Меню
Деловой квартал — Челябинск

«Планар» развивает программу подготовки кадров

«Планар» развивает программу подготовки кадров
Иллюстрация: "Планар"

На предприятии рассчитывают, что заново выстроенная система подготовки кадров позволит обеспечить приток увлеченных, творческих, образованных молодых сотрудников.

Дефицит молодых инженерно-технических кадров сегодня ощущают многие производственные предприятия. Выигрывают те из них, кто напрямую включается в процесс профориентации подростков и дальнейшей подготовки специалистов. Эта деятельность, конечно, не только крайне хлопотная, но и не дешевая. Тем не менее, именно долговременные инвестиции в человеческий капитал становятся одним из необходимых условий жизнеспособности компаний. А также, залогом того, что через 5,10 или 15 лет им удастся сохранить конкурентноспособность.

Именно по такому пути пошла и компания «ПЛАНАР» — предприятие, которое не только занимает ведущие позиции на рынке радиоэлектроники, но и с 2016 года является флагманом Южно-Уральского приборостроительного кластера, официально зарегистрированного в Минпромторге.

«ПЛАНАР» реализует сложные комплексные проекты, выполнение которых требует усилий профессионалов высокого уровня, людей, способных предлагать и внедрять новые технические решения. А потому, заинтересован уделять особое внимание системе подбора и подготовки кадров — рассказывает Вадим Алексеев, председатель правления ассоциации «Южно-Уральский производственный кластер (ЮУПСК) «ПЛАНАР». — Специалистами «ПЛАНАР» В 2019 г. подготовлен к реализации проект центра комплексного технического мониторинга, включающего в себя аппаратно-программные комплексы для экологического мониторинга, контроля пожарно-охранных систем и рисков общественной безопасности, опасных производственных объектов, мониторинга состояния систем ЖКХ и транспорта, утечек газа в многоквартирных домах. Продвигаются проекты создания электронных систем для медицины, сельского хозяйства, модернизации промышленных предприятий. За четверть века «ПЛАНАР» превратился в серьёзный российский бренд, успешно продвигающий продукцию на зарубежные рынки. Радиоэлектронное измерительное оборудование, производимое «ПЛАНАР» успешно реализуется на мировом рынке (более 10% рынка векторных анализаторов цепей). ВАЦ «ПЛАНАР» не уступают лучшим мировым брендам по основным достигаемым характеристикам, давно и весьма успешно используются предприятиями ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Объединенная судостроительная корпорация», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», АО «Росэлектроника». С 2015 года линейка приборов, расширилась более чем на 20 типов ВАЦ с верхним рабочим диапазоном частот до 110 ГГц, что в значительной степени покрывает потребности отечественной радиоэлектронной промышленности. Более того, сегодня «ПЛАНАР» — многономенклатурный союз современных предприятий радиоэлектронной отрасли Челябинской области". 

Инвестиции в будущее предприятия

«Мы сотрудничаем с образовательными учреждениями давно, и, накопив серьезный опыт работы со студентами, пришли к выводу, что начинать профориентацию нужно еще раньше — со школы, — рассказывает Дмитрий Конорев, руководитель проекта подготовки кадров «ПЛАНАР». — Дело в том, что студентов технических специальностей в Челябинске не так много в принципе. И одна из составляющих этой проблемы в том, что абитуриенты при выборе профессии иногда просто не подозревают о том, что в Челябинске работает «ПЛАНАР» — компания, которая предоставит все возможности для получения уникального опыта, достойного заработка и карьерного роста для молодого специалиста. Поэтому мы стали еще активнее работать с молодежью – показываем, рассказываем, даем возможность прикоснуться к профессии. Мы приглашаем к нам на экскурсии ребят, которые имеют интерес к радиоэлектронике, помогаем кружковой работе – например, тесно сотрудничаем с лабораторией «Импульс» Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской. Ну и конечно, очень тесно сотрудничаем с ЮУрГУ и Челябинским радиотехникумом — это те учебные заведения, которые готовят кадры для нашей сферы. Причем, эта работа направлена не только на студентов. Мы помогаем педагогическому составу в освоении новых технологий, знакомим их с принципами и практиками современного производства, а они, в свою очередь распространяют этот опыт на учащихся в виде лекций, лабораторных работ и других форм обучения».

Стратегия тесного взаимодействия предприятия с учебными заведениями среднего и высшего звена имеет еще одно преимущество — когда студенты проходят практику на конкретном предприятии и пишут курсовые работы по его задачам, они глубже вникают в проблематику как предприятия, так и отрасли в целом. И когда такой специалист приходит трудоустраиваться на это предприятие, он быстрее и с большим успехом погружается в суть проектов.

Со школьной скамьи

Сотрудничество «ПЛАНАР» с лабораторией «Импульс» и коллективом «Робототехника» дворца пионеров им. Н. Крупской стало более тесным в последние два года. Начиналось все с помощи в виде предоставления радиодеталей для практических занятий и экскурсий. Сейчас же речь идет о возможности прохождения ознакомительной практики на предприятии для самых успешно-занимающихся школьников.

«Планар» развивает программу подготовки кадров 3

Интерес к профессии действительно формируется в школьном возрасте, — рассуждает Евгений Мельников, руководитель лаборатории «Импульс» и коллектива «Робототехника» дворца пионеров им. Н. Крупской. — Так, у нас во Дворце пионеров дети уже с 10-12 лет занимаются электротехникой. Конечно, у них с самого начала есть интерес и мотивация, но «ПЛАНАР» делает все возможное, чтобы поддержать и развивать эти задатки у ребят. Уже в начале учебного года мы, как правило, проводим экскурсию на производство «ПЛАНАР»: смотрим цеха, все этапы производства. Ребята видят весь процесс создания электронного устройства. Это вызывает еще больший интерес к тому, чем они занимаются. Приходит понимание, что это не только интересно, но и может им пригодиться в будущем.

«ПЛАНАР» помогает нашему кружковому объединению: как финансово, так и укрепляя нашу материальную базу. Радиодетали, печатные платы, учебные макеты — все это необходимо ребятам для отработки навыков — и мы благодарны, что нам это предоставляется в нужном объеме. Кроме этого, у нас есть интересное направление – спортивная радиопеленгация, более известная как «охота на лис». Этот вид спорта носит прикладной характер и поэтому был достаточно развит в советское время. В 90-е был незаслуженно забыт, промышленного выпуска оборудования для этого вида спорта не выпускается. Мы используем еще выпущенные в советское время промышленные пеленгаторы, самодельные передатчики — «лисы». И «ПЛАНАР» сейчас для нас разрабатывает промышленный вариант передатчика, с которым освоение спортивной радиопеленгации будет более эффективным. Мы очень рассчитываем на дальнейшее укрепление сотрудничества с «ПЛАНАРом» и думаю, что за возможность проходить практику на реальном производстве будут бороться наши лучшие воспитанники».

Кадровое обеспечение промышленного роста

Как правило, замотивированный выпускник школы, решивший связать свое будущее со сферой радиоэлектроники, поступает в техникум или ВУЗ на соответствующую специальность. При этом, техникум может быть не только промежуточным, но и завершающим звеном получения образования – это актуально для специальностей, связанных с программированием автоматизированных систем управления производством, монтажом и наладкой радиоэлектронной аппаратуры, построением и обслуживанием информационных систем предприятия. Преимущество здесь в том, что стать специалистом можно значительно быстрее, чем в вузе. Четыре года — и выпускник идет работать в цех, оснащенный современным высокоточным оборудованием, и получает достойную зарплату.

Челябинский радиотехнический техникум — один из основных «поставщиков» технических специалистов для Южно-Уральского «ПЛАНАРа». Здесь готовят выпускников по специальностям «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Сетевое и системное администрирование», «Информационные системы и программирование», «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств», «Реклама» (с акцентом на знание современного ПО).

Чтобы выпускники приходили на производство с максимально отработанными навыками, «ПЛАНАР» помог техникуму с оснащением лаборатории электроники и информационных технологий, предоставили собственное оборудование для комплекса лабораторно-практических работ. Уже со второго и третьего курса обучающиеся знакомятся с деятельностью предприятия и в дальнейшем проходят там производственную практику.

«Сотрудничество с «ПЛАНАР» у нас довольно давнее, так как мы готовим кадры непосредственно по профилю этого предприятия, — комментирует Виталий Литке, директор Челябинского радиотехнического техникума. — Как учебное заведение, мы вошли в состав Южно-Уральского приборостроительного кластера «ПЛАНАР». Постоянное взаимодействие очень важно, так как отрасль электроники очень наукоемкая и технологически насыщенная, и на производстве такого высокого уровня требуются специалисты-практики соответствующей квалификации.

В 2018 году «ПЛАНАР» выделил нам оборудование стоимостью около 1,5 млн. рублей. Это, с одной стороны, позволило укрепить нашу материально-техническую базу, а с другой – теперь предприятие получает качественные кадры, которые заточены под его специфику. Техникум учит ребят на реально действующем современном оборудовании, а в образовательном процессе разбираются реальные кейсы и задачи. Это дает более качественный результат – если выпускник решит там работать, ему не придется заново погружаться в процессы, ведь он будет знаком с оборудованием и выпускаемой продукцией. На самом деле, подход к профориентации, который демонстрирует «ПЛАНАР» — очень грамотный и современный. Мы были бы рады, если и другие предприятия, которые принимают на работу наших выпускников, будут сотрудничать с нами в подобных форматах».

Инженер – опора современного предприятия

Если есть цель работать инженером и сделать карьеру, то наличие высшего образования обязательно. Южно-Уральский госуниверситет — еще одно учебное заведение, с которым сотрудничает «ПЛАНАР» в рамках подготовки кадров. В зоне пристального внимания — кафедра конструирования и производства радиоаппаратуры (КиПР), кафедра инфокоммуникационных технологий, ещё несколько смежных кафедр.

Например, на кафедре КиПР готовят инженеров-конструкторов, которые занимаются разработкой, производством и эксплуатацией радиоэлектронной аппаратуры различного назначения.

«У нас всегда были связи с руководством кафедр, и мы присматривались к перспективным студентам, которые заканчивали вуз, — рассказывает Дмитрий Конорев. — Сейчас мы решили обратить внимание не только на пятикурсников, а на первый, второй и третий курсы, чтобы ребята могли проходить у нас летнюю практику и писать научно-исследовательские работы на основе наших производственных задач. Эти работы не слишком объемные и могут раскрывать какие-то узкие темы: узловая проработка, создание небольшой программы… Конечно, мы оказываем всестороннюю помощь: студенты к нам приходят, работают с нашими ведущими инженерами, получают всю необходимую информацию. На этом этапе для нас главное – вызвать интерес, создать мотивацию этим заниматься и определить перспективных людей, из которых можно вырастить хороших специалистов».

«Далеко не многие предприятия прилагают столько усилий к тому, чтобы к ним приходили хорошо подготовленные выпускники, — рассказывает Николай Войтович, заведующий кафедрой «Конструирование и производство радиоаппаратуры» Высшей Школы Электроники и Компьютерных Наук ЮУрГУ. — При том, что у многих есть заинтересованность в хороших выпускниках, редко кто столь активен на этапе их профессионального становления, как «ПЛАНАР». Например, два года назад руководство предприятия предоставило нам на безвозмездной основе современнейшие приборы для проведения лабораторных работ, которые сегодня фактически служат основой для изучения всех предметов по теории и технике сверхвысоких частот. Также наши студенты получают полезный профессиональный опыт благодаря «ПЛАНАРу», начиная уже с первого курса. Причем, организация практики идет на действительно серьезном уровне: на предприятии назначают несколько руководителей практики; у студентов есть возможность побывать на многих рабочих местах, поучаствовать в изготовлении продукции. В результате у студентов формируется полноценное представление о производственном процессе и выпускаемой продукции, а у руководителей практики — представление о студентах, как о возможных будущих сотрудниках.

Безусловно, такая практика повышает интерес к профессии. А еще в текущем учебном году двое моих сотрудников-преподавателей кафедры (доценты, кандидаты наук) прошли стажировку на «ПЛАНАР», познакомившись с полным технологическим циклом предприятия: от разработки до изготовления высокотехнологичных электронных приборов. В результате они смогли внести много полезного в учебный процесс. Это был удачный опыт, и мы планируем его продолжать.

Кроме того, «Планар» является для наших студентов замечательным и вдохновляющим примером того, как небольшая группа специалистов, благодаря своим знаниям, умению и трудолюбию, сумела создать предприятие, выпускающее наукоемкое оборудование, востребованное на мировом рынке.

«ЮУПСК «ПЛАНАР» готов к организации импортозамещения компонентной базы радиоэлектроники, освоению технологии контрактного производства, кластерных связей с производителями микросхем, — резюмирует Вадим Алексеев, председатель правления ассоциации «Южно-Уральский производственный кластер (ЮУПСК) «ПЛАНАР». — На базе успешно осуществленных проектов мы имеем сформированные предложения по нескольким направлениям. Это внедрение оборудования промышленного интернета для экомониторинга, общественной безопасности, для потребностей отдельных промышленных предприятий; реализация проектов «Умный город» и АПК «Безопасный город»; формирование приборостроительного технопарка с функциями R&D центра, контрактного производства, образовательного и сертификационного центров; развитие радиоэлектронной промышленности региона.

Для решения этих довольно серьёзных задач необходимо расширение возможностей предприятий кластера. «ПЛАНАР» ведет строительство новой (дополнительной) производственной площадки в пригороде Челябинска. Планируется создание 2 тысяч рабочих мест. Мы надеемся, что выстроенная система подготовки кадров позволит нам увидеть в качестве сотрудников увлеченных, творческих, образованных молодых людей».