Меню

«Сахар и крупы сейчас — это «золото бедных»

В чём причина бешеного спроса челябинцев на продукты, дефицит которых не грозит сельскохозяйственному региону? Почему люди XXI века в кризис скупают соль и спички? Отвечают экономист и психолог.

Ажиотажный спрос на сахар, замеченный на Южном Урале с самого старта «спецоперации», спровоцировал резкий рост цен на него и опустевшие полки. Несмотря на множество контрольных мероприятий и вмешательство главы региона, стоимость сахара выросла в среднем на 50-70% относительно намеченной ФАС и федеральным Минсельхозом цены в 47 р./кг до 31 июля. Аналогичная ситуация повторяется и с бакалеей: теперь гречку, рис, муку и подсолнечное масло, как и сахар, в челябинских магазинах продают не более 1-5 штук в руки.

Несмотря на то, что массовые закупки круп и сахара многие чиновники называют спекуляцией, кандидат экономических наук Сергей Гордеев считает, что причина куда сложнее.

Сергей Гордеев
Руководитель лаборатории «Модели пространственного развития» челябинского филиала РАНХиГС
Сейчас у нас сформировался мощный денежный «навес», а в такой ситуации «вымывание» дешевого ассортимента товаров и быстрый рост цен абсолютно неизбежны, что бы там ни говорили депутаты про «проверки магазинов». Люди, имеющие скромные доходы и сбережения, долго копили на первый ипотечный взнос, на недорогую машину, на отдых. Теперь эти покупки стали невозможны по разным причинам, а деньги тают из-за резкого взлета инфляции на глазах, люди нервничают.
В каждом отдельном случае это сравнительно небольшие деньги, в среднем по несколько сотен тысяч рублей или чуть больше, но в сумме по стране это огромные цифры. Раньше все такие «излишки» брал на себя валютный рынок, но сейчас, минимум на полгода он закрыт, а рубль фактически стал неконвертируемым. Ситуацию с «рублевым навесом», хотя бы частично, могла стабилизировать продажа юаня населению. Но даже с таким «приоткрытием» валютного рынка, равно как и с возобновлением торговли на бирже, власти пока тянут. Поэтому денежный «навес» обрушивается сейчас на торговые сети, в которых скупается все то, что долго хранится или служит. Сахар и крупы играют в такой ситуации роль «золота бедных».

Кажущийся нелогичным выбор объекта вложения средств доктор психологических наук Александр Асмолов объясняет глубинными причнами, исторической памятью россиян.

В период резко надвигающегося неблагополучия — блокад, дефолтов и так далее, — излюбленными объектами дефицита становятся, как правило, гречка, сахар и соль. Это «долгоиграющие продукты», которые формируют своего рода золотой запас при подготовке к голоду, который может возникнуть из-за неблагополучной социальной обстановки. — объясняет Александр Асмолов «Ъ» 

Увы, проблема этого «золота» в том, что оно гораздо легче обесценивается из-за банальной порчи и не может удовлетворить никакой другой потребности, кроме потребности в пище.

Читайте также: «Прежняя жизнь ушла. Наступает новая — беднее, опаснее и ограниченней».