Меню

Василий Большаков, «Брусника»: «Мы живем в постиндустриальной парадигме»

Иллюстрация: CHEL.DK.RU

На форуме «Будущее города» руководитель отдела мастер-планирования компании «Брусника» Василий Большаков рассказал о новых подходах к проектированию жилых кварталов.

— В  Бруснике мы постоянно изучаем и анализируем западный, мировой, российский опыт создания комфортных городов. Хороший город привлекает людей и заставляет остаться.

Зачем это нужно девелоперу? В привлекательном городе живут платежеспособные люди, которые создают бизнес, пользуются сервисами. Они развивают этот город. Для них нужно создавать комфортные условия жизни.

Хороший город — это плотное пространство, в котором функции сконцентрированы, что позволяет экономить на инфраструктуре. Такой город ориентирован на человека, на развитие пешеходного движения и новых средств мобильности, общественного транспорта. В этом плане можно ориентироваться на Москву.

Качественная, целостная среда вокруг дома, а не только возле подъезда, — это то, что создает комфорт жизни и привлекает человека. Но при этом стоит помнить об идентичности, потому что каждый человек хочет, чтобы место его жизни ассоциировалось у него с кем-либо или чем-либо.

Приведу пример. В Тюмени мы строим жилой микрорайон «Речной порт» в промышленной территории, ранее невероятно запущенной. Но на самом деле это историческое место: отсюда началось  сибирское пароходство. Мы стараемся сохранить артефакты, связанные с водой, с причальной стенкой. Этот проект стал примером реализации потенциала многофункциональности, постиндустриальной концепции, где общественные пространства превалируют над приватными. Речной порт — это место постоянного общения, движения и постоянных инноваций. Здесь же перед нами стояла нетривиальная задача: сделать плотную застройку при средней этажности. Нам удалось ее решить, и сегодня уже первые дома строятся на набережной, рядом с  этой причальной стенкой. 

На территории остались два портальных крана на рельсовом ходу, произведенные в Будапеште в конце 1960-х годов. У кранов даже есть свои имена. «Ганц» Брусника решила превратить в арт-объект на одной из площадей района, а «Альбрехту» вернуть историческую окраску и оставить на кромке речного порта для сохранения духа места. 

Нужно понимать, что мы живем в постиндустриальной парадигме. Это изменение ценностей и подходов к общегородскому пространству. Челябинск — город заводов. Постиндустриальная парадигма не отрицает заводскую суть Урала, но предполагает, что предприятия нужно модернизировать, и в Челябинске для этого есть и научная, и техническая база. Новая экономика должна базироваться на знании, потреблении, обмене.

У нас есть четыре ключевых пункта в создании пространства. Первый — это, как я уже говорил, высокая концентрация, которая рождает разнообразие функций, доступных для большого количества людей. Второе — это создание инфраструктуры в опережающем порядке. И это не только коммунальные сети и дороги. Например, в одном из наших проектов в Тюмени мы сначала благоустроили озеро, а уже потом начали строить дома. Третье — мы должны создавать город, а не строить его по разрозненным кускам, будто шьем лоскутное одеяло, потому что мы хотим создавать гармоничную городскую среду, а не просто отдельный проект. Город должен быть целостным, тогда он будет комфортным для людей. Четвертое — это понимание места, его значения, истории для каждого проекта, потому что тогда гарантировано соблюдение идентичности для человека. 

Город, квартал и даже дом — это сложная структура, которую нужно понять, спроектировать и создать. Сформировать эту целостность в городах, которые проектировались без учета связности, — непросто. При этом мы должны учесть потребности людей.

Человек хочет легко ориентироваться и понимать пространство, в котором он живет, видеть доминанты улиц. Далее, мы должны создать такие территории, чтобы люди могли быстро переходить из одной локации в другую, из домашнего уюта в городскую жизнь.

В нашем стандарте планировки домов, например, сквозные подъезды, из которых ты видишь улицу и двор. Двор является продолжением приватного пространства человека, а места общего пользования по нашему стандарту — это общественная гостиная, которую можно использовать для коротких переговорах, ожидания курьера или такси. Поэтому в подъездах мы ставим мягкую мебель, на стенах размещаем картины и зеркала, устанавливаем дизайнерское освещение. 

Людям важно целостное пространство для жизни. Когда мы построили новую школу в нашем жилом квартале в Новосибирске, это для многих стал район мечты, где люди стремятся купить квартиры, чтобы не только жить, но и учиться в комфортных и современных пространствах.

Ранее на CHEL.DK.RU: Строим комфортный Челябинск: для кого и как?

Подводя итог, резюмирую: хороший город — это плотность застройки, разнообразие функций, работа с контекстом, идентичностью места.