Меню

Павел Золотов: «Выпускать новую штучную продукцию нецелесообразно»

Иллюстрация: CHEL.DK.RU

«Деловой квартал» знакомит читателей с номинантами премии «Человек года». Один из них, Павел Золотов, рассказал о налаживании диалога между бизнесом и властью.

Председатель комитета промышленности регионального отделения «Опоры России» Павел Золотов входит в топ-5 номинации «Научно-производственная кооперация» деловой премии «Человек года — 2023». Занимаясь общественной работой в сфере предпринимательства, он доносит проблемы до региональных и федеральных властей. В интервью CHEL.DK.RU он рассказал о том, что мешает более активному развитию малого и среднего бизнеса и какие варианты решения видят в деловом объединении.

«Мы видим, как пропадает человеческий капитал»

Павел Александрович, что для вас значит участие в премии «Человек года»?

— Мое выдвижение было неожиданным, как и попадание в топ-5 номинантов. Дело в том, что мои компании по выпуску спецтехники и по строительству набережных не генерируют столь большой выручки. Приятно, что коллеги оценили мое активное участие в общественной работе по поддержке предпринимательства.

Какие вопросы вы сейчас решаете о «Опоре России»?

— Наш комитет работает по несколькими направлениям. Первое — это популяризация организации перед субъектами малого и среднего бизнеса. Предприниматели могут получить здесь поддержку, консультации. Лично моя основная задача сейчас — выступать от лица промышленников из числа МСБ перед представителями крупного бизнеса, органов власти, образовательных и финансовых институтов. Это основные бенефициары в развитии малого и среднего бизнеса. Получаю обратно связь и передаю её предпринимателям. То есть выступаю коннектором.

Эксперты говорят, что в условиях, когда особенно необходимы кооперация и импортозамещение, предприятия не знают друг о друге. Вы тоже это наблюдаете?

— Посредников между заказчиком и исполнителем особенно много в мехобработке и выполнении гособоронзаказа. В экономике 2:0 они являются ненужным звеном и приводят к лишним транзакционным издержкам.

Будем от этого уходить?

— Конечно! Лучше бы эти люди производством занялись.

Западный мир до сих пор считает Россию частью своей цивилизации, занимающейся добычей и поставкой дешевого сырья. Они поставляли нам товары повседневного спроса и сложную машиностроительную продукцию, не давая развиваться российскому производству. Эти страны говорят: поставляйте нам сырье, мы из него произведем и продадим вам же с большой накруткой товар. Когда мы видим красивую жизнь за рубежом, то надо понимать, что ее источник — в высокой добавленной стоимости продукции.

На Западе мощно развились финансовые, юридические, посреднические услуги. Вслед за ними это произошло и у нас. В итоге мы видим, как пропадает человеческий капитал: взять тех же охранников или продавцов чехлов к телефонам, блогеров-миллионников. А ведь человек способен на большее!

Мы 30 лет воспитывали профессиональных потребителей. Следующие 30 лет будем воспитывать производителей.

Помогает ли «Опора России» предпринимателям находить партнеров внутри региона, чтобы работать без посредников?

—  «Опора России» — для предпринимателей, которые не сидят и не ждут, а действуют. Мы проводим много мероприятий, на которых можно узнать что-то о своей отрасли, увидеть примеры и поделиться решением проблем, договориться о сотрудничестве.

Мы предоставляем дорожные карты тем, у кого возникли сложности, например, с налоговыми органами, таможней или иными. На нашем сайте есть номера телефонов, куда нужно обращаться по тем или иным вопросам.

С какими основными вопросами и проблемами к вам обращались предприниматели в этом году?

— В основном это проблемы с налоговой. Предприниматель получает доход не регулярно, так как сегодня есть заказы и работа, а завтра ее нет. А требования фискалов регулярны: они хотят стабильного поступления отчислений. И это, конечно, стимулирует бизнес искать новые направления, зарабатывать. Налоги платить надо! Я считаю, что должно быть равноправие, что споры должны быть объективны (сейчас мы встречаем перегибы). Сегодня одни компании работают «в белую», другие скрывают часть доходов. Соответственно, у них разные конкурентные преимущества.

Серьезное влияние на бизнес оказала СВО. Для промышленников оказались отрезаны торговые связи с бывшими партнерами за рубежом. Создался дефицит определенных товаров, которые невозможно быстро произвести. Их нужно либо доставлять по параллельному импорту, что удорожает этот товар, либо из Китая.

Фото: из архива Павлв Золотова

Еще одна проблема — дорогие деньги. Недавно я получил от одного банка предложение по кредитованию моего бизнеса под 38% годовых. Я понимаю, что деньги дешевеют, и они заложили все возможные риски. Но где регулятор? Почему вся нагрузка переложена на бизнес? Это приведет к банкротству предприятий.

«Предприятия перегружены заказами, но строить долгосрочные планы невозможно»

Какие проблемы и достижения в вашем бизнесе стали основными в этом году?

— Для малого бизнеса сейчас важна кооперация. Часто бывает, что у нас нет необходимых станков для производства. Нужно искать тех, у кого они есть. Возьмем наше направление — строительство набережных и скверов. Мы занимаемся их проектированием и строительством, поставкой малых архитектурных форм. В этой продукции есть несколько переделов: резка, гибка, покраска, монтаж и так далее.

В этом году резко увеличился спрос. Раньше не хватало производителей в России, а с началом СВО ситуация и вовсе осложнилась: многие сотрудники ушли на фронт, какие-то предприятия не удержались на этих экономических «горках» и вылетели из рынка.

Плюс добавился оборонный заказ. Это привело к перегрузу производителей. Заказчики боятся уголовной ответственности за исполнение по «оборонке», поэтому начинают метаться. Говорят, «посчитайте такие-то работы», мы посчитаем — они заявляют: «мы уже у других заказали». В результате лишняя работа сделана, а результата нет.

И возникают сложности с долгосрочным планированием?

— Конечно! Единицы могут рассчитывать свою загрузку хотя бы на год вперед. В стране 6 млн субъектов МСБ, из них 95% — это микробизнес с оборотом до 20 млн руб., 4% — малый бизнес и только 1% — средний. И практически для всех актуальна эта проблема. А предпринимателю нужно платить сотрудникам, поставщикам и так далее.

К тому же есть случаи, когда крупные заказчики не оплачивают работу субподрядчиков. У тех есть еще контрагенты, которые оказываются в безвыходном положении. В итоге работа не выполняется (например, появляются дома-долгострои — зависит от отрасли), возникают кассовые разрывы, появляются претензии от налоговой, прокуратуры, трудовой инспекции и так далее. А на самом деле спрашивать надо с самого крупного заказчика или генерального подрядчика, а не с МСБ!

А долгосрочные государственные заказы тоже сложно заполучить бизнесу? Казалось бы, это разумно в условиях, когда так востребованы и работают на полную мощность крупные предприятия…

— Мы производим нужную стране продукцию машиностроения, но заказа практически нет.  Хотя можем выпускать машины для строительной, военной, коммунальной сфер. Это могут быть сваебойные установки, для целей СВО можем производить роботов-спасателей, которые с поля боя могут забирать раненых без участия человека. Эта машина на низких гусеницах и с носилками подъезжает к человеку, тот переваливается на этого помощника, он вывозит пострадавшего. Можем делать разминирователи.

Мы презентовали эти возможности в Минпроме. Надеемся на их интерес. Выпускать такую продукцию штучно без заказа не целесообразно. Чтобы выйти на серийное производство, нужно запустить НИОКР, выпустить опытный образец, его отладить и выйти на полный цикл. Это дорого.

Но ваше предприятие загружено заказами. За счет чего?

— Это в том числе заказы предприятий, выполняющих гособоронзаказы. Мы сотрудничаем.

Нет ли дефицита сырья, комплектующих?

— Нет. Все необходимое из металла есть у нас в стране и регионе. Краска продается. Если нужны какие-то датчики, рычаги и подобное — это продает Китай. Если нужна слишком дорогостоящая импортная продукция, мы договариваемся с нашими российскими партнерами-участниками внешнеэкономической деятельности, они помогают выполнить закупки напрямую, минуя посредников.

Как дела с кадрами?

— Главный дефицит сегодня — кадры. Заказы получает прежде всего тот, у кого есть люди, чтобы их исполнить. Мы в «Опоре» хотим посвятить этой теме 2024 г. Для этого скооперируемся с несколькими частными и государственными учебными заведениями. Им тоже важно понимать, каких специалистов нужно готовить. Хотя малый и средний бизнес сейчас и сам не понимает, чем будет завтра заниматься. 

Малое и среднее предпринимательство при этом может обеспечивать технологический суверенитет страны. На занятые в этом деле предприятия должны быть направлены усилия институтов поддержки бизнеса.

А сейчас они помогают тем, кто может правильно оформить и сведения о своих оборотах, кадрах и так далее и подать документы. И в итоге, например, гранты могут получить те направления, которые не важны в данный момент для развития страны.

Кого, на ваш взгляд, сейчас важно поддерживать?

— Производственников, промышленников. Как? Заказами! Это позволит планировать долгосрочное развитие. Тогда можно инвестировать в дорогостоящее и качественное оборудование.

Сейчас больше всего заказов получает крупный бизнес. И он замыкается на себе: набирает сотрудников, строит цеха. А надо привлекать малый и средний бизнес, и тогда развитие всех участников экономической системы будет более равномерным. Это эволюционный путь. Все страны идут по пути выращивания поставщика в период развития.

Я два года работал в Таиланде, был официальным представителем «Опоры России». Предприниматели там работают в долгую. Заказы на поставку продукции там начинаются от трех лет. Так они и дают работу людям, стабильно платят налоги, инвестируют. Так должно быть и у нас.