Меню

Тихая кончина мифа о финансовом благополучии региона — мнение экономиста

Челябинская область скатывается в список бедных регионов: «тучные» годы сверхдоходов промгигантов уже позади, набирает динамику спад финансовых результатов, а жители так и не почувствовали просвета.

Финансовые показатели экономики Челябинской области резко пошли на спад. Как отмечает экономист, руководитель Научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН и ЧелГУ Сергей Гордеев, разница между размером прибыли и убытков предприятий региона была непростой и проблемной темой на протяжении более десятка лет. Начиная с 2014 г. четко просматривалась тенденция роста сверхдоходов промышленных гигантов, отразившаяся на поступлениях в бюджет области. «Но этот рост был связан с колебаниями рынков, а не с качественными изменениями экономики региона, ее диверсификации и развития. Он объяснялся, в основном, сверхприбылями нескольких крупных металлургических компаний (и соответствующими платежами в бюджет), но создавал иллюзию финансового благополучия Челябинской области в целом. При этом генерируемые крупным бизнесом сверхдоходы интенсивно вывозились из Челябинской области, а на качестве жизни местного населения подобное «финансовое благополучие» не отразилось практически никак (в частности, реальные доходы продолжали падать)», — отмечает эксперт.

Символом бюджетной и финансово-экономической политики периода «мифического благополучия» стали приоритеты областной власти в развитии «бизнеса для своих» и крайне низкая (скорее — отрицательная) результативность бюджетных вложений с приоритетом «гостевых проектов» в эпоху «позднего Дубровского». Дополнительные доходы бюджета уходили на весьма спорные, помпезные и дорогостоящие прожекты, ни один из которых так и не был толком завершен. Эта практика оказалась весьма живучей и, к сожалению, до сих пор актуальна для Челябинска. Адекватной оценки авантюрной финансово-экономической политики последних лет в регионе так и не прозвучало, — констатирует Сергей Гордеев.

Как отмечает эксперт, финансово-экономическая реальность в Челябинской области быстро меняется: «тучные» годы оказавшихся бесполезными для развития региона получения сверхдоходов, пик которых пришелся на 2018 г., уже завершились. Набирает динамику спад  финансовых результатов, сжатие объема денежной массы.

Новые угрозы и риски связаны с резким падением доходов крупнейших предприятий области в первой половине 2020 г. При этом спад прослеживался еще в первом квартале, до введения ограничений, связанных с коронавирусом. А из-за комплекса кризисных процессов, связанных с эпидемией COVID-19, «режимом самоизоляции» и масштабными карантинными мерами, приведшим к фактической остановке множества бизнесов, на рост финансовых результатов рассчитывать и вовсе не приходится.

«Довольно резкая смена вектора динамики финансового результата («тихая кончина» мифа о финансовом благополучии региона) в близкой перспективе снова переводит Челябинскую область в категорию регионов, в которых «денег нет». Это будет иметь далеко идущие последствия — как с точки зрения перспектив развития региональной экономики, так и с точки зрения качества жизни населения. При определенных условиях это может привести к кардинальным социально-экономическим переменам», — резюмирует Сергей Гордеев.

«Мало где местными чиновниками так много и долго говорилось о необходимости диверсификации экономики и инвестирования в современные секторы и технологии, как в Челябинске — при полном отсутствии каких-либо результатов. В «индустриальном парке» Малая Сосновка, например, власти почти десять лет сооружают водопровод, канализацию и другие сети — пока безуспешно. Больше того, ситуация значительно ухудшилась за последний год и в самое последнее время: теперь, кроме металлургии (а также нескольких федеральных оборонных предприятий) в регионе просто не осталось ничего экономически значимого. «Технопарки», «кластеры» и инновации существуют лишь в воображении далеких от реальности чиновников, а сфера услуг — единственное альтернативное поле для эффективных вложений и роста занятости, фактически «убита» неадекватными мерами областных властей в «борьбе с коронавирусом». Теперь снижение доходов металлургических компаний из-за перемен на мировых рынках неизбежно обвалит поступления в бюджет области, занятость, доходы населения и потребительские рынки. Это лишь «первая ласточка» наступающего в регионе глубокого кризиса», — прокомментировал экономические выкладки политолог Александр Подопригора.