Меню
Деловой квартал — Челябинск

Александр Кузнецов: «Преподаватели вузов должны больше времени проводить в школах»

и.о.ректора ЮУрГГПУ Александр Кузнецов
и.о.ректора ЮУрГГПУ Александр Кузнецов. Иллюстрация: ЮУрГГПУ

Рынку труда Челябинской области не хватает не только работников, но и педагогов для их обучения. Как вернуть в школы и техникумы сильных предметников и остановить отток талантливых выпускников?

Об этом говорили с и. о. ректора Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Александром Кузнецовым.

Александр Игоревич, рынку труда не хватает высококвалифицированных кадров, и сегодня все говорят, что готовить их надо с детства. А есть ли дефицит педагогов, способных увлечь учеников техническими науками?

— Проблема действительно есть, и она обострилась в последние два года даже для Челябинска, который раньше никогда не испытывал дефицита педагогов. Главная причина — системная. Во-первых, общая ситуация в стране. В связи с СВО многие сотрудники сферы образования перешли на работу в оборонно-промышленный комплекс, где более высокая зарплата. А если говорить об учителях математики, физики, химии, предметов естественно-научного цикла, то проблема с их нехваткой появилась не вчера. Дефицит складывался постепенно длительные годы, мы видим это в том числе и на приеме в наш педагогический университет.

Сложился буквально замкнутый круг: нехватка учителей соответствующих профилей в школах приводит к тому, что не удается замотивировать детей на изучение этих предметов. Поэтому в вузы их поступает меньше. Ну а мы, в свою очередь, готовим меньше преподавателей.

Чтобы разорвать этот круг, нужна консолидированная работа всего общества, всех структур, как это произошло в свое время в сфере IT. Челябинская область сравнительно легко пережила кризис в этой отрасли, поскольку благодаря в том числе педагогическому университету в регионе в начале века была хорошо поставлена подготовка преподавателей информатики. Мы еще пожинаем плоды периода 20-летней давности, когда у нас существовал отдельный факультет информатики. Его выпускники до сих пор работают в системе образования и очень хорошо мотивируют школьников к выбору этого предмета на ЕГЭ и обучению по соответствующему профилю в колледжах и вузах. Надо реанимировать эти подходы.

Александр Кузнецов: «Преподаватели вузов должны больше времени проводить в школах» 1
В системе вузов необходимо переходить к «многостаночности».

На мой взгляд, нужно больше популяризировать физику. Я хоть и гуманитарий, но в детстве зачитывался занимательной физикой Якова Перельмана. Современному ребенку бумажный формат вряд ли будет интересен, а вот блог нашего выпускника Петра Земскова, думаю, зайдет. Сейчас он преподает в областном лицее-интернате для одаренных детей, а среди подписчиков его блога по физике уже более 1,2 миллиона школьников. Вот такие формы популяризации учебных предметов нужно развивать. Но только усилий педагогов недостаточно. Необходимо вкладывать организационные и финансовые ресурсы, как это было в свое время с популяризацией среднего технического образования в рамках федеральной программы «Профессионалитет».

А что делать с острым дефицитом преподавателей в техникумах и колледжах?

— Тема нехватки преподавателей естественно-научного и технического цикла касается каждого региона. В Министерстве образования и науки Челябинской области этим занимались не один год, создавая приемлемые условия для преподавателей и студентов. Сейчас ведь никто не вспоминает такие понятия, как «шарага» или «фазанка». Сегодня, если вы зайдете в любой техникум, то увидите там красоту. Я уже не говорю про оснащенность учебным оборудованием. Условия для работы создали, остановили отток кадров, но педагогов не хватает. Нужно понимать, что чисто физически сейчас нет столько людей, сколько бы нам хотелось привлечь.

Поэтому каждый трудоспособный человек, занятый в системе образования, должен быть «многостаночником» и универсалом, владеющим в том числе цифровыми технологиями. И работа должна быть высокооплачиваемой. Это один из основных мотивирующих факторов.

Свою роль играет и возрастающая привлекательность системы среднего профессионального образования. Выпускники колледжей и техникумов владеют двумя, а то и тремя профессиями. Но для растущего контингента учащихся СПО уже не хватает прежнего количества педагогов. Частично эта проблема решается за счет сокращения сроков обучения и интенсификации подготовки с помощью нового оборудования.

Значительная часть учебного процесса сейчас проходит на реальном производстве, где со студентом работает уже не преподаватель колледжа, а наставник. Перед вузами стоит такая же задача. В системе высшего образования также необходимо переходить к «многостаночности», интенсификации учебного процесса.

У нас есть подразделение — институт дополнительных творческих педагогических профессий, где за небольшие деньги студенты получают второе высшее образование и квалификацию педагога-организатора или педагога допобразования в различных сферах (журналистика, хореография, туризм, театральное искусство, киберспорт, компьютерная графика и т.д.). Это уже определенный универсализм.


Основные наши конкуренты — Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. 

Или, например, получение образования сразу по двум профилям: будущие учителя начальных классов параллельно изучают английский язык. Мы, например, понимаем, что в силу демографических причин лет через пять востребованность преподавателей начальных классов существенно снизится. Поэтому уже задумались о том, чтобы выпускать предметников, обладающих дополнительными компетенциями, и проводить переподготовку для действующих учителей начальных классов.

Эксперты прогнозируют в этом году большой приток учащихся в техникумы и колледжи. По прогнозам HR-агентств, должна произойти смена стереотипов престижных профессий. Например, в нашем регионе создают инженерные классы для школьников. Вы как участник системы образования как видите ситуацию?

— Механизмы решения этой проблемы понятны: нужна политическая воля на каждом уровне. У нас, например, есть сеть психолого-педагогических классов, которая создавалась как раз для того, чтобы стимулировать дальнейшее поступление выпускников этих классов в педагогические учебные заведения. Структура была создана в свое время, но содержательно она пока плохо работает, потому что не стала стимулом для вузовских преподавателей и педагогов, которые могут замотивировать школьников на изучение физики, математики или информатики. Поэтому надо потрудиться над качественной составляющей образовательного процесса в этих классах. Я об этом говорю на всех уровнях: необходимо, чтобы преподаватели университетов как можно больше времени проводили в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования, а школьники чаще бывали в вузах и чувствовали себя здесь как дома, будь то педагогический вуз для учеников педагогических классов или технический вуз для школьников инженерных классов.

У промышленников большие надежды на межуниверситетский кампус. Как вы считаете, он будет интересен школьникам, которые затем пойдут в профильные вузы на инженерные специальности?

— Думаю, так оно и будет. Тему создания кампуса в нашем регионе инициировал губернатор. Сейчас это один из лучших проектов в стране по темпам развития. Изначально это была история только про общежития, но потом возникла тема учебно-лабораторных площадей, коворкингов, других общественных зон. Такой мини-город в городе. Сейчас эта идея потихонечку воплощается. Тогда я говорил, что неплохо было бы в кампус завести школьников, потому что за этим будущее. В Екатеринбурге, например, сразу предусмотрели в своем кампусе большую зону для старшеклассников. Сейчас в структуре Уральского федерального университета уже 500 школьников изучают общеобразовательный цикл на профильном уровне.

И это правильно, когда в структуру вуза входят школьники как минимум выпускных классов. Этот формат начал развиваться со школы Колмогорова при МГУ еще в советский период, а сейчас уже более 100 вузов России имеют лицензию на общеобразовательную деятельность. В Челябинской области по такой модели работает Магнитогорский государственный технический университет.

На мой взгляд, своя школа должна быть и в структуре педуниверситета. Чтобы была база практики, свой контингент школьников, с которыми мы работаем и готовим для поступления в вуз. Тут опять же необходимы и площади, и организационные усилия, и подбор кадрового состава.


 Со следующего учебного года значительная часть старшекурсников будет находиться уже не в аудиториях, а в школах.

Промышленники предлагают вернуть советскую систему отработки на предприятиях в течение трех лет после окончания вуза. Как вы относитесь к такой идее?

— Советская система работать не будет. Сейчас мы живем в другой стране, где действуют другие законы. Местная власть, поняв, что к ним обязательно кого-то пришлют, скорее всего, вкладываться в молодого специалиста не будет, рассуждая примерно так: «Этот отработает свои три года — нового пришлют». А вот условия для коррупции, чтобы откосить от отработки, будут. Но ведь есть целевой набор и целевое обучение. Кто мешает предприятиям искать кадры среди студентов?

Или другой пример: Уральская горно-металлургическая компания, решая дефицит кадров, построила в кооперации с УрФУ и Министерством образования и науки РФ корпоративный университет. Федерация помогла оснастить его оборудованием.

Компания вложилась не только в образование сотрудников, но и создала социальную инфраструктуру.

Екатеринбург и Верхнюю Пышму, где находится основное производство УГМК, связали высокоскоростная трамвайная линия и удобные дорожные развязки. Созданы красивые парковки, новые школы, кванториум. То есть в данном случае бизнес, понимая ценность каждого человека, вкладывается в него. И таких примеров корпоративных университетов, социально ориентированного бизнеса, иной кооперации производственников и системы образования всё больше и больше. В Челябинской области это ММК, предприятия «Росатома», расположенные в городах-«запретках», АО «Русская медная компания» и многие другие.

Сейчас много говорят о необходимости коренных изменений в системе образования, предлагают отменить ЕГЭ. Есть запрос к регионам о создании таких условий, чтобы школьники оставались получать высшее образование дома. Это вообще реально?

— Что касается ЕГЭ, в любой приличной стране есть своя система государственного тестирования. Например, в Китае это гораздо более жесткая система, чем у нас. Я считаю, что ЕГЭ в школах, а теперь еще и демонстрационные экзамены в техникумах и вузах — это правильно. Они активизируют процесс обучения. Не должно быть так, чтобы тот, кто учит, тот и принимает экзамены. Этим должен заниматься независимый эксперт. Содержание и формат образования (в том числе на стадии итоговой аттестации, как школьной, так и вузовской) должны, конечно, меняться.

А чтобы талантливая молодежь не уезжала из области, создается кампус. Заметьте, что среди этих кампусных историй нет Москвы. Объекты создаются в регионах, потому что они должны стать точками притяжения выпускников школ.

По нашим оценкам, сейчас треть из них уезжает из Челябинской области. Мы теряем больше половины высокобалльников. Основные конкуренты — Москва, Санкт-Петербург и в последние годы Екатеринбург (из которого, в свою очередь, как и из других городов России, тоже есть ощутимый отток выпускников в сторону столиц).

В прошлом году, по-моему, 10% наших выпускников уехали поступать в УрФУ. Создавая свой кампус, всех выпускников мы, конечно, не задержим, но заметную часть школьников, надеюсь, заинтересуем.

Можете дать прогноз на 2024 г., какие тренды будут определяющими в образовании?

— Я своих преподавателей готовлю к тому, что со следующего учебного года значительная часть старшекурсников будет находиться уже не в аудиториях, а в школах. Как это произошло в системе профтехобразования в 2022 г., когда многие студенты-старшекурсники колледжей и техникумов ушли на производство и продолжили обучение, как говорится, на рабочем месте, восполняя дефицит кадров, сложившийся в стране. И в школах уже понимают, что готовых учителей мы в требуемом количестве единоразово не дадим, поэтому просят направить им студентов старших курсов по физике, математике, даже по физкультуре. И это в том числе в Челябинске, который обычно дефицита кадров никогда не испытывал. Поэтому будем решать задачи, о которых я говорил, чтобы в своем регионе молодежи было интересно и престижно учиться, работать и жить.