По данным на сентябрь, около 700 российских компаний открыли в ОАЭ юридическое лицо в 2022 г. По различным оценкам, число российских компаний, зарегистрированных в Эмиратах, достигает 4,5 тыс.
Эксперты отмечают, что в условиях санкций Эмираты стали проводником в мир большой торговли – своеобразными «экономическими воротами» на ближневосточный рынок. Какая продукция южноуральских компаний представлена на побережье Персидского залива, зачем бизнесменам из России собственный хаб в ОАЭ и почему шейхи пока не готовы инвестировать в Россию? Об этом говорим с бизнес-послом «Деловой России» в ОАЭ Максимом Загорновым.
Ребрендинг как нейтрализация токсичности
В условиях санкций и неприязни определенных стран ко всему российскому сотрудничество с ОАЭ стало для многих компаний шансом сохранить свое присутствие на мировом рынке и продолжать торговлю за счет смены страны-производителя. Только в этом году и на арабском рынке появились сложности. Например, с открытием счета в банке: показал российский паспорт — жди долгой проверки.
Максим Александрович, по вашей инициативе в ОАЭ планируется создать российскую производственную площадку. Это привычка держаться вместе или у этого есть экономическая выгода?
— У нас подписано соглашение о сотрудничестве с руководством одной из свободных экономический зон ОАЭ, ведем переговоры о создании там российской производственной площадки. В чем преимущество: вопросы строительства зданий, организации инженерии, получения услуг мы возьмём на себя, всё будет решаться в формате «одного окна», чтобы производственные компании занимались именно производством и не тратили время на организационные моменты. Еще один плюс: когда наши компании будут располагаться все в одном месте, они смогут и друг другу быть полезны. Например, IT-компания сможет предложить какой-то свой IT-продукт российским резидентам, скооперируются компании, которые занимаются, например, производством металла и металлообработкой, будут формироваться производственные связи и цепочки. И, конечно, логистика экспорта: сбор грузов гораздо удобнее осуществлять, когда всё в одном месте. В перспективе планируется наладить регулярные морские перевозки.
Получается, что Эмираты – не просто выход на мировой рынок, но и привлекательная площадка для производства?
— Все знают, что в Арабских Эмиратах благоприятный налоговый режим. Там выгодно производить продукцию. Поэтому наши компании рассматривают вариант открытия своих филиалов и производств в Эмиратах. Во-первых, более выгодная себестоимость продукции (так как налоги меньше, чем в России), соответственно, продукция становится более конкурентной. Во-вторых, Арабские Эмираты очень удобно расположены с точки зрения логистики, это своеобразные «экономические ворота», открыв которые, можно двигаться дальше - начать работать с другими государствами Ближнего Востока, Африки, Индостана.
Не будем скрывать, российские компании сейчас воспринимаются мировым бизнесом как «токсичные». Многие страны пристально присматриваются, где произведена продукция. В этом случае статус «Made in UAE» становится спасительным.
Плюс в ОАЭ действуют целые программы поддержки производителей – выделяются субсидии для продукции, произведенной в Эмиратах. Это связано с тем, что ОАЭ сейчас активно реализуют планы по диверсификации своей экономики, стараются снизить зависимость от нефти и газа, так как понимают, что природные ресурсы не безграничны. Поэтому в Эмиратах сейчас делается ставка на индустриализацию экономики: активно строятся крупные промышленные предприятия, например, алюминиевый завод, металлургический завод, есть своя АЭС, в планах – строительство завода по сборке автомобилей. Кроме того, активно развивается международная торговля.
Товарооборот между Россией и ОАЭ увеличился в два раза: с 2,5 до $5 млрд. С нашей стороны везут металл, минеральные удобрения, оборудование, химпром, продовольственные товары (3,7% от всего товарооборота). Импортируют минеральное топливо, кофе, парфюмерию, стекло, драгоценности. — Прим. ред.
Южноуральский бизнес представлен в Арабских Эмиратах?
— В большей степени крупные компании, такие как «Макфа» и «Союзпищепром», активно наращивают экспортные поставки своей продукции в ОАЭ. Из федеральных компаний довольно успешный опыт у «ЭФКО» (Одна из крупнейших продуктовых компаний страны, лидер масложировой отрасли. – Прим. ред.). Компания сейчас выходит на рынок ОАЭ с линейкой своей инновационной продукции: растительным мясом, молоком, а также сладким белком, который может выступать в роли заменителя сахара – всё это вызывает большой интерес у арабов.
Металлурги к рынку ОАЭ тоже присматриваются, так как из-за санкций у них возникли серьезные проблемы со сбытом своей продукции на европейский рынок, а в Эмиратах металлопродукция может приобрести другой статус.
В целом, ОАЭ становятся страной транзита, и это им очень выгодно. Только за I квартал 2022 года рост экономики ОАЭ достиг отметки 8,2% — это лучший показатель за 11 лет. Одной из причин стало развитие несырьевого сектора экономики, в том числе за счет активности российского бизнеса в Эмиратах.
Не секрет, что идет сильное давление на правительство ОАЭ со стороны западных стран. В чем проявляется результат этого давления: какие сложности у российских бизнесменов появились в этом году?
— Да, сложности появляются: увеличились сроки открытия компаний в ОАЭ (сейчас этот процесс занимает два – три месяца), есть проблемы с открытием счетов (наши компании проходят повышенный комплаенс). Это связано с тем, что в прошлом ОАЭ были английской колонией, влияние английского и американского бизнеса в Эмиратах по-прежнему серьезное. Но работа ведется, компании открывают счета. При этом многое зависит от конкретного банка. В престижных банках, таких как Emirates NBD, First Abu Dhabi Bank, достаточно сложно и долго открыть счёт, в банках попроще — быстрее. Но тут надо смотреть ещё на то, как бизнес будет работать дальше, что ему будет нужно для продвижения. Если есть уверенность, что дело пойдет, возможно, и стоит разворачивать своё представительство и открывать компанию. Если такой уверенности нет, то лучше сначала найти партнёра на месте, посмотреть, будет ли спрос на вашу продукцию или услугу, и только потом уже открывать компанию.
Кто в основном проявляет интерес к арабскому рынку: малый или крупный бизнес?
— Крупный бизнес у нас очень инертный, он очень долго разворачивается. К тому же многие крупные российские предприятия достаточно заметны и в связи с санкциями находятся под пристальным наблюдением. Единственное их преимущество — финансовые возможности, но на местном рынке им продвигаться сложно. Малому бизнесу, бывает, не хватает ресурсов. А вот средний бизнес, который не попадает ни под какие санкции, не такой заметный и при этом с определенными финансовыми возможностями — для него в Эмиратах, конечно, больше всего возможностей.
Какие арабы партнёры, с ними легко найти общий язык?
— Скажу так: арабы для нас ближе по менталитету, чем китайцы, более понятны. При этом у них нет надменности, которая свойственна европейцам. Арабы с нами на равных, никакого высокомерия по отношению к нам не проявляют, с ними очень комфортно общаться.
В чём ещё мы похожи: в России бизнес часто выстраивается на личных контактах, в Эмиратах тоже. Арабы пытаются таким образом себя обезопасить в бизнесе, выстраивая деловые отношения через родственников, друзей, знакомых.
В Эмиратах очень тесно связаны государственные и частные компании. Бизнес внутри страны поделён между шейхами и эти моменты нужно учитывать. Надо знать, на кого выйти, чтобы бизнес сложился: не все тендеры, которые там проходят, реально дают возможность продвинуться. Всё время будет чего-то не хватать, всё время будешь проигрывать, не понимая, почему так происходит. А ответ прост: потому что нужна победа для «своих».
Собирают ноу-хау
В начале ноября делегация «Деловой России» приняла участие в Международной выставке ADIPEC-2022. Крупнейшее событие нефтегазовой отрасли прошло в городе Абу-Даби и собрало более 150 тыс. специалистов в области энергетики из 160 стран. На ADIPEC-2022 свою продукцию представили и российские экспортеры, в том числе компании «Деловой России».
На прошлой неделе вы вернулись из Абу-Даби, где приняли участие в флагманском событии энергетической отрасли – выставке ADIPEC-2022. Увидели заинтересованность российскими технологиями со стороны эмиратских партнеров?
— Результаты участия российской делегации я оценил бы как успешные. В течение 4 дней прошло более 100 b2b-встреч с собственниками и топ-менеджерами нефтегазовых компании ОАЭ, Омана, Катара, Бахрейна, а также ряда европейских стран. Заинтересованность российскими технологиями со стороны зарубежных партнеров есть. Многие контакты имеют потенциал дальнейшего развития. Выставка ADIPEC-2022 стала одной из самых авторитетных площадок, которая собрала все самые передовые технологии в сфере нефтегаза, в том числе из России. В сентябре компании «Деловой России» также приняли участие в энергетической выставке WETEX.
Подобные выставки в Эмиратах проводят с одной амбициозной целью: привлечь самое лучшее, интересное и адаптировать это на своей территории. В этом – сверхзадача арабов: они хотят стать самыми передовыми в арабском регионе, на побережье Персидского залива и, в целом, в мире.
А главное — они хотят стать технологически независимыми. Сегодня государство очень сильно зависит от стран Запада, чей подход известен: они готовы дать продукт, но не технологии. И арабов это не устраивает. Они хотят получить доступ к технологиям и активно собирают разработки из разных стран. Несколько лет назад они приезжали к нам на выставку в Сколково, и Россия, как они сами сообщили, была 84-й страной, которую они посетили. То есть они почти по всем странам ездят и со всего мира собирают ноу-хау. И такая тактика отлично работает. Можно отметить успехи арабов: совместно с европейцами они запустили на Марс свой марсоход и разрабатывают космические программы. Это при том, что 50 лет назад в этой стране пасли верблюдов и ни о каком технологическом прорыве речи не было.
Вы упомянули о сентябрьской поездке, это была уже пятая бизнес-миссия в Дубай. Какие компании были представлены в этот раз?
— В поездке участвовали компании разноплановые, работающие в сфере малой энергетики, электротранспорта, информационных и климатических технологий, утилизации опасных отходов, логистики и даже инновационного производства продуктов питания. Это были компании с понятными, качественными и доступными по цене продуктами и технологиями. У таких продуктов есть свои покупатели в Эмиратах. Российские компании имеют свою нишу, а мы пытаемся найти им партнёра на местном рынке, который помог бы в реализации их товаров, услуг в ОАЭ.
Без партнера, самому, это сложно сделать?
— Есть несколько форм продвижения на арабском рынке: первый вариант - открыть свою компанию, чтобы самому заниматься продвижением. Это способ очень дорогой и долгий, потому что сегодня Арабские Эмираты — рынок, по сути дела, небольшой, там проживает всего 10 млн человек, и арабы свой рынок очень сильно зачищают. Они опасаются, что более сильные страны могут захватить их рынок, фактически превратить в свой. Поэтому они стараются, чтобы преимущество оставалось за местными компаниями. В связи с этим там очень сложная система сертификации, которую трудно пройти, и на то, чтобы начать что-то продавать, может уйти около года.
Второй, более быстрый путь — найти местного партнёра, который уже имеет все эти сертификаты и может продвигать твою продукцию за определённый процент. Сегодня так продвигается большинство компаний — находят надежных дилеров, дистрибьюторов на местах. Я думаю, это наиболее эффективный вариант, и в этом плане мы тоже можем помочь.
Поездка длилась всего пять дней: за это время предприниматели успевают что-то понять, установить контакты с местными бизнесменами?
— Времени очень мало, поэтому используем каждый день по–максимуму. С утра до вечера проводим встречи, обходим компании на выставке, а их тысячи, причем не только эмиратских, но из десятков стран. Ценность таких международных выставок в том, что они позволяют наладить деловые контакты и продвигаться по всему миру.
Арабские инвесторы готовы вкладываться в российские проекты?
—Отношения ОАЭ с Россией активно развиваются последние четыре года, по сути, мы только начали по-настоящему сотрудничать. Раньше Эмираты вкладывались в масштабные проекты и компании, например, покупали акции «Газпрома», инвестиции были крупные и под госгарантии. В малый и средний бизнес системных вложений не было.
У нас в России, может быть, не совсем правильное понимание бизнеса с Эмиратами: все хотят какие-то инвестиции. Но когда мы говорим с арабами, они нам отвечают: слушайте, в России денег больше, чем у нас.
То, чем владеет Россия, им кажется несметным богатством: 20% мировых запасов пресной воды, леса, возможность обеспечивать себя продуктами питания, а Эмираты 98% продовольствия завозят из других стран. Даже медицина у них только начала развиваться. И в этих условиях арабы построили сотни небоскрёбов, марсоход запускают в космос. Они удивляются, почему мы, сидя на таких богатствах, ничего не делаем, а приходим и просим у них денег.
Читайте также на CHEL.DK.RU: ЧТПЗ, ММК и «Мечел»: лидеры и аутсайдеры инвестиционной активности в России