Меню
Деловой квартал — Челябинск

Тренды непростого года: рейтинг лизинговых компаний Челябинской области

Тренды непростого года: рейтинг лизинговых компаний Челябинской области
Иллюстрация: freepik.com

«Легковой транспорт не является предметом первой необходимости, предприятия делают выбор в пользу того, что генерирует денежный поток». Как изменился рынок лизинга в 2022 году и что его ждёт?

Тренды непростого года: рейтинг лизинговых компаний Челябинской области 1

Методика

Участники

В рейтинг вошли региональные и филиалы федеральных лизинговых компаний, которые предоставляют отчетность по филиалам, действующим на территории Челябинской области.

Как проводился отбор участников

На первом этапе специалисты аналитической группы «ДК» изучили рейтинги прошлого года, провели экспертный опрос среди руководителей крупнейших лизинговых компаний, действующих на территории региона. Был определен лонг-лист крупных компаний, которым были направлены анкеты.

В рейтинг вошли компании, которые предоставили данные по основным показателям деятельности. За рамками данного исследования остались компании, которые также играют заметную роль на региональном рынке, но, ссылаясь на внутренний регламент, не стали предоставлять информацию для рейтинга.

По каким показателям ранжируются участники

Основной ранжирующий показатель — объем нового бизнеса в Челябинской области в 2022 г., млн руб. (без НДС).

Дополнительные показатели:

— сумма новых договоров в Челябинской области в 2022 г. (без НДС), млн руб.;

— объем лизингового портфеля в Челябинской области на 31.12.2022 г. (без просрочки, с НДС), млн руб.;

— объем нового бизнеса в России в 2022 г. (без НДС), млн руб.;

— количество новых сделок в Челябинской области в 2022 г.

Под объемом нового бизнеса понимается стоимость имущества, переданного в лизинг (без НДС). Под суммой новых договоров понимается вся сумма платежей по договорам лизинга в 2022 г. (без НДС).

Тренды непростого года: рейтинг лизинговых компаний Челябинской области 2

Тренды непростого года: рейтинг лизинговых компаний Челябинской области 3

Топ-лист от 02.06.2022 г. подготовила Наталья Горюнова

Тренды

1. Уход с рынка западных компаний сказался и на рынке лизинга. Участники рейтинга активно перестраивались на поставщиков из Китая, Турции, Индии, Казахстана. Также из-за сложной обстановки на рынке вырос интерес к подержанной технике.

2. Прошлый год оказался сложным для лизинга — многие компании сократили деловую активность из-за неопределенности, рынок пошел на снижение. Однако эксперты прогнозируют увеличение лизингового портфеля по итогам 2023 года по сравнению с 2022 годом, что связано с увеличением деловой активности.

3. Продолжается тренд на цифровизацию. Большинство игроков рынка внедрило электронный документооборот. Увеличивается число ИТ-решений, которые позволяют дистанционно закрывать вопросы по лизинговым контрактам.

4. У большинства игроков рынка снизилась доля легковых автомобилей в структуре сделок. Это следствие СВО, санкций и переориентации на поставщиков с Востока. При этом в структуре сделок выросла доля оборудования.

  

Комментарии экспертов

Даниил Филатов, генеральный директор ООО «ИНВЕСТ-лизинг»

— Прошлый год был достаточно сложным для всех отраслей, в том числе и для лизинговой. Не успели мы оправиться от пандемийных сюрпризов и ограничений, как началась специальная военная операция. Начало прошлого года было очень непростым: помимо того, что лизинговые компании столкнулись с дефицитом техники и оборудования, сказался уход с рынка западных производителей/поставщиков, так еще и сами лизингополучатели насторожились. Некоторые предпочли приостановить планы развития, что не могло не сказаться на деловой активности в отрасли.

Кроме того, взрывной рост ключевой ставки в начале года и как следствие — повышение стоимости фондирования также не добавляли оптимизма ни лизинговым компаниям, ни их клиентам. В совокупности это привело некоторые компании, имевшие неустойчивые к внешним факторам бизнес-модели, к необходимости реструктуризации договоров лизинга или их расторжения.

Во втором полугодии 2023 года рынок стал постепенно оживать: началось постепенное, но неуклонное понижение ключевой ставки, переориентирование на поставщиков из Турции, Китая, Индии, Казахстана и других стран. Начали пользоваться спросом и подержанная техника, и оборудование, начали перестраиваться логистические цепочки. Приостановление работы на российском рынке лизинговых компаний с иностранным участием резко расширило для российских компаний возможности для роста — оставшиеся без многолетних партнеров клиенты вынуждены были обратить внимание на соотечественников.

Так же положительно на ожиданиях российских производителей отразился уход с нашего рынка некоторых иностранных игроков. Освободилось поле для импортозамещения, чем не преминули воспользоваться наши клиенты. Соответственно, им понадобилось обновлять, а иногда даже и расширять парк оборудования. Всё это оказало влияние на развитие рынка лизинга. Многие частные лизинговые компании смогли воспользоваться ситуацией и увеличить объем сделок в 2022 году.

В 2022 году прослеживалось три тренда на рынке. Во-первых, это переключение на технику восточных стран, хотя еще в 2021 году она считалась достаточно непривлекательной для отраслей; во-вторых, резкий рост сделок с подержанной техникой и оборудованием; в-третьих, многие лизинговые компании пересмотрели внутреннюю риск-политику: упрощение подходов к оценке лизингополучателей, расширение продуктовых линеек и т.д.

Соотношение отраслей деятельности наших клиентов поменялось несильно — около 41% нового бизнеса это легковой, грузовой транспорт и спецтехника, включая дорожно-строительную, 45% — оборудование (как производственное, так и энергетическое, медицинское и прочее), всё остальное — недвижимость, сельхозтехника и прочее.

При этом многие организации стремятся к созданию цифровых платформ и экосистем, которые могут принести различные выгоды. Лизинговая отрасль не исключение. Во многих федеральных компаниях внедрены электронный документооборот, личный мобильный кабинет клиента, где он может полностью закрывать свои вопросы и потребности, произведены интеграции с разными государственными сервисами. Возможно, будет происходить постепенное замещение личного контакта с клиентом на цифровые взаимодействия, а также дистанционное решение любых проблем и/или вопросов клиента в режиме онлайн.

Считаю, что рост на рынке лизинга будет умеренным, рынок постепенно оживает, перестраивается, компании начинают запускать новые проекты в бизнесе, которые были отложены в 2022 году. Кроме этого, государство оказывает поддержку определённых отраслей, тем самым стимулируя их дальнейшее развитие.

Владимир Дворницын, директор филиала ООО «Балтийский лизинг» в Челябинске

— Объём нового бизнеса российского лизинга за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную динамику впервые с 2018 года. При этом основной шок пришёлся на первое полугодие, а уже с лета 2022 года началось постепенное восстановление бизнес-активности. Поэтому в 2023 году можно прогнозировать рост основных показателей. Согласно умеренным оценкам экспертов, этот рост может составить 10% к результату 2022 года. Если говорить о «Балтийском лизинге», то в прошлом году нам удалось улучшить свои результаты и в целом по компании (+16,6% к 2021 году), и по Челябинской области (+29%).

Главные тренды были обусловлены усугубившимся дефицитом имущества и уходом части брендов с российского рынка. Весь 2022 год мы наблюдали рост доли китайских производителей на авторынке, а также в сегменте спецтехники. Кроме того, увеличилась доля сделок с подержанным имуществом, в том числе приобретённого по технологии возвратного лизинга. Наши клиенты в прошлом году проявили наибольший интерес к лизингу оборудования (31,6%) и грузового транспорта (28,3%).

Сейчас активно развивается цифровизация российского лизинга. Компании создают и совершенствуют удобные электронные сервисы для клиентов, которые позволяют подписать договор или обменяться документами быстро и просто с помощью цифровых инструментов. В этом году у нас появилась собственная IT-компания, которая как раз и занимается развитием цифровизации: мы обновляем мобильное приложение и личный кабинет клиента, дополняя их новыми возможностями.

Внутри «Балтийского лизинга» мы выделяем тренд на скорость и простоту в оформлении сделок — сегодня клиенты особенно нуждаются в инструментах, которые позволяет им быстро обновлять имущество. Поэтому мы развиваем направление экспресс-продуктов, делая его доступным для самых разных сегментов — любого промышленного оборудования, железнодорожных вагонов или оборудования для электрозаправочных станций.

Артем Мякшун, директор компании «ЧелИндЛизинг»

— После отмены пандемийных ограничений положительная динамика отечественной экономики позволяла сохранить прогноз серьезного роста спроса на лизинг. Но если в начале 2022 года у клиентов был устойчивый спрос на лизинг, то уже в марте-апреле показатели вернулись на уровень ковидного 2020 года. Это связано с возникшей неопределенностью будущего российской экономики. Как результат, многие клиенты «ЧелИндЛизинга» приостановили свои инвестиционные проекты.

Именно в этот период нам было важно поддержать своих клиентов. «ЧелИндЛизинг» ни на день не приостановил финансирование начатых проектов и не подвел ни одного партнера. Все оплаты по уже заключенным договорам поставки осуществлялись четко в срок. Кроме того, ни по одному ранее профинансированному договору лизинга, в рамках которого имущество было полностью оплачено поставщику, мы не поднимали ставку. Несмотря на все сложности 2022 года, мы справились.

Сильное снижение спроса в структуре лизинговых сделок мы наблюдаем в сегменте новых легковых автомобилей. В связи с этим мы стали активно развивать направление лизинга подержанных автомобилей, которые теперь также можно оформить по экспресс-программе «Автолизинг». Причины просадки спроса на легковые машины кроются, во-первых, в значительном увеличении стоимости машин. Во-вторых, большинство известных брендов покинуло рынок. К тем маркам, которые пришли на замену, потребитель пока лишь присматривается.

В-третьих, легковой транспорт в текущей ситуации не является предметом первой необходимости, и в условиях ограниченных ресурсов предприятия делают выбор в пользу того предмета лизинга, который генерирует денежный поток, например, спецтехники и оборудования с азиатских рынков. Примерно то же самое можно сказать и о грузовом транспорте: предложение упало, а с пришедшими на рынок новыми брендами наши лизингополучатели только знакомятся.

Также мы ощутили снижение спроса со стороны грузоперевозчиков. Это объясняется резким сокращением предложения седельных тягачей. Аналоги же из Китая еще не зарекомендовали себя на нашем рынке, поэтому многие клиенты пока присматриваются к новым машинам.

По поводу 2023 года: не совсем правильно будет делать какие-либо выводы на основании первого квартала, так как он никогда не был репрезентативным для года в целом. Но вообще мы планируем значительный рост объемов заключенных сделок за счет реализации отложенного спроса 2022 года.

Все топ-листы CHEL.DK.RU, экспертные мнения и прогнозы — в нашем проекте «Книга рейтингов»