Как в Челябинске выращивают необычные грибы, для чего люди покупают сушеные мухоморы и законно ли вообще заниматься таким бизнесом — читайте в материале CHEL.DK.RU.
Уже не первый год во всем мире — в том числе и в России — набирает обороты новый тренд нетрадиционной медицины, связанный с употреблением грибов. Не тех, что обычно используются в пищу, а скорее навевающих ассоциации с шаманскими практиками и своим внешним видом, и названиями. Самый популярный гриб, который добавляют в пищевые добавки и даже косметику, — красный мухомор, однако продвинутые грибоводы только им, конечно, не ограничиваются.
Челябинец Максим Подмиглазов уловил модный тренд несколько лет назад, и сегодня мини-ферма предпринимателя и его супруги выпускает больше десятка различных наименований грибной продукции. Предпринимателям удалось получить суммарно около 1 млн руб. господдержки, и сомнений в легальности этой деятельности у властей нет — но сложности, как признаётся Максим Подмиглазов, всё-таки бывают.
О том, как устроена работа «Грибной фермы Подмиглазовых», что продают челябинцы и как планируют развивать предприятие — в материале CHEL.DK.RU.
«Мы перенимаем передовой опыт»
История «Грибной фермы Подмиглазовых» началась с хобби Максима Подмиглазова: в 2020 году он начал самостоятельно изучать, собирать и заготавливать дикорастущие грибы. Позже к делу приобщилось ещё несколько человек, в том числе супруга Анастасия. Грибы начали не только собирать, но и закупать, в том числе искусственно выращенные.
Грибы для культивации я выбирал в зависимости от спроса, лидерами на рынке по прежнему являются ежовик и кордицепс, — говорит бизнесмен.
Сейчас в ассортименте собственного магазина фермы — почти десяток разновидностей грибов: ежовик гребенчатый, кордицепс военный, трутовики (чага, рейши, траметес, трутовик обыкновенный), а также аманита — или, проще говоря, мухомор. Каждому из них фунготерапевты приписывают особые свойства: так, по их словам, ежовик усиливает нейронную активность, рейши нормализует обменные процессы, трутовики укрепляют иммунитет, кордицепс «раскрывает внутренние резервы организма».
Пока ежовик — единственный гриб, который фермеры выращивают самостоятельно, но уже закуплены и готовы к выращиванию грибницы кордицепса, траметеса, рейши и шиитаке. Трутовики и мухоморы бизнесмены собирают в дикой природе, в том числе обращаясь за помощью к грибникам, желающих подзаработать.
Для грибов, которые предприниматели выращивают сами, используют жидкий мицелий (грибницу) и зерновой субстрат. По словам Максима Подмиглазова, от цвета субстрата зависит и вид грибов: например, выращенный на гречке ежовик получится кофейно-шоколадным, а «булгуровый» — золотистым.
Так выглядят «зародыш» будущей мини-плантации ежовика и взрослое плодовое тело:
Проблем с упаковкой из-за санкций у предприятия сейчас нет: в основном закупают у местной торгово-производственной компании «Печаткин». Главный импортный элемент продукции — капсулы, которые Подмиглазовы заказывают в Индии. Продажи пока идут в основном через сайт и соцсети, причём заказы отправляют по всей России и даже за рубеж — почтой или СДЭК.
Изначально я не думал, что мы сможем найти клиентуру в Челябинске, сделал акцент на южных городах, а также Москве и Питере, где употребление грибов наиболее популярно. Однако в нашем городе тоже оказалось немало людей, которые интересуются фунготерапией и готовы платить за качественную продукцию, — делится бизнесмен.
Сколько покупатели готовы отдать за необычные добавки? Пачка молотого лакированного трутовика «Рейши» (на фото ниже) весом 90 гр. обойдётся в 700 руб., столько же будут стоить 60 капсул. Те же объёмы сушёного ежовика — 900 руб., а дороже всего, конечно, мухоморы: цельные или молотые шляпки 1 сорта — 2400 руб. за 90 гр.
Подмиглазовы, разумеется, далеко не единственные, кто производит и продаёт «грибные» добавки в России. В некоторых случаях капсулы и порошки из грибов имеют сертификаты БАДов, но оформить их удаётся не всем.
Волна популярности грибов в России началась совсем недавно. Мы только начали перенимать опыт развитых стран, таких как Америка и Канада, где активно исследуются свойства и возможности грибов. Из них можно делать почти всё: лекарства, одежду, продукты питания, строительные материалы.
В чём причина «мухоморного бума»? На мой взгляд, этот гриб популярен из-за седативных свойств, это натуральный способ переключиться от ненужной суеты. Но, как и везде, есть те, кто употребляет его чрезмерно, отсюда и постоянные призывы его запретить.
Конечно, контроль качества нужен, чтобы бороться с недобросовестными производителями. Даже хорошие, на первый взгляд, поставщики, которые занимаются грибами долгое время, могут пренебрегать элементарными правилами безопасности, не перебирают грибы для перемола. Беда в том, что из-за отдельных эксцессов возникает предвзятое отношение к всей фунготерапии, из-за чего мы сталкиваемся с трудностями в продвижении.
По словам предпринимателя, сложнее всего рекламировать себя Вконтакте, причём зависит это не от специфики продукции, а от прихотей модератора: с аналогичными проблемами в соцсети может столкнуться любой бизнес. Более лояльны к фунготерапевтам поисковики, поэтому для продвижения сайта Подпиглазовы пользуются рекламой в «Яндексе».
«У рынка огромные перспективы»
Первым шагом к развитию бизнеса для предпринимателя стало получение соцконтракта: ранее CHEL.DK.RU уже делился удачными примерами запуска на этой базе, например, мастерской сухоцветов или осетровой фермы. По словам Максима Подмиглазова, получить средства с правильно составленным бизнес-планом оказалось просто: первую выплату оформил он сам, вторую, в 2022 г. — компаньон по бизнесу, а позже и супруга получила грант в размере 500 тыс. руб. как молодой предприниматель. Освоить их в прошлом году, правда, не получилось: время было упущено из-за волокиты.
Когда мы оформляли эту выплату через «электронный бюджет», то словно перенеслись в 2003 год из 2023: наши документы подшили в папку, для подключения программы пришлось покупать CD-диск... Сложно представить инновационное развитие с таким оснащением, — сокрушается Максим Подмиглазов.
За несколько лет семейный бизнес существенно расширил ассортимент: в нём появились сладости — конфеты и халва «Улётные» — и косметические средства, например, релакс-скраб или универсальный крем. Состав самый простой: кроме грибных компонентов, в скрабе — только магниевая соль, в креме — медицинский вазелин.
Несмотря на большой ассортимент, масштабы у фермы пока скромные: 36 кв. м. В будущем Максим Подмиглазов рассчитывает получить фермерский грант для аренды производственного помещения или построить его на одном из участков вегетарианского посёлка «Тихомирово» в Чебаркульском районе.
Есть и планы по расширению продаж, программа-минимум — зайти на маркетплейсы. Первой площадкой должен стать OZON, с которым сотрудничает центр «Мой бизнес». Далее в планах — открыть офлайн-точки и сотрудничать с крупными торговыми сетями. Пока что новых клиентов вне сети предприниматели могут найти лишь на ярмарках.
У рынка грибов огромные перспективы и начало уже положено: нам остаётся добиться признания грибов официальной медициной и другими государственными органами, которые, к сожалению, очень медленно воспринимают инновации, — говорит Максим Подмиглазов.
Читайте также: «Сгущенка из конопли — такого еще не было», — Дмитрий Ильков, совладелец компании «Медал»