Меню

Не роутер, а экосистема: рейтинг крупнейших интернет-провайдеров Челябинска

После пандемии число абонентов интернет-провайдеров впервые за последние годы сократилось, при этом выручка возросла: теперь интернет – это видеонаблюдение, связь и онлайн-кинотеатр в одном пакете.

Рынок услуг широкополосного интернета в Челябинской области в денежном выражении за год вырос на 9,27%, показал ежегодный рейтинг крупнейших интернет-провайдеров, подготовленный аналитической службой «Делового квартала». Оценка рынка в годовом размере составила 7,44 млрд руб. При этом в минувшем году абонентская база интернет-провайдеров Челябинской области впервые показала отрицательную динамику: минус 0,08%. Отток составил примерно 1 тыс. домохозяйств.

Эксперты связывают такое положение с полным насыщением рынка и отсутствием каких бы то ни было революционных услуг. В то же время рост выручки связан с постепенным переводом клиентов на более высокодоходные скоростные тарифы, а также в связи с расширением количества дополнительных сервисов в рамках пакетных тарифов. Часть операторов в 2020 г. проиндексировала текущие и архивные тарифы примерно на 50 руб. Среди дополнительных сервисов, которые вносят существенный вклад рост платежей со стороны пользователей: предоставление оборудования в аренду (маршрутизаторы, роутеры, мультимедийные приставки), подписки на контент (просмотр новых фильмов, сериалов, мультфильмов за абонентскую плату), антивирусные программы, информационная безопасность.

Вадим Тырышкин
руководитель по развитию межрегионального филиала Южный Урал АО «ЭР-Телеком Холдинг» (ТМ «Дом.ru» и «Дом.ru Бизнес»)
Развитию рынка широкополосного доступа в интернет способствовала пандемия и самоизоляция, что привело к росту востребованности сервисов удаленной работы и дистанционного обучения. За последний год скоростной и стабильный интернет оказался не просто полезным, а жизненно необходимым. Сохраняется рост потребления «тяжелого» контента в интернете, прежде всего видео. При этом клиенты всё реже скачивают файлы, предпочитая смотреть фильмы и сериалы на стриминговых сервисах и играть в онлайне, совершают финансовые операции (госуслуги, мобильные банки), пользуют соцсетями и мессенджерами. Продолжает расти количество пользовательских устройств. Появляются все новые гаджеты, выходящие в интернет. Более половины пользователей «Дом.ru» имеют три и более таких устройств в квартире.

Продолжают пользоваться высоким спросом пакетные предложения провайдеров, в которые помимо домашнего интернета, телевидения и IP-телефонии входят услуги домофона, видеонаблюдения и мобильной связи. Тренд последнего времени – тарифы на интернет с подписками на разнообразные онлайн-кинотеатры: IVI, Megogo, Кинопоиск, Wink, OKKO, Start, Netflix.

Эдуард Калинин
генеральный директор компании «Интерсвязь»
Мы продолжаем создавать собственную экосистему. Среди ключевых проектов – Умная домофония, в том числе продвижение на рынке и распространение новой панели собственного производства. Второй проект – строительство сетей в частном секторе, внедрение технологий Умного города в сельской местности, в том числе при помощи проекта «Умный посёлок». Также хочется отметить «Транспортную карту»: сейчас большое внимание уделяется возрождению и развитию общественного транспорта в Челябинской области, поэтому внедрение готовой универсальной системы оплаты проезда является хорошим подспорьем для достижения намеченных целей. В качестве универсального проекта, который объединяет комплекс сервисов в концепции Умного города, мы предлагаем мобильное приложение, это развивает присутствие и усиливает экосистему. Все операторы связи развивают смежные услуги, расширяют спектр предлагаемых сервисов, чтобы закрепиться на рынке. В ближайшем будущем компаний, которые занимаются исключительно интернетом, не останется вовсе. В соседних регионах видим происходящие слияния и поглощения, рынок укрупняется. В Челябинской области этого пока не заметно, но в других регионах начали расти цены на услуги связи.
Андрей Березной
директор филиала «МТС» в Челябинской области
Мы также фиксируем высокий спрос на мультипродуктовую экосистему, которая включает большой набор цифровых услуг, максимально удовлетворяющих потребности пользователей. Количество абонентов, которые пользуются конвергентными продуктами МТС – домашними сервисами и мобильной связью, продолжает расти. В Челябинской области количество пользователей «пакетов» за год увеличилось почти в 2 раза, несмотря на выход из ограничений, связанных с самоизоляцией. Это также говорит о том, что жители Челябинской области стали более рационально подходить к своим тратам и экономить на цифровых сервисах. С помощью Big Data МТС мы видим, как меняет популярность интернет-сервисов у южноуральцев. В этом году жители региона поддержали курс, взятый в пандемию: среди наиболее востребованных у челябинцев сайтов и приложений остаются онлайн-кинотеатры и платформы для просмотра потокового видео.

Помимо этого, участники рынка зафиксировали изменение характера сезонности потребления услуг. Они отмечают больше перемещений абонентов из города за его пределы и обратно. При этом у всех операторов можно заметить новую тенденцию повышения внимания к развитию сетей в частном секторе.

Михаил Сергеев
директор челябинского филиала компании «Ростелеком»
«Ростелеком» в Челябинской области модернизирует аналоговые линии связи, заменяя их оптическими. Обновленные каналы связи, построенные по технологии «оптика в квартиру», позволяют повысить качество цифровых услуг в областных городах и районных центрах. В Челябинской области доля абонентов «Ростелеком», подключённых к ШПД по оптически каналам связи, составляет 75%. По сравнению с прошлым годом рост доли абонентов, подключенных к «оптике», составил 8%. В планах компании ежегодно увеличивать эту цифру. В 2021 г. успешно продолжается реализация проекта «Чистое небо». В 2020 г. «Ростелеком» организовал подземную инфраструктуру для еще 128 км воздушных линий связи операторов, расположенных на опорах наружного освещения и крышах челябинских домов. В столице Южного Урала в подземную кабельную канализацию переведены воздушные линии связи оператора «Tele2», «МТС» и «Мегафон». В 2021 г. завершаем перевод запланированных объёмов воздушных линий связи «Вымпелком» в кабельную шахту Челябинска. Несмотря на то, что в России проходит вакцинация населения от коронавирусной инфекции, ситуация с ее распространением остаётся довольно непредсказуемой. Многие компании перевели сотрудников на удаленный или частично удалённый режим работы. Такая же ситуация ожидается и в образовательной сфере. В связи с этим можно прогнозировать, что услуга высокоскоростного и качественного интернет-соединения останется такой же востребованной жителями Южного Урала. Одним из главных направлений компании будет расширение оптической инфраструктуры связи в населенных пунктах Челябинской области, которая гарантирует максимально возможные на сегодня скорости передачи данных при минимальном пинге.

В ближайшие годы, отмечают эксперты, сохранится незначительный рост числа пользователей за счёт новостроек и загородной недвижимости. В плане конкуренции, преимущество будут иметь крупные федеральные операторы, предлагающие полный комплект услуг (интернет, телевидение, «Умный дом», домашнее видеонаблюдение и т.п.). Фиксированный интернет-доступ сохранит преимущества перед мобильным за счет более высоких скоростей и качества доступа. Главный акцент в обслуживании теперь смещается на повышение лояльности существующих пользователей, и этот тренд сохранится в будущем.