«Сгущенка из конопли — такого еще не было», — Дмитрий Ильков, совладелец компании «Медал»

В этом году на выставке WorldFood Moscow на коллективном стенде Челябинской области была представлена компания ООО «Медал», которая производит продукты из технической конопли.

Один из соучредителей компании — Дмитрий Ильков — переехал из Краснодара в Челябинск в 2018 г. Его специально пригласили, чтобы развивать здесь производство продуктов из технической конопли — она не содержит психотропных веществ и выращивается для дальнейшего использования в промышленности. Помимо пищевой продукции, предприятие планирует начать производство сырья для фармацевтической отрасли. Дмитрий Ильков объяснил CHEL.DK.RU, почему бизнес на конопле до сих пор вызывает ухмылку, правда ли то, что горсть конопли заменяет множество упаковок с витаминами и почему у челябинской фирмы есть все шансы стать единственными в мире производителями микрокристаллической целлюлозы из конопли. 

 «Сгущенка из конопли — такого еще не было», — Дмитрий Ильков, совладелец компании «Медал» 1 «Сгущенка из конопли — такого еще не было», — Дмитрий Ильков, совладелец компании «Медал» 2

Мыло, сгущенка и даже скраб

Изначально в ООО "Медал" было 5 учредителей. Сейчас осталось три. В развитие компании было вложено 15 млн руб. В год ООО «Медал» перерабатывает 50-60 тонн семян конопли. Продукция реализуется под торговыми марками Konkom и Konoplektika. 2022 год планируют закончить с выручкой 24 млн руб.

Компания уже четыре года на рынке, за это время ассортимент успел основательно поменяться. От какой продукции отказались и почему?

— Мы начинали с четырех видов продукции: масло конопляное, белок, макароны и фасованная семечка. Макаронные изделия не пошли: они были из конопляной муки и без добавления пшеничной. Вкус покупателей смущал, так как они не были похожи на традиционные макароны.Против рынка не попрешь, поэтому макароны вывели из производства в 2020 г. Вместо них ввели конопляные пасты: основа — конопляный урбеч с добавлением других ингредиентов. Это кокосовая паста, шоколадная, сгущенка конопляная с добавлением сиропа с топинамбуром.

Продукт не очень хорошо шел, поэтому в прошлом месяце заменили пасты на более понятный для российского потребителя продукт: каши. Сейчас ждем упаковку для каш. Заказали у челябинской фирмы. Делаем еще конфеты и новинку — протеиновые батончики. Первую партию запустили в продажу.

Пробовала конопляное ядро в чистом виде: сладкое и чем-то по вкусу напоминает кедровый орех. Каша на детей будет ориентирована?

— Нет, она не сладкая и понравится, скорее, взрослым. Мы тестировали на нескольких фокус-группах. Взрослым понравилась, а детям — нет. Мы сделали смесь: основа — это конопляные ядра с добавлением овсянки, чтобы придать смеси текстуру каши. Кашу варить не надо, достаточно залить кипятком и через три минуты можно есть.

«Сгущенка из конопли — такого еще не было», — Дмитрий Ильков, совладелец компании «Медал» 3  «Сгущенка из конопли — такого еще не было», — Дмитрий Ильков, совладелец компании «Медал» 4«Сгущенка из конопли — такого еще не было», — Дмитрий Ильков, совладелец компании «Медал» 5

 Из технической конопли делают даже косметику, пробовали развивать это направление?

— Пробовали: варили мыло и делали бомбочки для ванной. Но в небольших объемах. Отсрочка платежа в сегменте косметики до 6 месяцев. Для нас это огромный кассовый разрыв. Поэтому от косметической продукции отказались. Но ненадолго. В планах — вернуться к этому вопросу в 2023 г. и сделать отдельную линейку. Сейчас начали делать конопляный скраб, отрабатываем производство и смотрим на продажи.

Какая категория людей является вашими покупателями?

— Покупатели от 30 до 50 лет. В основном это люди, которые следят за своим питанием. Им важно получать максимум пользы от продуктов. Это необязательно сторонники ЗОЖ.

Правда, что в горсти конопли умещается польза множества баночек с витаминами?

— Практически. Мы ведь ведем еще и научную деятельность. Вместе с ЮУрГУ провели две научные работы. Мы единственные в России, кто исследовал и описал конопляный белок. Это белок с медленным высвобождением, усваивается организмом на 78%. Это очень высокая усвояемость для растительного белка.

К тому же в конопле содержится оптимальное соотношение омега-3 и 6. У нас везде реклама гласит: «Пейте омега-3». Но никто не говорит, что омега-3 должна быть в четком соотношении с омега-6. Конопля и отличается от многих культур тем, что у нее оптимальное соотношение жирных кислот.

«Сгущенка из конопли — такого еще не было», — Дмитрий Ильков, совладелец компании «Медал» 6 «Сгущенка из конопли — такого еще не было», — Дмитрий Ильков, совладелец компании «Медал» 7

Сырье покупаете или сами выращиваете?

— У нас три поставщика. Привозим из Курской, Пензенской области и Мордовии. Пробовали с двумя челябинскими компаниями сотрудничать, но нас не устроило качество. Сами тоже выращивали первые два года. Отдавали посевной материал фермеру. Но конопля — забытая культура: её легко вырастить, а собрать урожай трудно. Поэтому проще покупать семечку.

Продажи и проблемы

Дмитрий Ильков признается, что развитие бизнеса похоже на американские горки: взлеты сменяют падения. Сначала пандемия, потом запрет на продажу со стороны маркетплейсов. В 2021 г. многие интернет-площадки ограничили реализацию товаров из конопли.

С чем было связано ограничение на продажу?

— Была неприятная ситуация, которая предшествовала запрету. Дело в том, что в 2019-2020 гг. в мире тема продукции из конопли стала очень модной. В России тоже захотели на этом заработать и стали выпускать конопляные чаи. Это всё хлынуло на маркетплейсы. Некоторые недобросовестные предприниматели переступили черту и стали под видом чая продавать наркотические вещества. Закончилось это уголовными делами, несколько предпринимателей арестовали. После этого со стороны маркетплейсов появилась настороженность к продукции из конопли. Они внесли запрет на продажу некоторых видов товаров.

Пытались доказать, что ваша продукция не относится к сомнительной категории?

— Мы пытались оспорить это решение, обращались в независимую экспертизу, наша продукция была исследована в лабораториях. Минюст Российской Федерации выдал заключение, что наша продукция не содержит наркотических веществ, это пищевая продукция. Мы это всё предоставили представителям маркетплейсов. Но, к сожалению, пока они непреклонны, и как половина продукции была запрещена, так и осталась. То есть мы представлены на всех известных маркетплейсах, но не весь ассортимент. В наше время, когда онлайн-рынки растут, а офлайн-продажи как раз падают, я считаю неправильным запрещать, не разобравшись в этом.

Кроме маркетплейсов, где еще продаете?

— Магазины здорового питания по всей России. Сейчас ведем диалог с федеральной сетью «Перекресток». Импорта становится меньше, места освобождаются на полках магазинов. Поэтому стал возможен диалог с сетями. Также продаем в соцсетях, через собственный сайт.

Сможете закрыть потребность рынка в своей нише?

— У нас, как вы видели, производство небольшое. Одномоментно мы не сможем много поставить во все магазины сети, но можем легко нарастить производство. Нам недолго купить еще оборудование. Да и сети не заводят сразу во все магазины. Они выбирают определенные точки, выставляют продукцию и смотрят, как идет. Если хорошо, то расширяют на всю сеть. Поэтому мы обсуждаем возможность пока отгрузить на продажу в некоторые регионы страны. В случае успеха будет время увеличить производство.

«Сгущенка из конопли — такого еще не было», — Дмитрий Ильков, совладелец компании «Медал» 8

На экспорт работаете?

— Да. Два последних года занимали места в номинации «Экспортер года в сфере агропромышленного комплекса». Возим в Белоруссию, Казахстан, Армению, Узбекистан и Таджикистан.

Первую партию отправили в Америку на Amazon. Распродали товар, получили положительные отзывы. Вторая партия недавно пришла в США. Пока смотрим логистику — очень долго. Хотим понять, как американский рынок примет нашу продукцию. Например, сгущенка из конопли — такого на рынке не было еще. Мы единственные в мире, кто ее производит. А масло конопляное — продукт, известный многим.

Вы ведь не единственные, кто работает с коноплей в УрФО. Что отличает вас от конкурентов?

— Мы не единственные, но самые крупные производители. У нас за счет переработки очень широкая линейка товаров. Есть несколько компаний, которые делают только масло.

Насколько стоимость конопляной продукции отличается от более традиционных продуктов: подсолнечного масла, шоколадных конфет?

— Само сырье у нас недешевое. Семена подсолнечника оптом стоят 18 руб. за кг, а конопляные — 80 руб. за кг. Разница большая. Поэтому конопляная продукция относится к среднему ценовому сегменту. Хотя многим производителям хочется выйти на уровень премиум. Некоторые коллеги по производству нас недолюбливают, так как мы стараемся сделать продукцию более доступной и снижаем цену. Потому что не считаем правильным продавать бутылку масла 250 мл за 1,5 тыс. руб. У нас она стоит 300-400 руб. Чем доступнее цена, тем больше покупателей смогут познакомиться с нашей продукцией. Конфеты 150 гр стоят 300 руб. Но это натуральные конфеты.

Производство целлюлозы из конопли

Только на пищевом производстве в компании останавливаться не собираются. В прошлом году «Медал» выиграла грант фонда Бортника на разработку экологической технологии производства микрокристаллической целлюлозы (МКЦ) из технической конопли. И это не производство бумаги. Такую МКЦ применяют в фармакологии.

Как коноплю можно интегрировать в фармацевтику?

— Берем таблетку. Она вся практически и состоит из микрокристаллической целлюлозы. Это основа для таблетки, в нее уже потом добавляют вещество, которое лечит.

Кто-то уже делает МКЦ из конопли?

— Из конопли никто не делает. Сейчас 80% микрокристаллической целлюлозы в мире производят из дерева и 20% — из отходов сельского хозяйства. В Японии, например, используют отходы риса.

В России немногие производители МКЦ, которые остались, делают ее из древесной основы. То есть надо спилить дерево, уничтожить лес. Мы предлагаем альтернативу: конопля вырастает всего за три месяца, это возобновляемое сырье.

К тому же мы возвращаем в оборот заброшенные земли сельхозназначения. В России 70 миллионов гектаров не используется. Что касается производства целлюлозы, то здесь нужно будет самим засеивать поля. Потому что очень большой объем требуется.  Под наши нужды ни один сельхозпроизводитель сразу такое количество не засеет.  

В какие сроки планируете реализовать проект по производству МКЦ?

— В этом году заканчиваем НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — Прим. ред.) Мы разработали технологию, получили продукт, который выглядит как белый порошок. Сейчас доводим качество продукта до мирового уровня.

Уже с 2023 г. начнем поиск площадки для строительства завода, полей для посева и инвестора. 700-800 млн руб. нужно для запуска этого производства.

Исследования по целлюлозе сами проводили или специалиста искали?

— В Челябинске таких специалистов нет. Нашли в другом регионе. Это два профессора, все почтенного возраста. У них огромный научный опыт по производству целлюлозы из растений. Сейчас таких специалистов единицы.

«Сгущенка из конопли — такого еще не было», — Дмитрий Ильков, совладелец компании «Медал» 9 «Сгущенка из конопли — такого еще не было», — Дмитрий Ильков, совладелец компании «Медал» 10

Возвращение забытой культуры

В 1961 г. была принята конвенция ООН, которая рекомендовала запретить культуры, содержащие наркотические вещества. С этого момента конопля начала сдавать свои позиции.

Коноплю в свое время объявили вне закона. Почему сейчас бизнес возвращается к производству на основе этого растения?

— Конопля, как и лен, исконно русская культура. Такелаж для судов изготавливали из льна и конопли. Это парусина, канаты, веревки. Одежду тоже изготавливали из нее. Но конопля была и в рационе. Это даже в сказках описано: «поле конопли», «конопляную семечку ест». Но это всегда вызывает ухмылку.

Существует миф, что коноплю запретили в 1961 г. из-за конвенции ООН. А это не так. С этого момента стали уменьшаться именно посевные площади. Например, до 1961 г. в Советском Союзе засевали до 900 000 га конопли. К концу 70-х годов этот показатель сократился до 100 000 га. Крест на этой культуре в 1987 г. поставил Михаил Горбачев своим постановлением. Документ запрещал выращивание конопли и мака. Выращивать коноплю могли только селекционные институты. А их после развала Советского Союза осталось немного. К возделыванию в технических целях ее разрешили только в 2007 г. Но об этом мало кто знал, и первые производства продукции из конопли начали появляться только в 2012 г.

Получилось, что у нас несколько поколений людей выросли с четким убеждением, что конопля — это только наркотик, и ничего иного с ней делать нельзя. Хотя если вы сейчас уедете в сельскую местность, найдете там пожилых людей, они вам расскажут, что конопляное масло и семечко было в их рационе.

Вычитала, что из технической конопли можно аналог пластиковой посуды сделать. Пробовали над этим работать?

— Пробовали и хотели пойти в это направление, начали даже экспериментировать. Мы сделали тарелочки из костры — одеревенелой части растения. Ее можно измельчить и без применения химии сделать аналог пластика: биопластик, только не белого цвета, а коричневого. Такая продукция разлагается за 4-6 месяцев, а не лежит столетиями. Но невозможно охватить всё сразу. К этому вопросу мы, возможно, вернемся в будущем.

Миссия компании из чего складывается?

— Наша задача — показать людям и бизнесменам, что можно вести этический бизнес, не уничтожая экологию и окружающую среду. Но выпуская при этом качественный продукт. Мы действительно хотим оставить следующим поколениям не выжженную землю, а леса.

Другие интервью собственников бизнеса читайте на сайте CHEL.DK.RU в рубрике #СВОЕ ДЕЛО

 

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.