«Многие родители считают, что буллинг — закалка характера. Это не так. Закалка в таком духе как раз и может привести к скулшутингу. Миф про закалку основывается на нежелании взрослого вмешиваться».
Депутаты Госдумы еще в прошлом году предложили внести изменения в закон «Об образовании» и прописать основные понятия травли. Результатом этого законопроекта станет государственная программа профилактики буллинга, а на уровне школ должны появиться локальные документы по искоренению травли. Ответственность за нарушения депутаты предлагают прописать в КоАП.
Выгонять из школы или объявлять выговор — так парламентарии предлагают бороться с агрессорами. У организаторов курсов «Папы против травли», которые посетили с лекциями Челябинск, другой подход к этой проблеме: буллинга не нужно допускать. У кого родителям жертвы искать помощи, почему к решению этой глобальной проблемы активно подключают отцов, может ли буллинг перерасти в скулшутинг? Об этом говорим с психологом, руководителем проектов Центра Толерантности (г. Москва) Игорем Майнгардтом.
Буллинг — явление не новое, но складывается такое ощущение, что в последнее время формы детской травли стали носить более жестокий характер. Это так?
— Скорее всего, нет. Просто тема перестала быть табуированной, о ней стали больше говорить, обсуждать. Поэтому и создается ощущение, что она стала более острой, масштабной и обрела ужасающие формы. Но буллинг может перерасти в физическое насилие, вылиться в скулшутинг (Стрельба в школах и вузах. — Прим. ред.) и привести к трагедии.
Семинар, который вы проводите в разных регионах страны, называется «Папы против травли». Почему в теме буллинга делаете акцент на мужской позиции?
— Папы остаются авторитетом в семье. Мы не исключаем мам из этого процесса ни в коем случае. Они тоже приходят. Но это возможность поднять отцов, чтобы они активнее подключались к решению этой социальной проблемы. И в первую очередь признали, что она есть. Ведь многие родители считают, что буллинг — закалка характера. Это не так. Закалка в таком духе как раз и может привести к скулшутингу, потому что ребенок остается один на один с задачей, которую не в состоянии сам решить. Во что выльется его психологическое напряжение — неизвестно.
Весь миф про закалку основывается на нежелании взрослого вмешиваться в эту историю. Родители таким подходом прикрывают свою позицию отстранения. Мы как раз призываем отцов стать амбассадорами этой проблемы и транслировать позицию, что буллингу не место в школе.
Он должен исчезнуть. Ребенку в образовательном учреждении должно быть комфортно, в том числе с психологической точки зрения. Это прописано в законе «Об образовании».
Нет опасения, что мужчины, которые в большинстве своем обладают крутым нравом, начнут решать эти вопросы радикальными мерами? В Челябинске, например, были случаи, когда разборки в родительских чатах заканчивались выяснением отношений отцов в реальности.
— Мы как раз и учим, как действовать в правовом русле. Все решения нужно принимать с точки зрения заботы о ребенке, а не желании выплеснуть свои эмоции и помериться силой. Но тут важно сначала разобраться в конфликте, ведь зачастую ребенок выгораживает себя и не всё рассказывает. На ситуацию надо посмотреть изнутри и со стороны. И потом уже начинать действовать с «холодной головой».
Мы учим родителей распознавать, что дети подвергаются травле, еще на самых первых этапах, когда нет физического насилия. Если ребенок жалуется на одноклассников, не надо отмахиваться от него. Важно дать ему понять, что вы на его стороне, готовы поддержать, и обязательно сказать ребенку, что его вины в случившемся нет.
Как действовать, если понял, что твой ребенок стал жертвой буллинга?
— Следующий шаг — общение с классным руководителем. Здесь вы должны постараться сделать учителя своим союзником в решении этой проблемы. С педагогом нужно совместно разработать план действий, чтобы искоренить эту ситуацию. Можно подключать школьных психологов, директоров. Пошаговую инструкцию и материалы, которые помогают грамотно решать эту проблему, мы даем на наших встречах.
Вы не сказали про перевод ребенка в другую школу. Это не способ защиты?
— Это крайняя мера, которую нужно использовать в самый последний момент. Если внутри образовательного учреждения у родителей не нашлось союзников, никто не подключился к решению вопроса, то, конечно, нужно переводить. Ведь задача родителя — защитить своего ребенка.
Нужно идти к родителям агрессора и пробовать через них повлиять на тирана?
— Не всегда. Если у агрессора асоциальная семья, которой нет дела до своего собственного ребенка, то смысла в этом нет. Лучше подключать инспекцию по делам несовершеннолетних, особенно если дело дошло до физического насилия.
Чем буллинг отличается от конфликта?
— В буллинге силы неравные: есть агрессор и жертва, которая является более слабой стороной. И это запланированное мероприятие, которое носит систематический характер. Конфликт возникает спонтанно. В нём обе стороны несут ответственность, и длится он недолго.
В буллинге нет очевидной вины жертвы, ей может стать кто угодно. Кроме того, конфликт можно разрешить, а травлю только остановить. И в основном за счет вмешательства со стороны.
Портрет агрессора меняется?
— Скорее нет. Чаще всего агрессорами становятся ребята, у которых есть насилие в семье, и они считают это нормой. Либо это неуверенные в себе дети, которые компенсируют этот момент агрессией. В основном это парни-подростки. Девочки реже выступают в роли агрессора. Не стоит тут забывать и про родителей. Ведь они тоже могут быть тиранами: мне рассказывали случай, когда родители мальчика затравили его одноклассницу, потому что были против их отношений.
Кого выбирают в жертвы? Есть какая-то закономерность: внешность, социальный статус, национальность?
— У нас в рамках обучения как раз есть упражнение: мы показываем участникам семинара девять портретов детей и просим показать, кто, по их мнению, может стать потенциальной жертвой. Хочу вам сказать, что выбирают всех. Нет такого, что указывают на одни и те же портреты. Это говорит о том, что жертвой может стать любой ребенок. Так и происходит в жизни.
Правда, что в небольших городах буллинг встречается реже?
— Это не так. В больших городах педагогам, скажет так, больше надо: у них есть желание развиваться, брать новые технологии на вооружение. В небольших поселках случаи буллинга зачастую замалчиваются. И здесь есть своя сложность: одна-единственная школа, поэтому в случае травли ребенка даже перевести некуда. Эта проблема есть в разных школах: маленьких и больших, элитных и простых. В Москве к нам обращались представители элитной гимназии, где остро стоял вопрос прессинга детей детьми. Поэтому тут никто не застрахован.
Лекции только для родителей проводите?
— Нет, потому что эту проблему нужно решать сообща, и это игра вдолгую. Родители одни не справятся. Поэтому отдельный блок лекций мы читаем для педагогов. Они проходят этот семинар в рамках курсов повышения квалификации. Мы рассказываем, каким образом можно предотвратить детский буллинг, про эффективные методы по профилактике травли. Их задача — создать в классе атмосферу нетерпимости к буллингу.
Крайне важно научить весь класс быть неравнодушным. Ведь почему возникает травля: один выбирает другого в качестве жертвы, а все остальные наблюдают — отводят глаза и не вмешиваются.
Если в классе не будет вот таких равнодушных наблюдателей, а будет понимание, что у нас так нельзя, то агрессор не посмеет вести себя неподобающе. Ведь именно равнодушие порождает буллинг. После прохождения курсов педагоги получают документ о повышении квалификации по программе «Каждый важен», и он учитывается при аттестации.
Но ведь зачастую сами учителя не хотят замечать проблемы: они знают, кто и кого прессует в классе, но остаются безучастными. Как бороться с равнодушием у взрослых?
— Нет волшебной палочки, чтобы решить вмиг проблему, о который вы говорите. Но мы хотя бы создали инструмент, с помощью которого к этой теме можно подступиться и начать передавать эти знания учителям. Нужно, конечно, увеличивать охват педагогов. В Челябинской области мы обучили пока 50 человек. Это крайне мало. Но за счет поддержки Фонда президентских грантов с 1 сентября 2023 года мы запустим онлайн-курс «Каждый важен: интерактивные методы профилактики травли в школе».
Тогда любой педагог страны сможет бесплатно пройти обучение. Надеемся, что пассивных свидетелей травли в числе педагогов не останется. Многие после лекций признаются, что услышанное стало для них откровением.
Почему идея искоренить буллинг зародилась не в профильных ведомствах или школах, а со стороны общественных организаций и НКО?
— Потому что не всегда в самих образовательных учреждениях понимают, что проблема есть и ее нужно решать. Вы сами сейчас про равнодушных педагогов говорили. Ведь многие учителя на вопросы родителей отвечают: «Да какой буллинг? Просто ссорятся, дерутся». И хорошо, что к решению этой социальной проблемы подключились общественные организации. Главное, чтобы эти идеи поддерживались государством.
Депутаты Госдумы в прошлом году уже подготовили законопроект о профилактике буллинга. На ваш взгляд, это своевременное решение? Действительно пора на законодательном уровне регулировать травлю?
— Закон о буллинге переведет существующую проблему в правовые нормы: определит понятия и наказание. Будет ясно, кого и за что привлекать к ответственности. Да и сами тираны сто раз подумают перед тем, как что-то сделать, зная, что за это понесут наказание. Ведь я упоминал о том, что школа обязана создавать комфортные психологические условия для детей. Если данный закон примут, будет проще это сделать.
Читайте также на CHEL.DK.RU: «Новый Берлин»: в Челябинске обсудили идентичность и будущий бренд города