Меню

Тургояк под угрозой: кто, почему и как загрязняет одно из самых чистых озер мира

Иллюстрация: Александр Хазимов

Большой материал о том, как слив жидких бытовых отходов, вырубка леса, меление, дикие туристы и некоторые бизнесмены делают из чистейшего водоема свалку.

Освоение берегов Тургояка началось в начале XX века. В 1912 году правительство Российской империи выделило эти земли под постройку частных дач. Сегодня большинство из них, конечно, перестроены, но некоторые старые дома остались, и их до сих пор можно увидеть в поселке. К 1969 году уральские ученые объявили Тургояк памятником природы. Благодаря своим уникальным свойствам озеро было включено в список ценнейших водоемов мира (наряду с Байкалом).

Предки бизнесмена из Миасса Александра Хазимова, который построил отель FonGrad, поселились у водоема как раз более ста лет назад. Они были свидетелями того, как постепенно ухудшалась экология одного из чистейших озер России. Будучи ребенком, Александр купался в Тургояке, и, чтобы увидеть водоросли, ему приходилось нырять на глубину, а сейчас они растут буквально у берега. Озеро периодически мелело и прибывало, что серьезно отразилось на качестве воды. Добавляют проблем дикие туристы, которые часто паркуют автомобили рядом с водоемом, разжигают костры, оставляют тонны мусора и моют посуду прямо в водоеме, а также предприниматели, которые построили базы отдыха, не снабдив их канализацией. И даже это далеко не все проблемы озера.

Поселок Тургояк начала XX века. Фото: Сareer.mgimo.ru

Канализация и отходы

Туристический поток Тургояка — это люди, выбирающие разноплановый отдых: от размещения в палатке и парковки личного автомобиля в двух метрах от воды до посещения многочисленных гостиных и глэмпингов на берегу водоема. И если с первыми всё понятно, то что с построенными турбазами? Как появились строения прямо на берегу? Исходя из законодательства, ранее их не разрешали строить без подключения к центральной канализации. Прошло время, законы изменились, а вместе с ним изменился в худшую сторону и облик природы Тургояка: правительство Челябинской области позволило строить новое, а не реконструировать старое, а вместо канализации пользоваться так называемыми выгребными ямами. Это выкопанные в земле котлованы или бетонные кольца без дна. Этим и воспользовались некоторые предприниматели, построив базы с выгребами. Александр выступает за экологически ответственный бизнес, однако на озере этого придерживаются далеко не все.

Чтобы избежать экологической катастрофы, базам необходимо подключиться к центральной канализации Миасса, а властям — запретить стройку объектов, которые к ней не подключены. Также следует запретить подъезд к воде и организовать выделенные парковки на установленном законом отдалении от воды. Кроме того, надо установить норматив по приему гостей для баз отдыха, чтобы озеру было комфортно принимать трафик, — рассказал Александр Хазимов.

Всё бы ничего, если бы выгреба вовремя откачивали и вывозили, но это, по словам Александра Хазимова, мало кто делает. Редакция провела на Тургояке пару дней и за это время тоже не видела ни одну машину, которая бы вывозила коммунальные отходы. Более того, мы опросили местных жителей, и они тоже не видели спецмашин, вывозящих отходы. Однако кандидат биологических наук и заслуженный эколог РФ Александр Лагунов рассказал, что локальные накопители безопасны при условии, что они не переполняются. Также он отметил, что контролировать этот процесс довольно просто. Для вывоза жидких бытовых отходов надо иметь лицензию. Также существует строгий учет того, сколько отходов вывезли и слили в центральную канализацию. Проверить эту базу труда не составляет. А на то, что этих машин местные жители не видели, эколог ответил, что был на многих курортах и там тоже не видел этих машин. Отходы зачастую вывозят в ночное время. Также он отметил, что утверждение, что люди никогда не видели машин, ничего не доказывает. Доказательствами могут быть документы и деньги, которые поступают на счет организации, вывозящей отходы. Но Александр Лагунов не отрицает негативный вклад выгребов в ухудшение чистоты вод Тургояка.

Эколог приводит в пример Телецкое озеро, находящееся в Алтайском крае, как здоровый пример качественно организованного отдыха. Дело в том, что из одного его побережья сделали заповедник, а из другого — рекреационную зону, где расположены отели. Лагунов указывает на то, что все они подведены к центральной канализации. Кроме того, там решена проблема с водоотведением. По Телецкому озеру даже плывут суда, которые проходят по всем экологическим параметрам и не загрязняют воду. По словам эколога, чтобы добиться таких результатов, необходимо не только хорошо спроектировать процессы, но и качественно отнестись к их реализации, с чем постоянно возникают проблемы у местных властей и грамотных подрядчиков.

Директор еще одного курорта на Тургояке, «Крутики», Вячеслав Лукьянов считает, что проблемы с подключением баз к центральной канализации вызваны недостаточным вложением в бизнес. По его словам, за последние несколько лет вырос спрос на услуги в сфере отдыха. В связи с этим на рынок пришли новые предприниматели, желающие заработать на этой нише, при этом минимально вкладываясь в качество предоставляемых услуг и тем более в заботу об окружающей среде.

Исторически так сложилось, что у местных жителей на берегу и старых баз отдыха центральная канализация отсутствовала. Сейчас, выдвинув требование присоединить свои дома и базы к центральной канализации, мы столкнемся с вопросом "где взять деньги на все эти мероприятия?" Ответив на этот вопрос, мы сможем двигаться дальше. Кроме того, нет информации, как отсутствие центральной канализации влияет на озеро. Думаю, что условия "игры" должен задавать законодатель, в том числе и по центральному канализованию. Возможно, нужна муниципальная инвестпрограмма на строительство и присоединение всех, кто находится на берегу. Такой опыт в МГО уже есть, 一 рассказал предприниматель.

Вместе с этим Вячеслав Лукьянов добавил, что сейчас действительно много говорят о социальной ответственности бизнеса. По его словам, базы используют интерес туристов к озеру, предоставляя определенный сервис. Он отмечает, что если этот интерес пропадет, то и бизнесу не поздоровится. Директор курорта «Крутики» надеется, что компании, рассчитывающие работать вдолгую, поступят разумно и сделают всё, чтобы не нарушить баланс живой природы. Он приводит в пример то, как с мусором борются «Крутики»: около 10 лет назад, когда берег был открыт для всех туристов, своими силами было вывезено 5 машин мусора с периметра курорта. Сейчас там чисто, поскольку отель следит за своей территорией.

Чистота воды

Чистота вод Тургояка — уникальное природное явление. Озеро существует сотни, а то и тысячи лет, и его принято считать первым по чистоте после Байкала. Химический состав вод практически идентичен, воды гидрокарбонатнокальциевые. Ее прозрачность на Байкале — в среднем 25 метров, на Тургояке — 14, но раньше было 19 метров. Такой эффект достигается за счет того, что оба озера являются олиготрофными, то есть в них мало органики. Эколог Александр Лагунов отметил, что на Тургояке озерная вода чище, чем подземная, поскольку осадки, выпав на ближайшие горы, впитываются в почву и деревья, а потом родниками подпитывают озеро. Соответственно, если склоны чистые, если там нет выгребов, если в воде нет водорослей, то вода останется прозрачной.

Тургояк питается за счет поверхностных источников. При вырубке леса используется старая несовершенная техника, которая нарушает почвенный покров и состояние деревьев. Поскольку рельеф горный, почва там особо уязвима. Сам же лес является губкой, которая задерживает воду после осадков, — отметил заслуженный эколог РФ Александр Лагунов.

Стоит отметить, что Тургояк страдает не только от антропогенного вмешательства, но и от бездействия. Так, периодически исчезает местная речка-сток из озера из-за погодных условий: она то засыхает, то вновь появляется. На первый взгляд может показаться, что это ни на что не влияет, но на деле она играет важную роль в процессе очистки озера. Дело в том, что ранее поверхностные воды естественным образом попадали в речку, очищая Тургояк от грязных вод. Ее исчезновение приводит к нарушению системы естественной очистки. Александр Хазимов говорит, что раньше в ней купались местные жители, то есть она была достаточно большой.

Речка, вытекающая из озера. Фото: П. Мегорский

Владелец отеля FonGrad приводит в пример озеро Блед, которое находится в Словении. Он рассказал, что в один момент в озере зацвели водоросли, окрасив воду в токсичный цвет. Позже словенские ученые решили очистить воду и разработали для этого план. Была построена следующая система: через ручей вода из озера попадала в специальный бассейн, где она фильтровалась и сливалась обратно. Таким образом озеро было полностью очищено. Александр Хазимов настаивает на том, чтобы организовать то же самое на Тургояке.

Пруд у озера. Фото: И. Горохова

Кандидат биологических наук Александр Лагунов рассказал, что в маловодный период эта река не текла. Уровень периодически понижался, потому что в свое время течь было нечему. А вот в многоводный период в реку сливался богатый органикой верхний слой. Это обеспечивает на 20% чистоту воды. Кроме того, эколог добавил, что уже есть проект реконструкции городского пляжа по искусственному восстановлению речки.

 Берег Тургояка в 1987 году. Фото: Л. Крылова

Здесь также важно понимать, что озеро то мелело, то прибывало. В итоге это серьезно отразилось на появлении органики на берегах. Качество воды со временем ухудшается из-за водорослей.

Действительно, было антропогенное влияние на обмеление озера. Воду из Тургояка выкачивали до начала нулевых по 5 млн кубов в год. Проблему решили за счет запуска дополнительных источников водоснабжения. Но существуют и природные факторы — многолетние колебания уровня воды, зависящие от природных процессов, которые, в свою очередь, зависят от солнечной активности. Есть малые, полувековые, вековые и тысячелетние циклы. Сухая фаза обнажает участки побережья. Это заметно на западном берегу Тургояка. Как только сухая фаза подойдет к концу, наступит влажный период, когда вода начнет прибывать и выросшая органика окажется под водой. В этом или следующем году ее надо убрать. Базы, за которыми закреплены участки побережья, будут обязаны это сделать. Такие колебания уровня органики существенно снижают качество воды: она становится другого класса, — отметил эколог Александр Лагунов.

Что со всем этим делать?

Бизнесмен Александр Хазимов предложил следующее решение:

Если мы говорим о сохранении природы на Тургояке, необходимо ввести два режима. Первый режим — бизнес. В нём предприниматель сам несет ответственность за то, что происходит на его территории. В ценах за услуги есть плата за вывоз мусора, соответственно, та территория, на которой предпринимателей нет, никому не нужна, поскольку за вывоз мусора там никто не платит. Второй режим — введение статуса заповедника или национального парка на территории, где нет бизнеса, чтобы тем, кто захочет туда въехать, надо было получить право проезда. То есть без путевки человек не будет иметь такого права. Только тогда это существенно сократит мусорные отходы на территории Тургояка, — рассказал владелец отеля.

Эти режимы Александр Хазимов подсмотрел в городе Плёсе, путешествуя по России. Когда он подъезжал к местному заповедному парку, у шлагбаума Александра встретил охранник и спросил, есть ли у него право на въезд (Разрешающего документа не было. — Прим. ред.). Тогда он спросил, является ли он жителем города, на что Александр тоже ответил отрицательно. Далее охрана попросила его припарковать машину, а дальше идти только пешком. Главный тейк бизнесмена в том, что такую территорию будет тяжело засорить, потому что на машине туда не подъедешь, шашлыки, алкоголь и прочие атрибуты не привезешь. К тому же территория находится под пристальной охраной.

СПРАВКА:

 
Плёс — один из наиболее самобытных малых городов России, уникальный памятник природы, который позволяет развивать широкий спектр туристических направлений. Плёс входит в число городов Золотого кольца России. Ежегодно его посещают до 400 тысяч туристов, чтобы приобщиться к красоте местных ландшафтов.
 

Плёс. Фото: А. Ляшенко

Бизнесмен рассказывает, что среди жителей Миасса бытует мнение, будто не туристы загрязняют Тургояк, а гости, которые останавливаются в отелях наподобие FonGrad. Александр Хазимов настаивает на обратном: после стройки отеля стало гораздо чище, чем было. Дело в том, что FonGrad возводился в нулевые годы, когда без центральной канализации стройка была запрещена. Кроме того, невозможно было построить отель на пустой территории — только на месте уже имеющихся строений. Александр Хазимов, возводя FonGrad 20 лет назад, выкупил такой барак, переселил оттуда 16 семей и подключил канализацию. Часть территории сохраняет первозданный вид, отель заботится о существующих насаждениях, часть территории становится садом, куда высаживаются новые растения.

По словам владельца отеля, местные не имели центральной канализации и использовали выгреба, а также пасли гусей и коров прямо у берегов озера. Более того, ранее постройки снабжались отоплением из угольной котельной, стоящей на берегу, шлак из которой выбрасывался у озера. Сейчас она снесена, а на ее месте возведена газовая станция, выбросы от которой значительно сократились. Еще Александр Хазимов приводит в пример то, что на данный момент FonGrad откачивает в центральную канализацию более 1000 кубов жидких коммунальных отходов в месяц, а также еженедельно вывозит 2 машины мусора. Кроме того, территория отеля постоянно очищается, обрабатывается, сохраняя первозданный вид.

Отель FonGrad. Фото: Александр Хазимов

Здесь есть интересное место, которое называется Черничка. Однажды один предприниматель попытался построить базу, но что-то пошло не так. Место стало раскрученным, люди начали приезжать туда и ставить палатки. Конечно, все мы, люди, хотим расположиться поближе к воде. Так вот, они ставят там палатки, разжигают костер, готовят еду, в озере моют посуду, ходят в туалет к ближайшей сосне. Это ответ на то, кто на самом деле загрязняет водоем. Люди, которые отдыхают в отеле FonGrad, не портят природу, а сохраняют ее, ー добавил владелец отеля.

Буквально у берега Тургояка построили неуместную 9-этажную панельку. Фото: Сhel.dk.ru

Что думает государство?

Недавно власти Челябинской области презентовали мастер-план по развитию туризма на озере Тургояк. Предполагается, что здесь появятся парковки, организованные вдали от берега, круглогодичный туризм, а также детские развлекательные программы. Кроме того, власти собираются огородить западную часть озера, чтобы антропогенное вмешательство было минимальным. Вокруг Тургояка появится дорога, по которой запустят общественный транспорт. При этом в мастер-плане есть отдельный пункт по инженерной инфраструктуре. Так, планируется возвести несколько котельных, провести ливневую канализацию, построить канализационные насосные станции и прочие очистные сооружения. Реализация проекта обойдется бюджету в 21 миллиард рублей.

В разработке мастер-плана участвовал заслуженный эколог РФ Александр Лагунов. Он рассказал, что внесенные губернатором Челябинской области Алексеем Текслером изменения в положение о Тургояке оказались нужными и правильными. Это же отметил директор курорта «Крутики» Вячеслав Лукьянов. Бизнесмен Александр Хазимов тоже надеется, что это пойдет Тургояку на пользу и что пока еще одному чистейшему озеру мира удастся избежать экологических проблем.