Меню

Ксения Качкина: «Факторинг — наиболее комфортный вариант финансирования замены лифтов»

Иллюстрация: Ксения Качкина, «ВТБФ»

Согласно требованиями технического регламента Таможенного союза, до 15 февраля 2025 года в России необходимо заменить лифты, которым более 25 лет. Сейчас их насчитывается более 100 тысяч.

Общая сумма расходов оценивается Минпромторгом в 300 млрд рублей. При этом в связи с существенным подорожанием стройматериалов повысилась стоимость лифтов, что вкупе с нехваткой средств на счетах фондов капремонта приводит к острой необходимости во внешнем финансировании. На вопросы об особенностях факторинга в сфере замены лифтов и перспективах этого вида финансирования ответила Ксения Качкина, управляющий директор по региональным продажам «ООО ВТБ Факторинг».

Ксения, почему у фондов капремонта не хватает собственных средств на замену лифтов?

— Вопрос не в отсутствии средств, а в невозможности провести оплату единовременно. Бюджеты фондов капремонта формируются из ежемесячных взносов собственников жилья. И хотя собираемость платежей в последнее время превысила 90%, этих средств недостаточно, чтобы заменить лифты в срок, тем более что это не единственная цель, на которую расходуются средства фонда. Время на аккумулирование нужных сумм у ФКР ограничено. Поэтому остается либо искать подрядчика, готового предоставить отсрочку платежа до 3–5 лет, либо привлекать внешнее финансирование.

Способны ли поставщики удовлетворить высокий спрос, ведь производителей лифтов не так много? И насколько исполнители готовы предоставлять отсрочки платежа?

— В последнее время число игроков на рынке лифтового оборудования заметно сократилось. Однако дефицита производственных мощностей нет, лифтостроительные компании способны полностью удовлетворить потребности фондов капремонта. Укрупнение рынка произошло за счет ухода многочисленных подрядных и монтажных компаний, которые демпинговали на стоимости работ и тем самым выигрывали тендеры. При этом качество монтажа зачастую было низким, не было никаких гарантий добросовестности подрядчика. Случалось, что выигравшая тендер компания не могла закупить у производителя лифты и в результате срывала выполнение контракта.

Всё чаще ФКР заключают контракты напрямую с производителями: Щербинским лифтостроительным заводом, белорусским «Могилевлифтмашем», подмосковным «Евролифтмашем»,  «Метеор Лифт» и другими. В этом случае оборудование поставляется без наценок посредников, а монтажные работы осуществляются надежной компанией, которую выбрал производитель.

Но даже наиболее крупным игрокам рынка всё сложнее предоставлять фондам капремонта длительные отсрочки платежей. Дело в том, что замена лифтового оборудования требует значительных финансовых вложений для реализации контракта. В таких условиях факторинг предоставляет не только финансовое, но и операционное решение задачи.

При факторинге во взаиморасчетах по контракту помимо заказчика и исполнителя появляется третья сторона. Факторинговая компания досрочно оплачивает исполнителю товар, работы или услуги, а взамен получает право требования на денежные обязательства заказчика (то есть дебиторскую задолженность). Дебитор производит оплату по контракту не исполнителю, а факторинговой компании.

Почему факторинг, а не более привычное кредитование?

— Еще 2 года назад кредитование было единственной возможностью привлечь финансирование на замену лифтов. Поставщик оформлял ссуду на расходы по реализации контракта, после чего заключал договор с ФКР на удобный заказчику срок. Эта практика не получила большого распространения. Во-первых, поставщик несколько лет зависит от платежной дисциплины ФКР. Во-вторых, ссуда отражается на балансе поставщика, возрастает его кредитная нагрузка. Более того, если поставщик увеличит сумму контракта, чтобы возместить проценты по ссуде, то может проиграть тендер.

В факторинге схема финансирования другая. Расскажу на примере контракта с ФКР Свердловской области в конце 2021 года: это был первый российский опыт факторингового финансирования замены лифтов. Тогда ВТБ Факторинг выдал более 300 млн рублей с отсрочкой 36 месяцев. Поставщик исполнил контракт и продал нам дебиторскую задолженность ФКР. На этом участие поставщика в сделке закончилось: он получил плату по контракту, дебиторская задолженность списалась с баланса, долговые обязательства не возникли. У фонда капремонта размер кредиторской задолженности также не увеличился, произошла только замена получателя средств. Сейчас ФКР Свердловской области вносит платежи по графику, а ВТБ Факторинг продолжает финансирование по проверенному механизму в других регионах. Нами реализованы сделки в Санкт-Петербурге, ХМАО, Владимирской области, на этапе согласования и подписания находится еще ряд договоров.

Ксения, финансирование, которое выдает ВТБ Факторинг на замену лифтов, имеет какие-то особенности?

— Особенности есть, и они проистекают из потребностей ФКР и поставщика лифтового оборудования. Во-первых, факторинг на замену лифтов — это долгосрочное финансирование. Стандартный срок факторинга — до одного года, в случае с лифтами отсрочка достигает 3 лет. Во-вторых, факторинг на замену лифтов мы выдаем без регресса. То есть подрядчик, качественно выполнивший работу, получает деньги сразу, а ответственность за возврат финансирования ВТБ Факторинг лежит полностью на ФКР.

Каким вы видите будущее факторинга в сфере замены лифтов? Есть ли задачи, которые нужно решить, чтобы практика его применения стала повсеместной?

— Привлечение факторингового финансирования создает более комфортные финансовые условия для ускоренной замены лифтового оборудования: подрядчик получает плату без отсрочек, а ФКР погашает задолженность в удобные для него сроки. Успешный опыт финансирования этой сферы дает основание полагать, что факторинг замены лифтов будет совершенствоваться и набирать обороты.

По оценке наших аналитиков, в 2022 году в России произошел трехкратный рост объемов факторингового финансирования на замену лифтов по отношению к предыдущему периоду.

Главное направление развития — внедрение устойчивой практики субсидирования факторинговых комиссий, которая сняла бы процентную нагрузку с участников сделки. Такая система существует на бумаге, однако не работает: лимиты субсидирования на сегодняшний день отсутствуют. Отдельно отмечу, что существующая схема субсидирования ставок включает только факторинговое финансирование, на кредитование она не распространяется.

Очень перспективным представляется факторинговое финансирование замены лифтов, находящихся на балансе спецсчетов. Это каждый четвертый лифт, подлежащий замене. Успешный опыт факторинга контрактов с фондами капремонта успешно масштабируется в целом ряде регионов России, тогда как работа со спецсчетами — серьезный вызов для финансового рынка. ВТБ Факторинг находится в разработке эффективного механизма финансирования в этом сегменте.