Меню

«Ответственность делегируем лично Путину»: челябинские экологи отказались от судов с РМК

Юрист Владимир Казанцев принял решение прекратить многолетнюю бесплодную тяжбу с властями региона и компаниями, причастными к строительству Томинского ГОКа.

Челябинский эколог и юрист Владимир Казанцев сообщил в соцсетях о прекращении судебных разбирательств с юрлицами, причастными к деятельности Томинского ГОКа — в частности, сбросу отходов производства в Коркинский разрез.

В «Русской медной компании» Томинский ГОК называют одним из крупнейших и самых инновационных производств холдинга. На стадии разработки пректа в компании отказались от постройки хвостохранилища — площадки для хранения отходов медной выработки. Вместо этого было решено провести с их помощью рекультивацию Коркинского разреза, расположенного в 13 км от предприятия: направлять отходы, смешанные с водой, по трубопроводу в его котлован.

Суды челябинской организации «Экологический консалтинг» с АО «Томинский ГОК», ООО «Промрекультивация» и правительством Челябинской области длятся уже почти 2,5 года. В последней итерации разбирательств экозащитники пытались добиться запрета на проведение рекультивации Коркинского разреза медно-порфировыми рудами, а также субсидиарно возложить на ответчиков отвественность за консервацию и ликвидацию предприятия.

Подвижек по этому иску, однако, практически не было: раз за разом дальнейшие слушания в Арбитражном суде Челябинской области откладывались для получения дополнительных доказательств. Последнее такое постановление датировано 9 февраля 2022 г.

Кроме того, мае 2021 Арбитражный суд УрФО окончательно постановил отказать «Экологическому Консалтингу», Ирине Гладышевой и Марии Берсеневой по всем исковым претензиям к АО «Томинский ГОК»: в этой инстанции экозащитники добивались полного запрета деятельности комбината. 4 февраля, после рассмотрения третьей апелляции и кассационной жалобы, решение об отказе оставлено без изменений.

Владимир Казанцев
Директор ЧРОЭО «Экологический консалтинг»
Наша судебная эпопея с ГОКом началась еще в 2015 году. Дел было множество и проходили они с переменным успехом. Контролирующие и распорядительные органы государственной власти согласовали и утвердили все разрешительные документы, чем взяли на себя ответственность за надлежащую и безопасную для населения и окружающей среды работу Томинского ГОКа в будущем. Так может и спрашивать тогда с государственных структур, а не с частного бизнеса?


Наша команда сделала все, что смогла. Отныне вся ответственность будет лежать на Росприроднадзоре РФ, Роспотребнадзоре РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Ростехнадзоре РФ, Министерстве строительства и инфраструктуры Челябинской области и других контролирующих и проверяющих структурах, в том числе лично на губернаторе Челябинской области.

Понимая дальнейшую юридическую «перспективу» дел, мы с командой больше не видим смысла продолжать судебные разбирательства. Вчера я подал ходатайство об отказе от исковых требований по иску к ООО «Промрекультивация» и АО «Томинский ГОК» по рекультивации Коркинского разреза. Пусть те опасения, которые мы с экспертами озвучили, когда били в колокола всех инстанций, не сбудутся никогда.

В сообществе «Стоп-ГОК» заявление Владимира Казанцева восприняли с пониманием: бесперспективность дальнейших разбирательств очевидна и для других экозащитников, несмотря на никуда не исчезнувшие опасения.

Я не исключаю, что в скором времени в Томинском карьере из-за пиритов (сульфидов) начнутся эндогенные пожары. Для жителей посёлка Томинский придется тянуть водовод с Сосновки: вода из их скважины уйдет. Выдержит ли водохозяйственная система Аргази такую нагрузку? Что будет с водоснабжением для 1,5 млн граждан? Предсказать не берусь.
Все проблемы нами озвучены. Судом не приняты, не изучены, оценка им не дана. Дальше всю ответственность  мы делегируем  государству, Правительству РФ и лично президенту Путину, который нас не услышал, — прокомментировала завершение судебной тяжбы экоактивистка Надежда Вертяховская.

Ранее именно на её обращение по Томинскому ГОКу из Минприроды РФ поступил официальный ответ: деятельность комбината зоной отвественности ведомства не является.