Меню

«Индустрия должна работать за счет продукта»: что спасет российский кинопрокат?

Затяжной кризис, в котором пребывает российский кинопрокат, уже привел к закрытию трети существующих кинозалов. Что поможет отрасли удержаться и почему здесь не помогут бюджетные субсидии?

В Челябинской области выручка кинотеатров за первое полугодие упала на 60% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. А если сравнивать показатели с 2019 годом, то падение составляет 70%. Такие цифры приводит региональный уполномоченный по правам бизнеса Александр Гончаров.
То же самое и с посещаемостью кинотеатров: сейчас сокращается время их работы, не все кинозалы открываются, к сожалению, сокращается и персонал. В Челябинской области есть прецеденты закрытия одно- и двухзальных кинотеатров. Пока это произошло в Златоусте, но если ситуация не изменится, то же самое произойдет и в других городах региона, включая Челябинск, — цитирует ТАСС бизнес-омбудсмена.
Гендиректор развлекательного холдинга «Мегаполис» и основатель сети «Мягких кинотеатров» Александр Одольский пояснил CHEL.DK.RU, что проблема значительно серьезнее — неправильно говорить, что закрываются только мелкие кинотеатры, кризис отрасли угрожает и крупным игрокам рынка. 
Александр Одольский
«Мегаполис», «Мягкий кинотеатр»
Крупные сети, чьи филиалы расположены в ТРК, передают свои залы владельцам комплексов, поскольку не могут платить аренду, такие истории уже появляются. Закрытие грозит всем кинотеатрам — ни мелким, ни крупным не с чем работать, надежд на полноценное замещение российским продуктом прокатчики не питают. Кинотеатры продолжают показывать американские и европейские фильмы и их выбор достаточно широкий, но это не блокбастеры от ведущих студий — их премьеры не сопровождаются масштабными рекламными кампаниями, соответственно, зрители о них практически ничего не знают.

Ситуацию может поправить принудительное лицензирование — «параллельный импорт» в киноиндустрии. Сообщество кинопрокатчиков обратилось к властям с инициативой создать специальный государственный орган, который бы занялся этим «узаконенным пиратством».

По задумке, эта структура будет принудительно изымать кинопродукцию, которая не попадает сейчас в Россию напрямую от  ушедших голливудских студий. Источники могут быть самые разные — хоть с торрентов, если копия в хорошем качестве. Правообладателям дадут возможность открыть рублевые счета в России, на которые будет перечисляться доля выручки с показов, которую будут передавать прокатчики. Также структура будет заниматься вопросами отбора самих фильмов с точки зрения морально-нравственных критериев, получения прокатных удостоверений в Минкульте, технической подготовкой к прокату — дубляжом и прочей адаптацией, — добавил гендиректор «Мегаполиса».
Александр Одольский уточнил, что пока это лишь идея — законопроект еще не поступил на рассмотрение в Государственную Думу. Пока что принудительное лицензирование — фактически, единственный шанс на выживание для отечественных кинотеатров. Денежное субсидирование, в котором федеральный Минфин отказал прокатчикам еще месяц назад, ситуацию бы не исправило, уверен бизнесмен.
Чтобы вся индустрия кинопроката в России не схлопнулась, мало помогать ей одними бюджетными деньгами. Выделили бы шесть миллиардов — они бы закончились за шесть месяцев. Еще бы дали пять — еще пять месяцев прожили, и что дальше? Сколько бы субсидий не выделило государство: если нечего показывать — то что поддерживать в итоге? Индустрия должна работать за счет продукта — качественного российского или принудительно лицензированного зарубежного, — резюмировал Александр Одольский. 
Ассоциация владельцев кинотеатров России сообщает, что к середине апреля закрылись 36,4% кинозалов в стране. По оценкам, кинотеатры сгенерируют совокупный убыток не менее 11,1 млрд руб. к концу 2022 года. Максимальный прогнозный уровень сборов российских фильмов до конца года — не более 6,2 млрд руб.: примерно столько же, сколько запросили государственных субсидий, в которых в мае прокатчикам отказал Минфин.