Меню

Евгений Горелый: «Начинаем выпускать армейские машины для разминирования»

Иллюстрация: Архив ДСТ-Урал

Генеральный директор тракторного завода «ДСТ-Урал» Евгений Горелый в этом году получил звание почётного машиностроителя. В правительстве отметили его вклад в развитие отрасли.

Как сейчас развивается предприятие, с какими сталкивается вызовами и как их использует на пользу дела, Евгений Горелый рассказал в интервью «Деловому кварталу».

Что означает для вас и вашего завода присвоение звания «Почётный машиностроитель»? Какие заслуги были отмечены?

— «ДСТ-Урал» развивается в направлении разработки и строительства новых машин. Пожалуй, мы лидеры в этой инжиниринговой отрасли — занимаем примерно половину рынка производства бульдозеров в стране. Предприятие стабильно работает уже 20 лет, и у нас большие планы на будущее.

Как отражаются на предприятии изменения в экономике страны, какое влияние они оказывают на ситуацию в отрасли машиностроения?

— Отмечу такой фактор: с 2016 года государство начало регулировать рынок и обозначило важность отечественного машиностроения. И мы стали расти. Когда началась СВО, многие государства стали вводить санкции, и уход иностранных производителей, скажем прямо, оказался достаточно агрессивным. Понадобилось занять эту нишу. Сделать это мы можем не очень быстро, потому что на технологическое обеспечение требуется время. Но компетенции у нас были, и мы активно включились в эти процессы. Одни позиции занимаем быстро, над другими работаем в долгосрочной перспективе. Сейчас план работы завода составлен на три года вперёд, и мы в первую очередь заходим на те рынки, где есть очень жёсткая потребность.

Какие это рынки?

— В основном это тяжелая техника для предприятий по добыче полезных ископаемых: уголь, рудные материалы, золото, железные руды. Это разработка больших карьеров, добыча плит, камня.

В технологиях и финансах на таких предприятиях господствовал иностранный капитал. И у них сейчас интересная ситуация: они вроде бы находятся на международном рынке, а с точки зрения технологий отброшены в каменный век. У них дикая зависимость от программного продукта и машиностроения. Если они не перестроятся на местное производство, то получат существенные потери рынка: машины начнут выходить из строя, вырастут затраты на их ремонт. Себестоимость продукции выйдет за допустимые пределы, и произойдёт провал потребления.

Эти предприятия уже проявляют интерес к российской технике?

— Пока слабо: нет доверия к отечественному производителю. Это эхо маркетинговой политики прошлых лет, когда говорили, что иностранный производитель лучший, а российский бизнес якобы ничего достойного сделать не может.

А мы можем?

— И можем, и стараемся сделать лучше. В этом году выпустили машину — аналог иностранцу. Пока отзывы спорные. Но надо понимать, что это только начало. Надо время, чтобы покупатель привык к новой продукции. Мы вот тоже покупаем станки, и каждый раз к ним надо привыкнуть, подготовить к работе с ними персонал, технологов. Сам станок не является панацеей, он не выведет тебя в лидеры, если не обладаешь компетенциями.

Вырос ли спрос на ваши разработки?

— Мы давно этим занимаемся. По сути, вся наша работа с этим связана: постоянно выходим на рынок с новым предложением.

Какие новые направления востребованы сейчас?

— Мы вышли на новые горизонты. Наши разработки уже не ограничиваются гусеничной техникой. Сейчас это и колёсная техника, которая используется в разных отраслях. Развивается такое направление, как сельскохозяйственная техника. Наши новые машины проходят испытания. В сравнении с иностранными моделями они будут дешевле, но при этом совершенно не будут уступать по характеристикам, а в чём-то даже превосходить, потому что мы производим качественный программный продукт. Это будет сельхозмашина с автопилотом, что означает для потребителя возможность решения в том числе кадрового вопроса. В этом году мы показали нашу технику на агровыставке в Казани, в следующем планируем презентовать предсерийный образец и выйти к концу года на серийное производство.

Аграрии, да и представители других отраслей южноуральской экономики в последнее время часто говорят о том, что с переходом на отечественную технику и оборудование сокращаются логистические затраты, к тому же легче найти запчасти. Вы готовы удовлетворить такой запрос?

— Мы являемся инжиниринговой компанией, не производим запчасти или узлы, не собираем, например, двигатели. Хотя вынуждены делать продукты, которых сейчас нет на рынке. Это электронные компоненты. Также решаем вопрос по производству планетарного редуктора, потому что попросту нет таких предложений. К тому же государственная политика, направленная на импортозамещение, стимулирует производителей самостоятельно делать некоторые компоненты. Но вообще философию потребителя нужно менять. Он должен понимать, что желательно, чтобы добавочный продукт оставался в стране. Это значит, что нужно покупать внутренний продукт.

Каков рост производства на вашем предприятии в последние годы?

— В 2017 году, например, мы производили 12 машин в месяц, а сейчас выпускаем 50. Если брать финансовую сторону, валовой объем был чуть более 1 млрд руб., сейчас мы к 10 млрд подошли.

Если говорить о секторах, в которых мы работаем, то тут тоже есть развитие: в том же 2017 году была одна модель бульдозера, а сейчас в нашей линейке пять базовых машин. Другое дело, что мы сейчас находимся вне себестоимости. Сложно понять ситуацию на рынке, потому что большая турбулентность: с одной стороны, инфляция, с другой — Китай поддавливает.

Что помогает выстоять в этих непростых условиях?

— Госаппарат в лице Минпромторга поддерживает, потому что государство заинтересовано в росте машиностроения. К тому же сейчас есть гособоронзаказ, и это направление очень востребовано. Мы поставляем бульдозеры, погрузчики в железнодорожные и инженерные войска. Начинаем выпускать армейские машины для разминирования. Через месяц закончатся испытания. Мы станем единственными, кто может предложить масштабированный объем производства машин, которые крайне необходимы. Этот спрос нельзя назвать прогнозируемым, но пока есть.

Как влияет на экономику вашего предприятия изменение курса валют?

— Да особо никак не влияет. Финансовый баланс сохраняется, меняется только добавочная стоимость. И это не позиция на рынке, а обладание технологией. В нашем случае это высокотехнологичное производство автоматизированных машин. Добавочная стоимость находится в способах управления машиной. Все знают, что у нас в регионе серьёзная кадровая проблема. Причины — демографическая яма и проблема с образованием. Потому и нужны автоматизированное производство, роботизация и в промышленности, и в сельском хозяйстве, чтобы минимизировать зависимость от кадров.

А на вашем производстве развивается роботизация?

— Мы внедряем технологии бережливого производства. Это своевременная и очень востребованная философия.

Какие социальные проекты реализует «ДСТ-Урал», в том числе для минимизации кадрового дефицита?

— Мы инвестируем в образование людей. В 2012 году запустили программу омоложения кадров. Сотрудничали с университетом: искали способных и заинтересованных ребят, платили им стипендии, растили их для дальнейшей работы. В итоге пришли к программе работы со школьниками начиная с пятых классов. Мы хотим, чтобы они шли учиться в университеты уже подготовленными, ориентированными на получение профессии и работу в отрасли. Ежегодно мы отбираем 20-30 ребят и доучиваем их либо в одном из вузов региона, либо в одном из вузов в Санкт-Петербурге или Москве, с которыми имеем контакты и договорённости. Мы платим этим студентам стипендии. Это наши будущие кадры. При этом мы оформляем договор, который предполагает материальную ответственность в случае, если человек получит поддержку, но потом передумает и не придёт на наше предприятие.

То есть это профориентация школьников на практике. Они приходят к вам на экскурсии?

— Да, часто проходят экскурсии. Мы объясняем детям, что не обязательно быть сверхумным, чтобы освоить профессию машиностроителя. Нужно быть целеустремлённым, стараться. И это направление лучше даётся детям, которые увлекаются робототехникой, любят собирать конструкторы.

А с чего начинался ваш путь в бизнес?

— По образованию я специалист по системе управления баллистическими ракетами и летательными аппаратами, но это направление на тот момент оказалось невостребованным. Получив опыт капитального ремонта машин ЧТЗ, мы с четырьмя коллегами постепенно пришли к тому, что надо создавать свое предприятие. Так и работаем до сих пор вместе!

Досье:

Горелый Евгений Анатольевич родился 2 июля 1973 г. в Челябинске. Окончил приборостроительный факультет Южно-Уральского государственного университета по специальности «робототехнические системы и комплексы», там же — аспирантуру. Одновременно получил квалификацию юриста в Уральской академии государственной службы. В 1998 году возглавил ООО «Техника и материалы», а в 2003 году — ООО «Уралспецтехника». В 2007-м стал основателем и директором ООО «ДСТ-Урал» — завода по производству гусеничной техники.

Евгений Анатольевич женат, воспитывает троих детей. Является сертифицированным пилотом вертолета.