Меню

Ледяной марш: как в Челябинске проходила уличная акция в поддержку Навального

Более 2 тыс. челябинцев приняли участие в акции гражданского неповиновения и прошли огромной колонной через весь центр города. Вопреки ожиданиям, обошлось без силового разгона и массовых задержаний.

Собираться на Аллее Славы у памятника «Доблестным сынам Отечества» горожане начали еще за час до официального старта митинга — к 14:00 там находились уже порядка тысячи человек. В самом начале акции был задержан ее официальный организатор — координатор челябинского штаба Навального Артем Яумбаев, впоследствии там задержали еще нескольких активистов с плакатами. Напомним, согласовывать мероприятие с городскими властями инициаторы отказались намеренно; об ответственности за участие в несанкционированном митинге предупреждали ранее силовики и администрация, а на самом мероприятии зацикленное сообщение вещал автомобиль с громкоговорителями.

 

В дальнейшем колонна протестующих двинулась на улицу Советскую, где встретила первый заслон полицейских. Толпа после нескольких попыток прорвала оцепление и вышла на проспект Ленина, где повернула в сторону конечной точки маршрута — памятнику Курчатову.

  

В дальнейшем силовики уже практически не пытались препятствовать движению участников шествия, а сопровождали их по проезжей части. Примерно к 15:00 первые митингующие пришли к памятнику Курчатову. Колонна сильно растянулась — практически непрерывный людской поток наблюдался от площади Революции до финальной точки маршрута. По пути следования шествие поддерживали гудками сигналов многочисленные автовладельцы, стоявшие в пробке на проспекте Ленина.

 

Митинг нельзя было назвать таковым в полном смысле этого слова, скорее это было некое народное гуляние — в ходе него не звучало речей выступающих, оппозиционные лозунги участники скандировали лишь время от времени, фамилия Навального в речевках вовсе не звучала, людей с плакатами можно было пересчитать по пальцам. У памятника Курчатову массовая толпа (количество участников на пике, по некоторым данным, достигало 2,5 тыс.) пробыла около полутора часов. После 16:00 число участников заметно сократилось: сказался 25-градусный мороз.

 

На углу здания ГКБ №2 прошли и основные провокации, и задержания: несколько подростков кинули пару снежков в бойцов Росгвардии и те совершили выпад на толпу, которая бросилась от них врассыпную и почти сразу вернулась обратно. Впоследствии около пяти человек были задержаны сотрудниками в штатском, которые буквально на руках их оттащили за оцепление.

После 16:30 небольшая организованная группа протестующих — около 150 человек — пошли от памятника Курчатову в обратном направлении: через Алое поле и площадь Революции к Аллее Славы. Там задержали еще нескольких человек. Общее число участников акции, которые попали в полицию, достигло 33-х., при этом некоторых из них отпустили без составления протокола. Организатор Артем Яумбаев получил девять суток ареста.

Всероссийская акция гражданского неповиновения в поддержку вернувшегося в Россию и арестованного политика Алексея Навального 23 января прошла в нескольких десятках населенных пунктах страны. В Москве и других городах европейской части страны митинги по состоянию на 18:00 челябинского времени продолжаются. Счет задержанных в столице и Петербурге идет на сотни, а силовики действуют агрессивнее.  По последним данным «ОВД-Инфо», число попавших в полицию активистов превысило 1 тыс.

Оценку будущим тенденциям развития протестного движения дал политолог Алексей Ширинкин. Он отметил, что со времен предыдущих акций изменился масштаб акций и состав их участников.

Алексей Ширинкин
политолог
Потенциал выхода на улицу в горизонте 2024 года можно осторожно оценить от 1-3% населения (довольно узкий слой либерального интеллигентского протеста) до 10% протеста левого, эгалитарного. Протест радикализируется, становится жёстче, насилие растёт, страха нет. Романтизм и эстетическая легкость акций начала десятых исчезла совсем. Мы наблюдаем профессионализацию обеих сторон: на расширение репрессивного аппарата ожидаемо формируется среда революционеров. Стиль конфликта задают Беларусь и Хабаровск, они программируют формат уличной силовой конфронтации в России. От охранки протестно настроенная часть общества (около 40%, судя по социологии) ожидает насилия и готовятся отвечать государству им же, через пару итераций бунтующие начнут применять его превентивно, моральное оправдание и психологическая готовность нарабатывается быстро.

Эксперт предположил, что в перспективе ближайших лет радикализация уличного протеста может довести страну до точечной городской герильи и даже гражданской войны.