Меню

«В Челябинской области есть места, куда жалко приводить людей»

Иллюстрация: Национальный парк «Таганай»

Популярность путешествий по Челябинской области стремительно растёт, но у этого есть не только плюсы: как в погоне за экономическими целями не потерять природное достояние?

Внутренний туризм на Южном Урале, как и по всей России, переживает пору расцвета: всё чаще челябинцы, жители соседних регионов и даже гости из столицы начинают интересоваться отдыхом в Челябинской области. Но туризм — это не только организованный отдых на базах, в санаториях или загородных отелях: самым распространённым и доступным видом досуга на природе для южноуральцев стали туры выходного дня.

Сейчас экскурсионные поездки на один день, мини-походы и сплавы организуют и крупные турагентства, и мелкие фирмы, для которых это — основной вид деятельности, и частные гиды: спроса хватает на всех. По словам генерального менеджера турбюро «Спутник» Елены Колесниковой, сейчас каждый уикэнд в разные уголки региона они отправляют до 15 автобусов, а не один-два, как раньше.

Вместе с расширением ассортимента туров (активные, экскурсионные, событийные, гастрономические) ушла и сезонность бизнеса, поездки стали круглогодичными. Короткие выезды по Челябинской области стали традиционным досугом для многих семей с детьми, очень активны (правда, в свободное от садово-огородных забот время) и туристы почтенного возраста, — отмечает Елена Колесникова.

Но если туры по достопримечательностям привлекают широкую аудиторию круглогодично, то лето — время пикового спроса на походы в горы, к водоемам и т.п. Предприниматель Андрей Носков, организующий туры выходного дня в сообществе «Активный отдых», увлекается походами с детства, и руководить туристическими группами начал почти случайно — чтобы разделить увлечение с новыми соседями. В 2015 году такой досуг был для коренных горожан почти диковинкой.

Первые маршруты мы придумывали сами с отцом, когда водили людей на Уреньгу, Зюраткуль, там даже троп ещё не было, заросший лес, никаких ориентиров. Дороги были гораздо хуже: когда впервые поехали на ГЭС «Пороги», микроавтобус забуксовал в глине. Резкий скачок случился, наверное, в пандемию, и у людей всё больше интереса к местному туризму. Многие говорят, что это даже лучше, чем отдохнуть за границей, в восторге от того, какие у нас тут места, им прикольно у себя в соцсетях выкладывать фотографии: «Смотрите, какая красота у нас на Урале!», — рассказывает он.

Пока что далеко не все интересные локации, которые известны знатокам региона, доступны массовому туристу: даже на Зюраткуль, по словам Елены Колесниковой, группы набираются редко, туда сложно доехать, а инфраструктура нацпарка недостаточно развита.

Еще обязательно надо учесть, что для раскрутки нового объекта нужно время и определенная категория туристов. В самом начале на новый объект выезжают индивидуальные туристы, потом группы человек по десять, только затем идет поток и объект становится популярен. Малоизвестные достопримечательности есть, я могу назвать Николаевскую и Наследницкую крепости, Каслинские каналы, «курган с усами» в степях – удивительные объекты, которые, думаем, в будущем будут востребованы. Наверное, пока просто не пришло время: область нам еще предстоит открывать и открывать, — говорит она.

Но растущий турпоток — это не только радость для бизнеса, но и потенциальная проблема для тех самых природных красот, за которыми едут люди. Андрей Носков честно признаётся, что пока не готов водить группы в некоторые места региона.

Андрей Носков
 
Есть маршруты, по которым я сам хожу, но не вожу людей: есть те, где опасно, а некоторые просто жалко — заповедные, с редкими растениями, в том числе занесёнными в красную книгу. При этом сложные для прохождения места сейчас оборудуют так, чтобы по ним реально было бы ходить с любой физической подготовкой, например, на курумах Большой Каменной реки сделали удобный настил, большую тропу до смотровой площадки.
Вообще в национальных парках сейчас сильно развивается благоустройство, там следят за порядком, инструктируют людей перед выходом на тропу, волонтёры регулярно проводят уборки. Но есть ведь не только нацпарки: добраться при желании сейчас можно везде. Приезжаешь на озеро среди недели — явно в выходные побывало много людей, но убрать за собой им что-то помешало, вдоль берега завалы мусора. Ещё много лет назад на Откликном гребне была популярная стоянка, где останавливалось человек по триста. Как-то там случился пожар, палаточный городок закрыли, и только тогда начали убирать территорию. Оттуда мусор вывозили грузовиками! За такими вещами, конечно, надо следить.

Коренные жители тех локаций Челябинской области, которые стремительно набрали популярность у туристов, тоже зачастую не восторге от увеличения числа приезжих: так, жители Саткинского района в минувшем году массово жаловались на запаркованные окрестности реки Ай, замусоренные берега и забитые стоянки. Эколог из Башкирии Александр Веселов отмечает, что в 2023 году поток туристов на реке увеличился до 200 тыс. человек, и инфраструктуры для них не хватает.

Но самое примечательное, что в Челябинской области решили увеличить турпоток до 600 тысяч туристов в сезон, в три раза. Как заставить поток диких туристов и десятки мелких турфирм соблюдать элементарные санитарно-экологические требования и вкладывать средства в инфраструктуру туризма на реке Ай — ответа пока нет, — пишет он.

Южноуральские власти, разумеется, знают о проблеме и пытаются найти решение: по словам курирующего туристическую сферу заместителя губернатора Челябинской области Александра Богашова, уже сейчас стихийные свалки на природе выявляют с помощью спутников ППК «РЭО». Пока речь идёт о крупных скоплениях мусора, но с повышением качества снимков можно будет выявлять и более мелкие.

Главным инструментом охраны природы власти Южного Урала считают развитие ООПТ (особо охраняемых природных территорий): строительство экотроп и расширение охранных зон; так, например, совсем недавно была увеличена охранная зона Челябинского городского бора.

В идеале охранная зона перехватывает основную антропогенную нагрузку, принимает на себя основную рекреационную функцию, то есть человек приходит в бор, проводит время на свежем воздухе, занимается физкультурой, но всё это происходит в охранной зоне. Наша задача — создать в этой черте максимальное количество рекреационных объектов, — поясняет Александр Богашов.

Читайте также:
В Челябинском городском бору проложат новую экотропу

Река Ай от устья реки Бейды до деревни Сикияз-Тамак ещё в 2021 г. была объявлена памятником природы, но статус ООПТ не накладывает ограничений на любые способы «временного» освоения территории, хотя препятствует любому капитальному строительству в районе. Не построен, к слову, и современный многофункциональный визит-центр в Межевом, который было обещано запустить ещё в 2023 г.

Тонкими моментами существования ООПТ пока остаются взимание платы за их посещение (в правительстве склоняются к тому, что от неё нужно максимально освободить жителей региона, но механизм такого ранжирования пока не ясен), а также привлечение инвесторов для строительства туробъектов.

Благодаря внесённым в федеральное законодательство поправкам сейчас строительство в особо охраняемых возможно при соблюдении допустимого «уровня рекреационной нагрузки». При этом расчёт этой нагрузки проходит по сложному алгоритму с множеством данных: Александр Богашов подчеркивает что как властям, так и бизнесу хотелось бы видеть более прозрачные и доступные критерии для оценки собственной заинтересованности в том или ином проекте.

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram.