Меню

«Мелочи могут оказаться решающими»: важные уроки «Крокуса»

Иллюстрация: МЧС России

Мы не хотим думать о плохом, пока оно не случается, но зачастую готовность к ЧП подразумевает самые банальные вещи. Личный опыт предпринимательницы из «Крокус-Сити» — в нашем материале.

Известный в Челябинске юрист, управляющий партнёр компании VIP Consult Ольга Гольцева уже девять лет постоянно живёт в Москве. Помимо собственного дела, в столице она занимается поддержкой танцевального спорта и работает с детским танцевально-спортивным клубом. Основной офис фирмы и помещения клуба расположены в «Крокус-Сити» — рядом с местом одного из самых страшных терактов в современной истории России.

Вечером 22 марта Ольга не только стала невольной свидетельницей происходившего: бизнес-леди, тренеру клуба и её дочери пришлось провести эвакуацию детей, которые пришли на традиционную сборную пятничную тренировку. Никто из них не пострадал.

Спустя месяц после трагедии мы не только отдаём дань памяти погибшим, но и задумываемся о том, как избежать печальной участи — или хотя бы попытаться это сделать. Ольга поделилась с CHEL.DK.RU личным опытом.

— Группа по латине была назначена на восемь часов вечера. Незадолго до этого моя дочь Вероника, спортсменка и младший тренер клуба, пошла провожать свою ученицу домой: вернулась она очень напуганной и сообщила, что внизу происходит что-то странное — слышны непонятные хлопки и крики. Следом прибежал мой стажёр-юрист, который тоже собирался домой: чтобы спуститься в метро, нужно было пройти мимо выхода номер 14, через который зашли террористы, и уже на подходе он услышал стрельбу из автоматов, затем увидел стреляющих в камуфляже.

Мы с администратором клуба приняли решение закрыть железную дверь в зал, поскольку она у нас достаточно прочная, тренер отогнал детей от окон и положил их на пол. Окна у нас, надо сказать, выходят прямо на эскалатор того входа, у которого расстреливали людей.

Через несколько минут нам позвонила мама одной из спортсменок, которая была в тот момент в концертном зале. Так мы узнали, что, помимо расстрела, начался пожар, поэтому решили срочно прекращать занятия и эвакуировать детей.

На сборы дали полторы минуты: скомандовали взять только телефоны (но выключить звук, чтоб не привлекать внимание), документы и верхнюю одежду. Построили всех и сказали: «Бегом за нами».

Мы знали расположение всех служебных входов-выходов, за четыре года работы много ими пользовались, хорошо ориентировались в здании. Поскольку опасность исходила из концертного зала, пошли в противоположном направлении, дальше от МКАДа, и вышли через коридоры гостиницы на служебный вход, со стороны дебаркадера на вертолётную площадку.

Мы как-то логически выбрали именно этот путь, и не ошиблись: если бы мы решили воспользоваться центральным, то наткнулись бы прямо на отходящих террористов — по времени получается так. Кроме того, с улицы этот выход вообще не освещён, мы не знали в тот момент, сколько террористов, где они находятся, и вывести детей в неосвещенное место показалось самым безопасным.

Дальше — выгнали автомобили со служебной парковки, рассадили 30 человек в два внедорожника и поехали через стройку за Крокусом в сторону  Правительства Москвы: было понятно, что там безопасно. От начала ЧП, от момента, когда мы узнали о стрельбе, прошло, наверное, не больше 20 минут. Дети даже не успели испугаться: пока на улице мы ждали машины, они стояли почти босиком, в танцевальной обуви, полуодетые, клацали зубами, но шутили.


Ольга Гольцева, тренеры и воспитанники танцевального спортивного клуба «Держава»

Только потом, когда мы уже были далеко и дети по пути прочитали новости, пришло осознание кошмара происходящего, многим от стресса страшно захотелось пить. Вот это единственное, пожалуй, что мы не предусмотрели: воду захватить с собой никто не подумал.

Надо сказать, что в такой ситуации у многих не срабататывает инстинкт самосохранения: даже взрослые (уж не говоря про детей) не осознают всей опасности, человек действует неадекватно из-за адреналина и эмоций. Появляется любопытство, людей тянет в самый эпицентр бури. В нашем случае детей как магнитом тянуло к окнам, хотя окно — это главный источник опасности, хоть от осколков, хоть от того, что ты в этом окне — отличная мишень. Вот это всё очень важно пресечь, включить разум и дисциплину. 

Нужно донести до своих детей, до своих подчинённых, что отдавать распоряжения в таком случае должен кто-то один, чтобы не случилось как в басне «Лебедь, рак и щука». Как бы ни хотелось подискутировать, поумничать — вступать в пререкания с руководителем недопустимо. Конечно, он должен знать, что делать, и здесь важно быть просто элементарно психологически готовым к действиям во время ЧC.

У меня нет никаких вопросов к «Крокусу»: они регулярно проводили проверки систем оповещения, учения на случай экстренных ситуаций, превентивные эвакуации, мы в них участвовали, хоть всё это, конечно, и это, зачастую, неслабо раздражало, и выбивало из рабочего графика.  В те моменты даже в голову не приходило, что это реально может когда-то пригодиться — всегда думаешь, что это может коснуться кого угодно, только не меня.

В каждом офисном здании, торговом центре и так далее висят схемы эвакуации, на которые никто никогда даже не смотрит. Но в момент, когда будет нужно, счёт пойдёт на секунды: разбираться в этих схемах и стрелочках вам будет некогда.

Потратьте немного времени, разберитесь, куда бежать в случае чего, куда ведёт какой выход, как эти выходы открываются. Пройдите хоть раз по эвакуационному маршруту, не сидите в кабинете во время учений. Двигаясь на выход по коридорам в тот вечер, мы видели людей, которые были в панике от того, что просто не знали, куда идти. 

Если вы оказались в незнакомом месте, не знаете плана эвакуации (хотя я, если честно, теперь даже в торговых центрах первым делом ищу глазами выход, стараюсь вглубь не заходить — но это отголоски стресса) первое правило — не пользоваться лифтами ни в коем случае. Какой бы ни был этаж, малейшая опасность — повод забыть про существование лифта вообще.

Ещё совет: держите в максимальной доступности, на расстоянии вытянутой руки, пятнадцати секунд, телефон и самые важные документы, чтобы не метаться и не искать их в случае чего. Приучите себя и детей, что телефон должен быть заряжен, что это не игрушка, а в первую очередь — средство связи.

В тот момент, когда мы выехали из «Крокус-Сити», в 20:20, пришлось писать в общем чате клуба, что всё в порядке — чтобы родители не паниковали, пытаясь дозвониться до своих чад с севшими телефонами. К сожалению, не только детей это касается.

Ну и бутылка воды точно никогда не будет лишней, если она оказалась у вас под рукой.

Всё это, в сущности, мелочи, элементарные, банальные вещи, которые могут, тем не менее, оказаться решающими. Они либо крадут время, вносят хаос и панику и подвергают вас опасности, либо складываются в паззл, который со стороны воспринимается как удача. Но немалую часть такой удачи вы точно можете держать в своих руках.

Редакция «Делового квартала» приносит свои соболезнования родственникам погибших в трагедии и желает скорейшего выздоровления всем пострадавшим. Пусть такое никогда не повторится.