Строим комфортный Челябинск: для кого и как?

Строим комфортный Челябинск: для кого и как?
Автор фото: Иван Карлышев. Иллюстрация: CHEL.DK.RU

Что такое «хороший город»? Сколько жилья нужно строить ежегодно и где? Почему бизнес не заходит в новые районы? Мнения экспертов форума «Будущее города» — в материале.

На площадке форума «Будущее города 2024: Точки роста» прошла первая панельная дискуссия «Строим комфортный город». Модератором встречи с участием ведущих экспертов отрасли выступил эксперт по строительству челябинского областного отделения «Опора России», муниципальный депутат Андрей Бодрягин.

Открыли площадку директор издания «Деловой квартал-Челябинск» Татьяна Елизарова и заместитель главы Челябинска по строительству Александр Перемыкин.

Хочется, чтобы мы строили больше, но ещё — чтобы застройщики не только получали максимальную прибыль из кадого квадратного метра, но и обратили внимание, что пришло время организации хороших пространств, чтобы мы избавлялись от машин во дворах, чтобы было где гулять детям — строили многоуровневые и подземные парковки, пусть это и делает проекты дороже. Хочется, чтобы обращали внимание на мелочи, которые делают удобной жизнь для всех, — заявил Александр Перемыкин.

Отметив, что Челябинск за последнее время стал рекордсменом по приросту стоимости жилья, как на первичном, так и на вторичном рынке, Андрей Бодрягн передал право первого слова — в режиме онлайн — начальнику челябинского управления по архитектуре и градостроительству Ольге Никитиной. 

Строим комфортный Челябинск: для кого и как? 1
 
 
Челябинск за последние годы определил векторы развития, я участвовала в этом и поддерживаю преемственность:  нет ничего более болезненного, чем бесконечно менять векторы и приоритеты. КРТ, реновация, сохранение города в его границах — по-прежнему наши главные градостроительные задачи. Есть у нас супер-объекты — набережные реки Миасс, других водных объектов.
Ещё одна задача — формирование концепции внешнего облика города: мы постоянно говорим об этом, но Челябинск до сих пор очень эклектичный. Формирование образов, работа с колористикой, акцентами и доминантами, особенными для каждого района — это задача на долгие годы. Новыми правилами застройки и землепользования мы утвердили правила игры. Сформировали понимание, что Челябинск должен стать городом, в котором строятся объекты, обеспеченные инфраструктурой. Кроме того, мы стимулируем высотное строительство ограничениями зон, в которых видим потенциал для такого развития. Сейчас наш максимум по высоте — это 24 этажа, мягко говоря, не небоскрёб. 

При этом ни высотное, ни любое другое строительство растущие цены, на взгляд маркетолога-экономиста, президента центра «Ясные решения», профессора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Игоря Качалова, не стимулируют в достаточной степени.

Строим комфортный Челябинск: для кого и как? 2
 
 
Я вынужден сделать ряд шокирующих заявлений, но каждое из них подтверждено тщательным анализом. Да, на цены влияет спрос, но важно и качество: «Бентли» в любом случае будет стоить дорого, а наше жильё в подавляющем большинстве — не «Бентли». Мы должны жить в режиме повышения цен, потому что нужно повышать качество. Знаковая цифра, которой вы достигли в прошлом квартале —104 тыс. руб. за кв.м. А Краснодар и Екатеринбург тогда же доросли до 134 тыс. руб. Что мешает продавать за такую цену? Качество продукта, во-первых.
Отвратительная планировка — на одном этаже студия, трёшка, двушка: это столкновение разных социальных групп. Ну спроектируй ты по стояку однушек и трёшек, разводи семьи с детьми и студентов. Ещё пример — детская комната на входе в квартиру. Или вход через гостиную в детскую: чтобы ребёнок учлся нехорошим словам, пока родители с друзьями пьют пиво? Надо делать нормальные проекты и рассказывать о них, чтобы люди понимали, в чём ваше преимущество. Хотите купить однушку для своей семьи? В комплекте — +30% вероятности развода.
Максимальная комфортная площадь для проживания, по данным ООН, — 30 кв.м. на одного человека. Нехватка квадратных метров формирует некомфортную, невротичную, скученную среду, семейные конфликты. В Челябинске на одного человека (если учитывать малопригодное для жизни жильё) не хватает 17-20 кв.м., в пересчёте на население — 24 млн «квадратов».
Миллион в год — это не цель, надо строить ежегодно 1,5-2 млн кв.м. А Челябинск находится в такой «замечательной» точке, где строится в год на одного человека 0,6 — 0,7 кв.м., при этом в Краснодаре — 5-6 кв.м. Чем он лучше? Чуть-чуть более тёплый климат, чуть-чуть больше дронов с бомбами, плюс на минус… И не в приезжих дело: 5,5 «лишних» миллионов в год покупают местные. Если оставите всё как есть — город будет деградировать.

Ирина Хайлова, директор краснодарской компании «Архитектура Пространства», поспорила с тем, что Краснодар растёт преимущественно для местных, но раскрыла некоторые секреты такх впечатляющих объёмов рынка.

Коренные краснодарцы покупают в центре. Миллионами «квадратов» город начал прирастать за счёт окружающих территорий. Приезжие покупают в новых районах, от которых до центра добираться 2,5 часа. С другой стороны, там инфраструктура зачастую лучше, чем в центре: строятся муниципальные школы, детсады, застройщики продают людям фонтаны, парки, термы, — рассказала эксперт.

Ирина Хайлова подчеркнула, что застройщики имеют представление о запросах жителей и ориентируются на них.

Какие это запросы? Большие окна, высокие потолки. Встроенная мебель и техника. Новая планировка кухни для нынешнего темпа жизни. «Умный дом». Климатически у нас так сложилось, что предпочтение отдают незастеклённым балконам, поэтому мы строим так, хотя в других городах чаще по-другому. Мы в регионах иногда считаем, что Москва чем-то круче регионов, но это не так. Никто так не понимает потребности покупателей, как местные, и наши застройщики (ни одного федерального!) впереди всех в стране по доверию потребителей, — заявила она.

Сергей Сихарулидзе, директор White Group, тоже не согласился с тем, что Челябинску необходимо настолько наращивать жилстрой, назвав нынешний Краснодар непригодным для нормальной человеческой жизни. В нашем городе, по его мнению, резкий рост застройки просто невозможен 3 особенно учитывая приведённые Игорем Качаловым цифры необходимых под строительство земель (порядка 2,5 тыс. га).

Все земли — это либо старая застройка, которую мы плотно отрабатываем всем сообществом, либо земли, которые в 2000-е годы были титаническим усилиями присоединены к Челябинску. Главная проблема нынешнего Челябинска — не маркетинг. Давайте решим проблему элементарной инфраструктуры. У нас проблемы с канализацией, с электричеством, с водоснабжением новых районов, — подчеркнул он.

Василий Большаков, руководитель группы мастер-планирования компании «Брусника», рассказал о главных принципах работы застройщика, успешно захватывающего новые и новые регионы.

Хороший город — это город, в котором завязываются отношения, развивается бизнес, в котором у человека есть возможности для общения и самоидентификации. Индустриальное развитие Челябинска не исключает развития в постиндустриальной парадигме.
Мы акцентируем внимание на четырёх «китах»: плотность застройки, которая даёт концентрацию и разнообразие функций. Создание инфраструктуры, причём в опережающем порядке. Связанность среды — чтобы город не распадался на кусочки. Внимание к историческому, культурному бэкграунду и контексту. В новых проектах мы учитываем даже климатические факторы: как сделать так, чтобы человек в Сургуте вышел из дома в общественное пространство? Это не так уж просто, и в нашем новом проекте мы учитывали даже ветровую карту, чтобы дать жителям просто хорошую комфортную улицу.

Комфортная среда и инфраструктура — это ещё и присутствие бизнеса. Никита Тамаркин, генеральный директор компании «Фэмэли групп», реализующей проект «Жизньмарт», напомнил, что сейчас в Челябинске строится жильё без коммерческих площадей, а если такие площади есть — они не отвечают самым элементарным требованиям.

В панельке реально сделать максимум пункт выдачи «Озона», я видел разные планировки, но ни в одну из них невозможно вписаться. Что мы будем делать с этими панельками дальше? Ладно, построили монолит, отвели площадь. Вечная проблема с мощностями: ну заведите вы побольше трансформатор! Возникают проблемы с организацией водоотведения, нельзя установить кондиционер. Все эти проблемы системные, заложенные на стадии проектирования, — подчеркнул он.

Елена Модебадзе, исполнительный директор челябинского отделения «Опоры России», напомнила предпринимателям о важности «сервисной обёртки», и пригласила их к диалогу в организации для совместной работы над итоговыми продуктами. 

Вся наша жизнь состоит из деталей, — отметила она в своей речи.

Сергей Григорьев, директор по развитию группы компаний «Голос.Девелопмент», рассказал о своём видении будущей структуры застройки: уже в ближайшие годы, по его словам, акценты сместятся в стророну запуска проектов комплексного развития территории, а крупные проекты уйдут от Сосновского района к районам города. Проанализировав нынешние заявленные проекты, он прогнозирует также, что доля панельного домостроения будет снижаться.

Мы понимаем, что город годами страдал от заниженных цен и завышенной доли эконом-сегмента. Надо сказать, что у нас в регионе есть большое давление и бизнеса панельных заводов, которые одновременно являются и застройщиками, — отметил он.

Сергей Григорьев подчеркнул также, что сейчас земля в Челябинске стоит даже дороже, чем в Екатеринбурге, поэтому «залетать» со стороны на наш рынок будет непросто.

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.