На предприятии рассчитывают, что заново выстроенная система подготовки кадров позволит обеспечить приток увлеченных, творческих, образованных молодых сотрудников.
Дефицит молодых инженерно-технических кадров сегодня ощущают многие производственные предприятия. Выигрывают те из них, кто напрямую включается в процесс профориентации подростков и дальнейшей подготовки специалистов. Эта деятельность, конечно, не только крайне хлопотная, но и не дешевая. Тем не менее, именно долговременные инвестиции в человеческий капитал становятся одним из необходимых условий жизнеспособности компаний. А также, залогом того, что через 5,10 или 15 лет им удастся сохранить конкурентноспособность.
Именно по такому пути пошла и компания «ПЛАНАР» — предприятие, которое не только занимает ведущие позиции на рынке радиоэлектроники, но и с 2016 года является флагманом Южно-Уральского приборостроительного кластера, официально зарегистрированного в Минпромторге.
Инвестиции в будущее предприятия
Стратегия тесного взаимодействия предприятия с учебными заведениями среднего и высшего звена имеет еще одно преимущество — когда студенты проходят практику на конкретном предприятии и пишут курсовые работы по его задачам, они глубже вникают в проблематику как предприятия, так и отрасли в целом. И когда такой специалист приходит трудоустраиваться на это предприятие, он быстрее и с большим успехом погружается в суть проектов.
Со школьной скамьи
Сотрудничество «ПЛАНАР» с лабораторией «Импульс» и коллективом «Робототехника» дворца пионеров им. Н. Крупской стало более тесным в последние два года. Начиналось все с помощи в виде предоставления радиодеталей для практических занятий и экскурсий. Сейчас же речь идет о возможности прохождения ознакомительной практики на предприятии для самых успешно-занимающихся школьников.
Интерес к профессии действительно формируется в школьном возрасте, — рассуждает Евгений Мельников, руководитель лаборатории «Импульс» и коллектива «Робототехника» дворца пионеров им. Н. Крупской. — Так, у нас во Дворце пионеров дети уже с 10-12 лет занимаются электротехникой. Конечно, у них с самого начала есть интерес и мотивация, но «ПЛАНАР» делает все возможное, чтобы поддержать и развивать эти задатки у ребят. Уже в начале учебного года мы, как правило, проводим экскурсию на производство «ПЛАНАР»: смотрим цеха, все этапы производства. Ребята видят весь процесс создания электронного устройства. Это вызывает еще больший интерес к тому, чем они занимаются. Приходит понимание, что это не только интересно, но и может им пригодиться в будущем.
«ПЛАНАР» помогает нашему кружковому объединению: как финансово, так и укрепляя нашу материальную базу. Радиодетали, печатные платы, учебные макеты — все это необходимо ребятам для отработки навыков — и мы благодарны, что нам это предоставляется в нужном объеме. Кроме этого, у нас есть интересное направление – спортивная радиопеленгация, более известная как «охота на лис». Этот вид спорта носит прикладной характер и поэтому был достаточно развит в советское время. В 90-е был незаслуженно забыт, промышленного выпуска оборудования для этого вида спорта не выпускается. Мы используем еще выпущенные в советское время промышленные пеленгаторы, самодельные передатчики — «лисы». И «ПЛАНАР» сейчас для нас разрабатывает промышленный вариант передатчика, с которым освоение спортивной радиопеленгации будет более эффективным. Мы очень рассчитываем на дальнейшее укрепление сотрудничества с «ПЛАНАРом» и думаю, что за возможность проходить практику на реальном производстве будут бороться наши лучшие воспитанники».
Кадровое обеспечение промышленного роста
Как правило, замотивированный выпускник школы, решивший связать свое будущее со сферой радиоэлектроники, поступает в техникум или ВУЗ на соответствующую специальность. При этом, техникум может быть не только промежуточным, но и завершающим звеном получения образования – это актуально для специальностей, связанных с программированием автоматизированных систем управления производством, монтажом и наладкой радиоэлектронной аппаратуры, построением и обслуживанием информационных систем предприятия. Преимущество здесь в том, что стать специалистом можно значительно быстрее, чем в вузе. Четыре года — и выпускник идет работать в цех, оснащенный современным высокоточным оборудованием, и получает достойную зарплату.
Челябинский радиотехнический техникум — один из основных «поставщиков» технических специалистов для Южно-Уральского «ПЛАНАРа». Здесь готовят выпускников по специальностям «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Сетевое и системное администрирование», «Информационные системы и программирование», «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств», «Реклама» (с акцентом на знание современного ПО).
Чтобы выпускники приходили на производство с максимально отработанными навыками, «ПЛАНАР» помог техникуму с оснащением лаборатории электроники и информационных технологий, предоставили собственное оборудование для комплекса лабораторно-практических работ. Уже со второго и третьего курса обучающиеся знакомятся с деятельностью предприятия и в дальнейшем проходят там производственную практику.
В 2018 году «ПЛАНАР» выделил нам оборудование стоимостью около 1,5 млн. рублей. Это, с одной стороны, позволило укрепить нашу материально-техническую базу, а с другой – теперь предприятие получает качественные кадры, которые заточены под его специфику. Техникум учит ребят на реально действующем современном оборудовании, а в образовательном процессе разбираются реальные кейсы и задачи. Это дает более качественный результат – если выпускник решит там работать, ему не придется заново погружаться в процессы, ведь он будет знаком с оборудованием и выпускаемой продукцией. На самом деле, подход к профориентации, который демонстрирует «ПЛАНАР» — очень грамотный и современный. Мы были бы рады, если и другие предприятия, которые принимают на работу наших выпускников, будут сотрудничать с нами в подобных форматах».
Инженер – опора современного предприятия
Если есть цель работать инженером и сделать карьеру, то наличие высшего образования обязательно. Южно-Уральский госуниверситет — еще одно учебное заведение, с которым сотрудничает «ПЛАНАР» в рамках подготовки кадров. В зоне пристального внимания — кафедра конструирования и производства радиоаппаратуры (КиПР), кафедра инфокоммуникационных технологий, ещё несколько смежных кафедр.
Например, на кафедре КиПР готовят инженеров-конструкторов, которые занимаются разработкой, производством и эксплуатацией радиоэлектронной аппаратуры различного назначения.
«У нас всегда были связи с руководством кафедр, и мы присматривались к перспективным студентам, которые заканчивали вуз, — рассказывает Дмитрий Конорев. — Сейчас мы решили обратить внимание не только на пятикурсников, а на первый, второй и третий курсы, чтобы ребята могли проходить у нас летнюю практику и писать научно-исследовательские работы на основе наших производственных задач. Эти работы не слишком объемные и могут раскрывать какие-то узкие темы: узловая проработка, создание небольшой программы… Конечно, мы оказываем всестороннюю помощь: студенты к нам приходят, работают с нашими ведущими инженерами, получают всю необходимую информацию. На этом этапе для нас главное – вызвать интерес, создать мотивацию этим заниматься и определить перспективных людей, из которых можно вырастить хороших специалистов».
Безусловно, такая практика повышает интерес к профессии. А еще в текущем учебном году двое моих сотрудников-преподавателей кафедры (доценты, кандидаты наук) прошли стажировку на «ПЛАНАР», познакомившись с полным технологическим циклом предприятия: от разработки до изготовления высокотехнологичных электронных приборов. В результате они смогли внести много полезного в учебный процесс. Это был удачный опыт, и мы планируем его продолжать.
Кроме того, «Планар» является для наших студентов замечательным и вдохновляющим примером того, как небольшая группа специалистов, благодаря своим знаниям, умению и трудолюбию, сумела создать предприятие, выпускающее наукоемкое оборудование, востребованное на мировом рынке.
«ЮУПСК «ПЛАНАР» готов к организации импортозамещения компонентной базы радиоэлектроники, освоению технологии контрактного производства, кластерных связей с производителями микросхем, — резюмирует Вадим Алексеев, председатель правления ассоциации «Южно-Уральский производственный кластер (ЮУПСК) «ПЛАНАР». — На базе успешно осуществленных проектов мы имеем сформированные предложения по нескольким направлениям. Это внедрение оборудования промышленного интернета для экомониторинга, общественной безопасности, для потребностей отдельных промышленных предприятий; реализация проектов «Умный город» и АПК «Безопасный город»; формирование приборостроительного технопарка с функциями R&D центра, контрактного производства, образовательного и сертификационного центров; развитие радиоэлектронной промышленности региона.
Для решения этих довольно серьёзных задач необходимо расширение возможностей предприятий кластера. «ПЛАНАР» ведет строительство новой (дополнительной) производственной площадки в пригороде Челябинска. Планируется создание 2 тысяч рабочих мест. Мы надеемся, что выстроенная система подготовки кадров позволит нам увидеть в качестве сотрудников увлеченных, творческих, образованных молодых людей».