Не первый год разговоры о туризме на Южном Урале сводятся к тому, что региону не хватает популярности и раскрутки: но, может быть, на самом деле проблемы совсем в другом?
Уже не первый год власти Челябинской области стремятся повысить привлекательность региона: одним из стимулов для этого в 2013 году, казалось, стало падение метеорита, мгновенно подарившее городу всемирную известность, а россиянам — новые ассоциации взамен «красных труселей».
Годы шли, векторы и надежды менялись; в 2022 году на форуме SUIF было немало сказано о позиционировании Челябинской области, но почти ничего — о конкретных проблемах туристической отрасли и векторах её развития. По инициативе издания «Коммерсантъ — Южный Урал» представители индустрии и властей обсудили это в рамках круглого стола «10 лет после падения метеорита: формирование туристического бренда Южного Урала».
Как рассказал Максим Мельников, генеральный директор АНО «Центр проектного развития территорий и туризма Челябинской области», федеральное Минэкономразвития, став, по сути, преемником Ростуризма, разрабатывает мастер-план развития туристического потенциала страны на ближайшие 10 лет. Аналогичная работа ведётся и на уровне регионов: например, в Челябинской области разрабатывается мастер-план развития озера Тургояк.
Метеорит — это мощный инфоповод, который позволил Челябинской области, никогда, в общем-то, на туризме акцента не делавшей, сказать: да, такой потенциал у нас тоже есть. Использовать этот инфоповод для дальнейшего развития мы практически не можем, за этой яркой ассоциацией разверзается пустота.
Акцент, по словам Максима Мельникова, стоит сделать на природных объектах Челябинской области, доступности и разнообразии активного отдыха здесь.
Сергей Зырянов, главный редактор научного журнала «Социум и власть», не согласился с тем, что мнение южноуральцев о себе сильно расходится с со сторонним: так или иначе сильные и слабые стороны региона виднее вблизи. При этом политолог привёл результаты опроса жителей Челябинской области, согласно которому 64% опрошенных (и более половины жителей крупнейших городов региона) считают главным преимуществом Южного Урала красивую природу.
Наши озёра, горы, степи — неоспоримое достоинство, которое актуально не только для жизни в регионе, но и для привлечения туристов. Конечно, чтобы правильно его использовать, нужна колоссальная работа: находить уникальные места, формировать интересные, легкодоступные маршруты, — отметил профессор.
Владелец ГЛЦ «Солнечная долина» и руководитель комитета по туризму «Опоры России» Олег Сиротин призвал подумать о том, как привлекать иностранных туристов с учётом изменившейся геополитической обстановки.
При этом, по словам Максима Мельникова, китайские туристы — сложная, проблемная публика, они ждут определённого уровня сервиса и, как ни парадоксально, даже в путешествии за границей не стремятся погрузиться в чужую культуру. С ним согласен и Алексей Ципордей, директор АНО «Центр туристских инициатив»:
Из иностранных туристов в первую очередь я бы рассматривал не китайских — кроме того, что они сами по себе непростые, китайская туристическая индустрия очень закрыта, она работает с «серыми» схемами, демпингует. Другое дело — Индия; с этой страной налажено сообщение, оттуда едут туристы, владеющие, как минимум, английским, соответственно, их приём элементарно легче организовать, легче найти гида и персонал с английским, чем с китайским, — отмечает он.
Раскрутка туристического бренда — полдела; но может ли получиться так, что область не сможет «переварить» слишком большой турпоток? Может, и это происходит уже сейчас, говорят эксперты.
По официальной статистике, которая учитывает лишь данные зарегистрированных средств размещения, в 2022 году Челябинскую область посетило 1,7 млн чел. При этом один из операторов сотовой связи с помощью Big Data зарегистрировал 4 млн туристов, которые провели в области не менее суток, и ещё около 3 млн «гостей одного дня».
Получается, что абсолютное большинство гостей региона размещается, можно сказать, нелегально: они не приносят денег бюджету, зато оставляют после себя следы и формируют новые статьи расходов, — отмечает Максим Мельников.
Инна Лобода, президент Челябинской ассоциации туристических организаций, приводит свою статистику: не меньше 60% всех туристов на Южном Урале — «дикари», которые приезжают в регион на личном или общественном транспорте, а останавливаются, как правило, на природе.
Причина «заоблачных» цен, с точки зрения Инны Лободы — всё тот же дефицит. Кроме того, большая часть загородных комплексов работают только в тёплое время года и их владельцы закономерно стремятся заработать за короткое время как можно больше.
По словам Алексея Ципордея, такая «сезонность» делает крайне затруднительным массовый познавательный туризм: осенью и весной разместить сразу большую массу гостей смогут единичные объекты. Кроме того, не готовы к массовому наплыву людей и «объекты показа»:
Проблемы с пропускной способностью признают и представители противоположной стороны: так, директор музея-заповедника «Аркаим» Валерий Волик сообщил, что до сих пор в комфортных условиях популярнейший туристический центр может разместить не больше 50 человек, и о больших иностранных группах, увы, не может быть и речи. Тем не менее, уже в 2021 году была разработана стратегия развития заповедника и маленькими шажками он движется к её осуществлению.
Олег Сиротин обратил внимание собравшихся на то, что строительство качественных объектов размещения зачастую ограничено природоохранным законодательством.
Работа ведётся маленькими шажками: разрешили строить отели на лесных землях, но по-прежнему санкции, например, за нарушение почв. А как протянуть инженерные сети, не повредив почвы, как построить что-то кроме избушки на курьих ножках?
Либо мы сейчас создадим туристическую инфраструктуру, либо снова будем искать страны, в которых сможем отдыхать и тратить деньги, — заявляет он.
Стимулом для развития гостиничной инфраструктуры может стать деловая активность, уверена Светлана Мещерякова, директор «Первого выставочного объединения».
При президенте Медведеве была такая мечта, чтобы у каждого региона было своё большое деловое мероприятие, свой специалитет. Екатеринбург смог получить федеральные деньги, построил «Экспо» и ежегодно проводит «Иннопром». Один глобальный проект подтянул за собой всю инфраструктуру, посмотрите, как там всё изменилось. Челябинск мог бы стать центром экологического проекта, нам есть что показывать и чем гордиться в этой сфере, мог бы принимать всероссийский форум по металлургии.
Можно много спорить о том, нужен ли такой большой выставочный центр, говорить, что он генерирует убытки, но у нас нет никакого. Стыдно сказать, но я мечтаю, чтобы «Трактор» в этом сезоне проиграл все матчи, чтобы ледовая арена «Трактор» освободилась для других мероприятий.
Затронута была в ходе обсуждения и кадровая проблема: с каждым годом учебные заведения выпускают всё меньше и меньше специалистов в сфере сервиса и туризма, а поступают на эти специальности, по данным (56-0) «по остаточному принципу». По словам Светланы Мещеряковой, текучка кадров в индустрии огромна: 50% гостей Welcome forum-2022 за год, к форуму-2023, успели сменить сферу деятельности.
Проблемы очень разные, проблем много, но это не значит, что их не надо решать, — резюмировал Максим Мельников.