Меню

«Десять лет назад на рынке РФ было 70% зарубежных франшиз. Сегодня 80% — российские»

Иллюстрация: DepositPhotos

В России стремительно растет популярность франчайзинговой модели бизнеса. С какими рисками может столкнуться покупатель прав на бренд, и как их минимизировать?

За последний год количество точек, работающих по франшизам крупных брендов увеличилось в России на 20%. В 2023-м ожидается бурный рост франшизной модели бизнеса. По данным портала TopFranchise.ru, на рынок выйдут почти 500 новых франшиз. За первые пять месяцев текущего года эту нишу бизнеса уже пополнили 200 франшиз российских и зарубежных брендов, причем интерес к отечественным франшизам вырос на 67%.

Такую динамику аналитики связывают с уходом иностранных компаний. Их место занимают бренды с российскими корнями. Кроме того, с развитием маркетплейсов растет количество пунктов выдачи, которые также работают по франшизе. Самыми стабильными решениями для розничного бизнеса по модели франчайзинга остаются продуктовый ретейл, партнерство с операторами связи и формат общепита. Растет количество заявок на франшизы в таких нишах, как FMCG (товары повседневного спроса), takeaway coffee (кофе с собой), услуги вендинга (торговля через автоматы). При этом в части сегментов рынка уже есть перенасыщение, а значит, больше рисков для развития. Эксперты отмечают, что работа по франшизе, как и ведение бизнеса в принципе, связана с рисками и не может гарантировать прибыль.

Одна из проблем, с которой сталкиваются покупатели франшиз, — недобросовестный франчайзер. Тот, кто зарабатывает на шальных взносах и не заинтересован в развитии сети или обещает много, а на деле его слова об окупаемости, сроках возврата инвестиций и помощи — обман. Поэтому главная задача потенциального покупателя франшизы — проверить будущего компаньона на благонадежность. Перед заключением договора юристы рекомендуют собрать информацию о деловой репутации франчайзера: прибыль и убытки компании, отчеты о финансовых результатах, а также информацию о судебных делах.

Риски бизнеса по франшизе:

1. Высокие начальные инвестиции: стоимость самой франшизы, покупка оборудования, затраты на рекламу и маркетинг, аренду или покупку недвижимости и т.д.

2. Ограничения на бизнес-план. У франчайзера могут быть жесткие требования к бизнес-плану, что ограничивает возможности предпринимателя.

3. Высокие комиссии и роялти. Франчайзер может требовать от бизнесмена уплаты высоких комиссий и роялти за использование своей марки.

4. Ограничения на выбор поставщиков. Франчайзи могут ограничить в выборе поставщиков товаров и услуг, что грозит невыгодными условиями для бизнесмена.

5. Необходимость следовать чужим правилам. Франчайзи ведет бизнес в установленных рамках, за которые нельзя выходить.

6. Зависимость от головной компании. Если у франшизодателя начнутся проблемы, на франчайзи это тоже отразится.

В российском законодательстве понятия «франшиза» не существует. На практике франшизой называют комплекс прав на товарный знак, который правообладатель (франчайзер) за деньги передает пользователю (франчайзи) по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ).

По концессии также можно поделиться правом на внутренние инструкции, брендбук и даже использование секрета производства.

Если контрагент обещает предоставить уникальные технологии, их нужно подробно описать в соглашении. Еще один немаловажный момент — объем предоставляемых прав. Юристы рекомендуют внести в договор пункты о том, что франчайзи может делать и что ему нельзя. Зачастую покупатель франшизы не может создать отдельный сайт или собственную страницу в соцсетях, могут быть и другие ограничения. Поэтому эксперты советуют еще до подписания документа изучить список условий в случае прекращения франшизы. Например, там может фигурировать запрет на организацию конкурирующей деятельности в течение какого-то периода после расторжения договора.

Важно правильно понять, что именно предлагает франчайзер: если у человека отсутствует опыт ведения бизнеса, нужно, чтобы продавец франшизы передавал не только права на использование товарного знака, но и необходимые для запуска деятельности инструкции. После изучения всех нюансов, получения полного представления о предстоящем сотрудничестве стороны подписывают договор коммерческой концессии. Далее продавец франшизы регистрирует передачу прав на товарный знак и других прав, — отмечает руководитель юридической компании «Гаврюшкин и Партнеры» Сергей Гаврюшкин.

Директор студии фейслифтинга IDOL FACE Юлия Осташкина работает по франшизе с 2014 года. Сначала вместе с мужем они открыли в Челябинске ресторан одной из крупнейших сетей быстрого обслуживания. Набравшись опыта и оценив преимущества такого формата ведения бизнеса, в начале 2023-го купили еще одну франшизу и стали работать в бьюти-индустрии. Супруги обратили внимание на молодой развивающийся российский бренд. Юлия отмечает, что отечественная франшиза стоит в два раза дороже зарубежной: на открытие салона в среднем нужно около миллиона рублей.

Юлия Осташкина
IDOL FACE
В российскую франшизу требуется больше вложений. Возможно, это связано с тем, что у нас такая модель ведения бизнеса только развивается. В плане взаимодействия с управляющей компанией всё хорошо: за каждым салоном закреплен ментор. Он мониторит отчеты, с ним мы обсуждаем маркетинговые стратегии. Все мои запросы прорабатывают. В этом плане поддержка хорошая. Если у тебя нет опыта в бизнесе, ты можешь выбрать не ту стратегию и быстро разочаруешься. А здесь знаешь, что всегда получишь помощь. Конечно, и с франшизой нужно максимально выкладываться, продвигать свой продукт. Но я получаю всю необходимую информацию и поддержку, процессы расписаны. Было бы хуже, если бы я заплатила большие деньги и осталась один на один со своими проблемами.

Общая стоимость франшизы зависит от пакета услуг, которые предоставляет франчайзер. В нее, как правило, входят реклама, сайт, контакты поставщиков, обучение, консультации по организации бизнеса и даже информация о конкурентах в конкретном городе.

Цена франшизы также зависит от ниши. Например, для открытия интернет-магазина или детского клуба в среднем потребуется 100 тысяч рублей, а объем инвестиций в медицинский центр или брендовый фастфуд может превысить сумму в 3 миллиона. Есть, конечно, и дороже — стоимостью более 13 млн рублей.

Этот формат бизнеса можно назвать лидером по импортозамещению. Исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко приводит такие цифры: если в 2010 году на отечественном рынке было 70% зарубежных франшиз, то сегодня 80% — российские. Сети, стартовавшие с франшизой 10–15 лет назад, регистрируют свои товарные знаки. Поэтому массового ухода западных партнеров рынок не почувствовал. Если иностранная компания объявила об уходе с российского рынка, это не дает ей право закрыть бизнес, работающий по договору франчайзинга. То есть зарубежный правообладатель бренда не может отказать в лицензии, заставить снять вывеску, запретить рекламу и уволить персонал, поясняет Михайличенко. Получается, роялти (регулярную плату за франшизу. — Прим. ред.) теперь платить не нужно. Но логистические цепочки сосредоточены в руках франчайзеров, и, хотя снабжение по-прежнему идет (от разных поставщиков со всего мира), часть поставок приходится налаживать заново. То есть логистика становится главной проблемой франчайзи.

Как снизить риски при покупке франшизы?

Покупка работающего бизнеса должна упростить процесс открытия своего дела, сэкономить время и бюджет, а не вылиться в пустую трату времени и денег. Поэтому при выборе франшизы необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. Оценить начальные инвестиции и риски, связанные с открытием бизнеса (лучше сначала протестировать идею с минимальными вложениями).
2. Проанализировать насыщенность рынка в выбранной сфере.
3. Изучить опыт других бизнесменов, которые уже работают по данной франшизе.
4. Внимательно ознакомиться с условиями договора.

К последнему пункту юристы рекомендуют подойти основательно. Договор концессии защищает интересы сторон в спорных ситуациях. Поэтому в нём должны быть прописаны все детали отношений франчайзи и франчайзера: кто за что отвечает, а чего делать вообще нельзя. 

Важно убедиться, что в договоре есть пункт о предоставлении прав на использование товарного знака. При проверке договора необходимо уделить внимание разделу, предусматривающему ответственность франчайзера — если об ответственности не будет сказано ни слова, данный факт должен насторожить. Внимательно изучайте условия расторжения договора концессии, иначе можно получить штрафы, — акцентирует Сергей Гаврюшкин.

Заключив договор коммерческой концессии, покупатель франшизы должен внести платеж, размер и сроки внесения которого должны быть прописаны в договоре. Не лишним будет включить в договор пункт о том, что франчайзер не нарушает права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности. Договор коммерческой концессии обязательно регистрируют в Роспатенте.

Оценивая перспективы франчайзинга, эксперты прогнозируют в 2023 году прирост за счет таких сегментов, как кофейни и фастфуд, салоны красоты, медицинские центры, франшизы детского спорта и развития, доставки еды, гостиничные услуги, ремонт и строительство, пункты выдачи заказов, а также нишевого ретейла, например косметики и автозапчастей из Азии.

Автор: Светлана Манцурова