Меню

«Трудоспособных станет еще меньше»: пять прогнозов, как мобилизация изменит рынок труда

«Истории по типу организации авиадиспетчеров, ряды которых могли критически поредеть, и которых, что называется, «отбили» — это только начало», — Петр Кирьян, Институт региональных проблем.

Объявленная неделю назад в России частичная мобилизация резервистов для участия в СВО на Украине взбудоражила российское общество еще сильнее, чем начало самой операции в феврале этого года. Призыв на военную службу большого количества мужчин трудоспособного возраста будет иметь не только социальные, но и экономические последствия, первое из которых уже становится очевидным — грядущий дефицит рабочих рук во многих отраслях. Руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян попытался спрогнозировать тренды рынка труда в России на ближайшую перспективу:

— Люди, которых коснется мобилизация – это, в большинстве своем, работающие сограждане. Без малого всю прошлую неделю военкоматы, граждане и юристы пытались разобраться, как и кого будут мобилизовывать. Некоторое время спустя экономисты оценят, как всё происходящее отразится на рынке труда.

1. Пока мы видим что будет «бронь» тех работников, которые работают прямо или косвенно на оборонку. Рядом расположился сектор IT (не весь, а та часть, которую Минцифры и Министерство ообороны считают значимой для обороны и нормального функционирования инфраструктуры).

То есть рынок труда делится на «бронированные» и обычные места работы. Первой категории надо готовиться к переработкам и «плану любой ценой», а второй – к возможным повесткам.

2. Тут скорее гипотеза, но возникнет региональное неравенство. Мобилизация касается в первую очередь тех, кто отслужил срочную службу относительно недавно. Можно предположить, что в основной своей массе это люди рабочих профессий, проживающие в малых и средних населенных пунктах и на селе. Это регионы от условного двадцатого места по численности населения до последнего 85-го. Из перечня исключаем субъекты СКФО и видим, что в этих регионах не самая большая численность молодых трудоспособных людей, которых станет еще меньше.

3. Мы, вероятно, увидим всплеск ведомственно-профсоюзной активности. Военкомов сложно назвать специалистами по рынку труда. Даже данные о семейном статусе резервистов им недоступны (как видно по ряду эксцессов). В результате работодатели и профессиональные организации начнут активно «защищать» требуемую им часть сотрудников от мобилизации.

Истории по типу организации авиадиспетчеров, ряды которых могли критически поредеть на Дальнем Востоке — и которых, что называется, «отбили» — это только начало. Есть важные сотрудники у РЖД, у авиакомпаний, и автоперевозчиков, и коммунальных служб — рынок труда России имеет лишних людей, но это люди рабочих специальностей.

Подробнее об этом на CHEL.DK.RU: Бизнес вступился за свои кадры: новые предложения по отсрочкам от мобилизации

4. Военкоматам удобнее работать с большими числами и присылать повестки по месту работы. Это эффективно — за один приход призвать не одного, а сразу десять человек. И бегать ни за кем не надо, организация – не гражданин, ей сложнее сняться с места регистрации и «переехать» в другой регион. В результате, если кто-то хочет сохранить заработок, и понимает, как решить вопрос с повестками на дому — прямая дорога в самозанятые и работе на подряде.

Для военкомов такая занятость — «терра инкогнита»: нет ни отдела кадров, ни карточек учета — работа получается неэффективной.

5. Исказится и спрос на обучение тем или иным специальностям. Кажется, вся страна уже убедилась, что по сумме внимания надо быть программистом и разработчиком. Завод, офис или торговый зал не гарантируют «бронь». Или гарантируют в существенно меньших объемов. Сколько потенциально талантливых врачей, учителей или финансистов в итоге потратят время на «кодинг» (чтобы семья была спокойна) предположить сложно, но явление будет заметным уже в следующем сезоне поступлений в ПТУ и вузы.

Источник: t.me/russica2