челябинской области?

— Развитие туристической индустрии является общероссийским трендом в последние несколько лет. Все регионы в той или иной степени подключились к этой работе: создают различные институты развития, новые туристические объекты и маршруты и так далее. В Челябинской области наблюдается существенный рост валовой добавленной стоимости в отрасли. Она составляет уже почти 2,3% от ВРП. Для сравнения, общероссийский уровень — порядка 2,6%. За последние годы прибавили практически на 30%. В основном растёт общепит: в регионе активно появляются новые рестораны. Также мы видим увеличение количества коллективных мест размещения и центров развлечений. По последним данным Минэкономразвития РФ, наш регион вошел в топ-15 по количеству человек, размещённых в КСР. В среднем в 2023 году туристы в Челябинской области проводили четыре дня — это лучший показатель по УрФО.

Доходы КСР в 2023 г. составили порядка 13,5 млрд руб., что в два раза больше, чем в доковидном 2019 г. и на 43,6% больше, чем в 2022 г.

Мы работаем в соответствии с приоритетами, которые обозначены в территориальной схеме развития туризма до 2035 г. В прошлом году она была разработана Министерством экономического развития и утверждена зампредом Правительства РФ Дмитрием Чернышенко. Это программа как в целом для страны, так и для субъектов в отдельности. Для Челябинской области это прежде всего природный туризм, потому что мы обладаем всей необходимой инфраструктурой: три национальных парка, множество региональных особо охраняемых природных территорий, экологические тропы, озёра.

Второе важное направление — это развитие круглогодичных горнолыжных центров. Так, в Ашинском районе реконструируется курорт «Аджигардак» при поддержке корпорации Туризм.рф., есть проекты по развитию «Солнечной долины», хребта Уреньга, горнолыжного курорта «Завьялиха». Не отстает и ГЛЦ «Евразия», который в этом году принимал Всероссийскую Зимнюю спартакиаду сильнейших спортсменов

Какая роль отводится промышленному туризму в территориальной схеме?

— Это третье направление — культурно-познавательное. За Челябинском и Магнитогорском закрепился определенный исторический имидж индустриальных центров с высокой антропогенной нагрузкой. В последние годы сценарии пребывания туристов в этих городах становятся более разнообразными: можно интересно провести время не только на основных гостевых точках, но и на промышленных предприятиях, где проведут качественные экскурсии с соблюдением всех требований безопасности. Благодаря этому Челябинск или Магнитогорск сегодня представляют из себя не только как туристический хаб. Здесь можно задержаться, потратить деньги, заехать отдохнуть на озёра и в горнолыжные центры, посетить местные курорты.

Кстати о городских сценариях. Какие можно выделить новые направления?

— Большое развитие получают такие проекты, как городские курорты. Это «Притяжение» в Магнитогорске, многофункциональный курорт «Фанпарк» в Сосновском районе, буквально в 10 минутах езды от Челябинска, который включает в себя и аквапарк, и горнолыжные трассы, и термальные комплексы, и аттракционы и т.д. Они привлекательны как для жителей Челябинской области, так и соседних регионов. Как показывает практика, основной туристический обмен, порядка 60%, идёт между соседними субъектами. Основной туристический трафик мы получаем из Свердловской, частично из Курганской и Тюменской областей, а также из Башкирии. Поэтому важно создавать проекты, которые в том числе ориентированы на наших соседей. Это один из существенных источников дохода отрасли.

Отмечу один тренд. В мире 100 городов получают около 40% всех доходов отрасли, 7 городов имеют 10% прибыли всей туристической индустрии. Именно в мегаполисах сосредотачиваются все кадровые ресурсы нашей сферы и, что самое главное, потребители наших услуг. Без потребителей нет развития отрасли.

Нет ли сейчас дефицита мест размещения туристов?

— Средняя годовая загрузка КСР не очень большая: порядка 23-25%. Но при этом есть очень ярко выраженная сезонность летом и зимой. Проекты, которые обеспечивают своим гостям качественный сервис, почти всегда находятся в стопе. И в Челябинской области становится всё больше объектов, которые задают высокую планку. Это, к примеру, отель «Верт» на озере Увильды, гостиница «Гости», будущий термальный курорт «Баден-Баден» на озере Тургояк.

Вообще, строительство загородных курортов с термальными комплексами — это актуальный тренд, потому что люди любят отдыхать у воды. Но даже при большом количестве озёр в нашем регионе, климатические особенности позволяют купаться всего 21-23 дня в году. Поэтому есть большое количество мер поддержки и программ, позволяющих предпринимателям закупать оборудование для организации круглогодичных бассейнов. Это усиливает конкурентоспособность наших туристических локаций по сравнению с другими регионами.

Каков состав бизнеса в сфере туризма? Есть ли место маленьким компаниям?

— В Челябинской области реализуются шесть крупных инвестиционных проектов в туристической отрасли, которые в ближайшие 5-10 лет могут обеспечить порядка 6000 койко-мест.  Это почти 30% от того, что мы имеем сегодня — очень хорошее, качественное замещение морально устаревших номеров и инфраструктуры. Новый продукт должен соответствовать уже самым высоким требованиям туристов.

Наша отрасль — очень капиталоёмкая, если мы берем не только гостиницу как сервис, но и всю сопутствующую коммунальную инфраструктуру, и решение земельного вопроса. В Челябинской области есть много территорий, которые обладает существенным рекреационным потенциалом, но имеют инфраструктурные ограничения. К решению этих проблем активно подключается правительство региона, местные органы власти: помогают в подключении к газу, сетям водоснабжения и водоотведения. Это позволяет и реализовывать проекты, и делать задел для перспективного развития территорий.

Мы рассматриваем туристическую отрасль как стратегический инструмент борьбы за ключевой ресурс — людей. Когда формируются туристические кластеры, которые улучшают жизнь в регионе, то и гости это видят и ценят, у них возникает желание сюда переехать. А местные жители понимают, что здесь можно хорошо зарабатывать и жить в комфортных условиях, в красивом регионе.

Любая экономическая система стремится к концентрации: масштабное предприятие может обеспечить более высокий уровень сервиса, у него больше специалистов и опыта, надежнее система взаимоотношений с партнерами и подрядчиками, которые качественно выполняют задачи.

Сейчас в регионе реализуется порядка 45 проектов в туристической сфере с общим объемом инвестиций в номерной фонд и инфраструктуру около 55 млрд руб. Объекты крупного бизнеса составляют большую часть этой суммы.

Но в эту сферу входят и новички. На субсидирование по возведению модульных гостиниц заявлялись те, кто готов построить 3-5 номеров.

Какие есть перспективные локации для развития туристической отрасли в Челябинской области?

— АНО «Центр проектного развития» многое сделал за последние три года. Мы занимаемся реализацией трех мастер-планов комплексного развития территорий. Первая — это река Ай — одна из точек сплавного туризма. В этом году мы запускаем там большой визит-центр, посетителям которого расскажут об истории местности, о реке и существующих маршрутах. Это будет большой туристический хаб. Далее планируется развитие инфраструктуры вдоль реки, чтобы снизить антропогенную нагрузку и обеспечить комфортное пребывание туристов на территории.

Вторая точка – нижний лагерь в музее-заповеднике «Аркаим». Это историко-культурная жемчужина региона. Это древнее поселение, это колесница, которая использовалась людьми, населявшими территорию в бронзовом веке. Там уже есть музей, археологические объекты, а в этом году мы завершаем модернизацию туристического лагеря, будем открывать гостиницу на 55 номеров, оснащенную всем необходимым для круглогодичного проживания.

Третий мастер-план — это территория озера Тургояк, где планируется реализовать много проектов по модульным некапитальным средствам размещения. Это сложная территория: есть предприниматели, которые хотят развивать там туристические объекты, есть интересы местных жителей и экологов. Мы должны соблюсти баланс.

Что известно о туристическом будущем окрестностей хребта Уреньга?

— На протяжении нескольких лет велась проработка использования этой территории возле Златоуста — это очень большой участок. Есть инвестор, который занимается проектом. Его планируется реализовать в том числе с элементами государственно-частного партнерства. В эту зону входят спортивные школы, есть плоскостные линейные спортивные объекты.

Рассматривается возможность создать кластер развития горнолыжного туризма. Вдоль трассы М-5 много горнолыжных курортов: «Аджигардак», «Завьялиха», «Солнечная долина», добавится «Уреньга».

У нас не самые высокие горы, зато их много, и катание разнообразное. Небольшое расстояние между ГЛК позволяет в будущем ввести единый ски-пас, чтобы жители и гости региона могли отдыхать на нескольких курортах одновременно. Тем самым мы сможет увеличить срок пребывания туристов в регионе.

Можно ли сегодня сказать, что размещение туристов в старых домиках на базах отдыха уходит в прошлое под влиянием повышения требований отдыхающих?

— Работа на старом наследии доживает свой век. И дело не только в уровне рентабельности, но это и вопрос обеспечения безопасности. Сегодня выигрывают только те предприниматели, которые понимают, что хочет их потребитель и какие требования предъявляет. Чтобы соответствовать запросу, нужно повышать свой уровень насмотренности. Невозможно построить пятизвездочный отель, если ты в нем ни разу не был.

Как обстоят дела с инвестициями в туристической отрасли и как бизнес может получить бюджетное финансирование?

— Меры поддержки сейчас беспрецедентны. Органы власти видят, что необходимо проводить модернизацию существующих объектов. Доступность отдыха внутри страны и региона должна расти.

К примеру, Минэкономразвития России распределяет субсидии регионам на развитие туристической инфраструктуры, реализует программу строительства модульных некапитальных средств размещения. В прошлом году были направлены первые 10 млрд руб. Наш регион привлек 1 млрд руб. Поддержку получили все предприятия, которые заявлялись.

Плюс была направлена единая субсидия на 216 млн руб. Недавно завершились конкурсные процедуры по отбору инвесторов. Общая сумма инвестиций составит примерно 460 млн. руб. 

По модульным средствам размещения сумма софинансирования от предпринимателей достигала 75%, так как проектов было заявлено на сумму, превышающую общий размер субсидии. Т.е. на привлеченный федеральный миллиард планируется, что южноуральский бизнес вложит еще 3 млрд. 

Есть меры поддержки по линии Минпрома и Минстроя России, с моногородами работают госкорпорации: это помощь и с подключением к сетям, и в выпуске импортозамещающего оборудования для отрасли, и льготное кредитование и т.д. Есть налоговые послабления на уровне региона.

Вы являетесь членом Экспертного совета премии «Человек года». Как вы оцениваете состав заявившихся участников?

— Мы видим, что с каждым годом всё больше людей хотят заниматься туристическим бизнесом. И много предпринимателей из смежных отраслей, которые влияют на развитие туризма в регионе. Думаю, что и в будущем будет появляться всё больше игроков рынка, которые реализуют очень достойные проекты.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.