Меню

Максим Купцов: «Иногда в красивом здании инженерных решений меньше, чем в обычном доме»

Иллюстрация: ПГ «УРАЛ»

Инженерное проектирование зданий в начале XX века представляло собой лишь схематическое изображение коммуникаций для удобства их монтажа при строительстве.

Как сейчас проектировщикам помогают цифровые технологии, в чём искусственный интеллект проигрывает человеку и почему Екатеринбург при всех равных с виду показателях выглядит иначе, чем Челябинск? Свою точку зрения на эти вопросы высказал в беседе с «Деловым кварталом» руководитель ООО Проектная Группа «УРАЛ» Максим Купцов.

Максим Алексеевич, если говорить о проектировании, архитектуре и дизайне зданий и сооружений, возможности сейчас значительно возросли. Цифровые инструменты помогают человеку подходить к решению задач более комплексно и на качественно ином уровне. Если говорить о развитии отрасли, в каком направлении сейчас движется мысль проектировщика?

— Информационным моделированием зданий проектировщики занимаются с самого начала появления цифровых возможностей в своей отрасли, мы с самого начала основания компании встали на эти рельсы. BIM-модель для проектировщика — это 1/6 – 1/5 часть в комплексной работе всех сопутствующих отраслей над созданием объекта. Суть цифровой модели в том, чтобы помочь инженерам систематизировать накопление информации по объекту для его возведения, контроля параметров, эксплуатации, в том числе для будущих поколений. Это знание необходимо не только инженерам, но и заказчику, застройщику, эксплуатирующим организациям. И для отчетности в том числе.

BIM-модель позволяет создавать информационный шлейф объекта, начиная со сбора информации по нему, создания и заканчивая вводом в эксплуатацию. Кстати, и эксплуатационная составляющая тоже фиксируется BIM-моделированием. Например, у нас есть отдел обследования. Когда специалисты заходят на объект, где есть какая-то проблема, им необходимо понять, почему это происходит.

Бывает, что зданию уже 10 лет, а по нему нет никакой информации: ни исполнительной схемы, ни чертежей, ни изысканий. Поэтому сейчас такой экспериментальный момент — объединение в информационном моделировании проектирования и ведомостей объемов работ. Это непростая задача, но мы двигаемся, решаем её. Относительно применения информационных технологий в проектировании сегодня и отечественный рынок уже хорошо откликается, и многие партнеры.

Но замечу, что пока искусственный интеллект не конкурент инженерной мысли человека, потому что формирование мысли в мозгу — эволюционный процесс, а искусственный интеллект придуман человеком, а не эволюцией. Поэтому придумывает всегда человек, а искусственный интеллект ему помогает, обрабатывает уже существующую информацию.

То есть создать что-то качественно новое на данном этапе ИИ не способен, во всяком случае в инженерии. Ньютон тому доказательство: яблоки падали и до Ньютона, и после него, но задумался только он, и человечество получило довольно качественный рывок вперед. ИИ не способен на это, по крайней мере пока.

Вы работаете по всей России. Какие запросы у рынка к проектировщикам?

— Мы всегда занимались проектированием и инженерией, но сейчас наша компания взяла вектор и на развитие строительства как генподрядчик. Мы хотим понять, какие интеграции с максимальным инженерным и финансовым эффектом возможны при объединении проектирования и стройки. Отмечу, что кардинально изменить подход к процессу создания объектов сейчас пытаются и в Европе.

XX век дал максимальное количество прорывных технологических идей именно благодаря тому, что инженеры стали объединяться в организации. История доказала, что инженерная мысль более качественная, когда больше людей над ней работают. Процесс, заложенный создателями первой российской инжиниринговой компании (Александром Бари и Владимиром Шуховым), и сейчас остается актуальным, несмотря на то, что появились новые технологии. Просто мы находимся на очередном революционном этапе, который позволит как минимум качественно оптимизировать процесс проектирования. То есть он будет происходить в режиме реального времени. Рано или поздно проектирование приведет и к строительству в режиме реального времени.

Почему Челябинск всё время отстает в плане качества застройки от того же Екатеринбурга? Я имею в виду оригинальность конструкций зданий, их вид. Ведь города соотносимы по численности населения, по наличию производств и капитала, но Екатеринбург выглядит более прогрессивно.

— На самом деле, всё просто. Екатеринбург старше Челябинска, и формировался он сразу как город, как средоточие специалистов и идей на Урале. У Челябинска другая история, он изначально был станицей, сторожевой крепостью. То есть важную роль в любом процессе играет накопление опыта поколений, преемственность. В Екатеринбурге больше итераций передачи высшего инженерного опыта от поколения к поколению, в Челябинске этих ступеней меньше.

Разница между Екатеринбургом и Челябинском в преемственности поколений — лет 20–30 на данный момент, и этот временной промежуток сокращается с каждым годом. На мой взгляд, надо просто немного подождать. Скорее всего, ровно те же самые проблемы в свое время переживал и Екатеринбург относительно других городов. Для выстраивания систем жизни целого миллионного организма требуется время.

Если посмотреть на Челябинск с точки зрения, например, 20-летней давности, разница колоссальная. Поэтому чем больше в конкретной точке людей, особенно инженеров, тем революционнее и качественнее мысли и идеи.

В последние годы в Челябинске стали больше строить высоток — зданий в 25 и 30 этажей. А есть необходимость в них? Вы как инженер что думаете по этому поводу?

— Высотное строительство — «вкусняшка» для любого инженера, потому что это новые мысли, идеи, технологии, расчёты, испытания, в конечном счёте развитие. К тому же застройщику намного проще поставить одну лестничную клетку, оборудовать дом системами вентиляции и т.д. В целом в России земли для комфортного пребывания людей достаточно. Но почему городу нецелесообразно расти вширь? Потому что центр у него всегда один, все ресурсы и точки принятия решений сосредоточены там.

Еще в Советском Союзе придерживались развития многофункциональных центров. Сейчас, например, на Северо-Западе мы наблюдаем формирование такого же кластерного подхода: формируются деловые центры притяжения и центры отдыха внутри города. Многие жители Москвы и Санкт-Петербурга редко бывают в центре города, живут в рамках своего микрорайона. Да, ввысь развиваться хорошо. Но я уже в одном из интервью говорил, что, если мы строим высотки, нужно понимать, как мы будем их сносить. Это же эксплуатационная история. Сейчас у нас на очереди хрущёвки, вопрос с которыми еще предстоит решать.

Какие проекты, помимо тех, что вы уже упомянули, сейчас в работе, что нового в них с точки зрения проектирования?

— В каждый проект мы стараемся внести какое-то новшество, придумать что-то интересное. Сейчас в разработке проект школы для маломобильных детей. Решили попробовать комплексное строительство, реконструкцию на уровне генподряда, поэтому закупаем новые приборы для обследования зданий, лезем в фундаменты, разбираемся. Иногда в красивом здании качество и объем инженерных и пространственных решений гораздо меньше, чем в кажущемся обычном доме, который нужно поставить на сложных грунтах, в условиях каких-то ограничений.

В планах сотрудничество с компанией, которая производит пожарных роботов. Появилась мысль о том, как можно обезопасить большие по площади здания и сооружения. Еще один интересный проект связан с заводом по производству двигателей. Также хочется увидеть в ближайшем будущем результат работы над тремя высотками в нашем городе, работа над которыми началась три года назад. Мы будем заниматься реконструкцией сооружений, а это реально сложная инженерная и архитектурная история. И эта задача сейчас отнимает очень много времени, ресурсов и эмоций.

Что пожелаете коллегам в профессиональный праздник?

— Я хочу поздравить всех, кто занимается созданием конструкций сооружений и зданий. Наше ремесло можно охарактеризовать двумя словами: добро и созидание. Как и в любой отрасли, у нас есть свои проблемы. Но в целом задача каждого из нас — оставить людям в наследство что-то хорошее. И чем лучше мы сделаем свою работу, тем больше возможностей, что наши здания и сооружения прослужат дольше. Поэтому всех хочу поздравить с профессиональным праздником и пожелать здоровья и творческих успехов!

Реклама
Ural.group