Заемные средства: кабала или локомотив бизнеса?

эксперты Владимир Бердников управляющий Ленинским отделением № 6979 Сбербанка России Сергей Бокарев вице-президент по инвестициям ГК «Незабудка» Екатерина Клочко начальник управления кредитован

Как взять первый кредит
Какие схемы, альтернативные банковскому кредитованию, используют челябинские компании
Как компании склоняют банки к льготным условиям
Как определить оптимальное соотношение собственных и заемных средств
Когда кредиты могут повредить

Чаще всего за деньгами на развитие бизнеса челябинские и не только компании обращаются в банк. По этому пути, в частности, пошла торговая сеть «Пятерочка», которая в мае 2006 г. взяла кредит у группы западных банков на рекордную для российского ритейла сумму $800 млн. На очередном заседании дискуссионного клуба, который «ДК» провел совместно с аудиторской компанией «Аудит-Классик», эксперты постарались разобраться, как и сколько заимствовать.

эксперты
Владимир Бердников
управляющий Ленинским отделением № 6979 Сбербанка России
Сергей Бокарев
вице-президент по инвестициям ГК «Незабудка»
Екатерина Клочко
начальник управления кредитования филиала ОАО «Уралвнешторгбанк» в Челябинске
Юрий Лугавцов
директор компании «Яросвет»
Дмитрий Омельченко
директор ООО «РосБизнесТехнологии»
Ольга Палей
руководитель челябинского представительства инвестиционно-финансовой группы «Расчетно-Фондовый Центр»
Ольга Подкопаева
заместитель генерального директора по финансам и экономике ЗАО «Завод «Минплита»
Татьяна Севастьянова
генеральный директор компании «Аудит-Классик»
Марина Щербакова
финансовый директор ООО «Грот» (мясоперерабатывающее предприятие «Кантри»)

Встреча дискуссионного клуба «ДК» началась с обсуждения проблемы доступности кредитных инструментов. СЕРГЕЙ БОКАРЕВ, вице-президент по инвестициям ГК «Незабудка», привел пример из собственной практики. Два года назад его компания обратилась в Сбербанк за инвестиционным кредитом объемом 120 млн руб. сроком на три года. Прежде чем выдать деньги, банк изучал «Незабудку» три месяца. Утверждение шло на уровне челябинского территориального отделения. В целом г-н Бокарев оценил взаимодействие со Сбербанком как довольно удачное: сегодня выплата кредита подходит к концу. Однако, по его словам, проблема доступности банковских средств для небольших компаний стоит довольно остро. В Челябинске работают 47 банков. Из них собственные лимиты на выдачу кредитов есть только у шести местных. «А если у банка есть только московские лимиты, нужно настраиваться на очень длительную и нудную работу», – посетовал Сергей Бокарев. Возникла небольшая пауза, многие гости посмотрели в сторону управляющего Ленинским отделением № 6979 Сберегательного банка России ВЛАДИМИРА БЕРД­НИКОВА. Г-н Бердников признал, что три месяца – это довольно длительный срок, и заметил, что подобные длинноты в работе финансовых организаций возникают в основном по двум причинам. Во-первых, у челябинских банков пока нет достаточного опыта кредитования серьезных инвестиционных проектов. И во-вторых, оформляя кредиты, банки выстраивают довольно сложную модель взаимодействия с заемщиком. Из слов Владимира Бердникова следовало, что заемщику, уже имеющему положительную кредитную историю, деньги дают быстрее и без залога. Это утверждение эксперт подкрепил примером Челябинского трубопрокатного завода, чей лимит беззалогового кредитования в настоящее время превышает 1 млрд руб., а лимит кредитования уже зашкаливает за 2 млрд руб. Услышав о миллиардных возможностях ЧТПЗ, зал возмутился: «Трубопрокатный завод – это крупный бизнес, а как быть начинающим предпринимателям и малому бизнесу? Кредитная история – это долго. Нам деньги нужны уже сегодня. Как взять самый первый кредит?»

Директор компании «Яросвет» ЮРИЙ ЛУГАВЦОВ предложил сразу несколько решений этого вопроса: малый бизнес в состоянии прокредитоваться у поставщика, добившись отсрочки платежа, взять в долг у частного инвестора и получить кредит в банке как частное лицо. Юрий Лугавцов рассказал, что для развития бизнеса оформил на себя два кредита: на покупку автомобилей и на пополнение оборотных средств. Комментируя пример г-на Лугавцова, Владимир Бердников подтвердил, что пришедшему за миллионом клиенту, который только что взял в аренду киоск, совершил первые продажи и пока не провел по своим банковским счетам ни копейки, банки могут выдать кредит только как частному лицу. В этом случае риск невозврата компенсируется ответственностью физлиц-поручителей.

Шантаж – лучшая форма сотрудничества с банком

«Незабудка» не так давно продала часть своих акций зарубежному фонду. Это ведь тоже вид заимствования?», – обратила внимание экспертов еще на одну альтернативу банковскому кредиту генеральный директор компании «Аудит-Классик» ТАТЬЯНА СЕВАСТЬЯНОВА. «Однако он доступен только тем компаниям, которые уже подросли», – уточнила руководитель челябинского представительства инвестиционно-финансовой группы «Расчетно-Фондовый Центр» ОЛЬГА ПАЛЕЙ. Продолжая разговор о банковском кредитовании, финансовый директор ООО «Грот» (торговая марка «Кантри») МАРИНА ЩЕРБАКОВА посоветовала малому бизнесу начинать кредитоваться с небольших сумм, со 100-300 тыс. руб. По словам г-жи Щербаковой, получив и вернув несколько небольших кредитов, начинающее предприятие наработает кредитную историю, позволяющую взять и более серьезные деньги. А рассчитавшись по ряду серьезных кредитных контрактов, компания будет способна уже не только беспроблемно привлекать банковские средства, но и сможет выбирать банк и даже диктовать свои условия. При упоминании возможности диктовки банкам собст­венных условий у многих собравшихся в глазах загорелся огонек. Дискуссия тут перешла к этой теме. «Как вы «ломаете » банки по кредитной ставке?», – задал экспертам один из участников дискуссионного клуба волновавший многих вопрос. «Торгуемся точно так же, как и с другими партнерами», – ответил Сергей Бокарев. Четыре года назад кредитные ставки для «Незабудки» находились на уровне 30-35% годовых. Когда у компании появились иностранные акционеры и возможность диалога с зарубежными банками, в ходе переговоров со Сбербанком ставки по рублевым долгосрочным программам г-ну Бокареву удалось понизить до 8,8% годовых. Похожий ответ дала и заместитель генерального директора по финансам и экономике ЗАО «Завод «Минплита» ОЛЬГА ПОДКОПАЕВА. Пару лет назад, когда компания впервые обратилась за кредитами, банки отказывали. Пришлось выходить из ситуации за счет привлечения частного инвестора. А уже через год, когда «Минплита» нарастила обороты и укрепила свое положение на рынке, банки, ранее под разными предлогами отказывавшие, стали сами предлагать деньги. «А мы теперь им говорим, чтобы и процент ниже и срок длиннее давали, иначе мы в другой банк уйдем. Шантаж – лучшая форма сотрудничества», – заметила г-жа Подкопаева, вызвав в зале аплодисменты. А г-н Бердников уточнил, что сил для шантажа хватит только у крупных компаний вроде «Незабудки» и «Минплиты».

Когда денег много – это тоже проблема

Такой переход в область шантажа привел участников дискуссии к мысли, что перед тем, как начать выдвигать свои требования, нужно с ними определиться. И прежде всего необходимо понять, сколько требуется инвестиций при существующем объеме собственных средств. Директор ООО «РосБизнесТехнологии» ДМИТРИЙ ОМЕЛЬЧЕНКО рассказал, что соотношение заемных и собственных средств можно вычислить по коэффициентам платежеспособности, которые ранее применялись при оценке предприятий-банкротов. Сейчас эти методики есть у агентств по делам несостоятельности, но используются крайне редко. Не успел г-н Омельченко закончить фразу, как гость с галерки предложил в подобной ситуации установить некую цифру рентабельности. «Поставить цифру рентабельности – это уже от лукавого, – продолжил г-н Бокарев. – Это в советские времена можно было. Сейчас рентабельность определяет рынок». Владимир Бердников со своей стороны привел в пример одного из клиентов банка – машиностроительное предприятие, у которого 30% средств собственных, 70% – заемных. А если все заемные взять за 100%, то 30% из них «короткие», а 70% – «длинные». По словам г-на Бердникова, соотношение «коротких» и «длинных» заимствований очень важно, потому что инвестирование в обновление производства позволяет удержать уровень рентабельности. Но, оговорился эксперт, если судить о фирме, которая перепродает или оказывает услуги, то там это соотношение будет иное. Эксперты сошлись во мнении, что неверно определенная пропорция может бизнесу повредить.

«В каких еще случаях кредиты пойдут не на пользу?», – заинтересовались гости темой вредоносности заемных денег. Владимир Бердников, подумав, привел сразу несколько вариантов. Например, когда уровень рентабельности не укладывается в банковский процент. Или когда конкурентные преимущества продукта постепенно сходят на нет, а в повышение его конкурентоспособности деньги не вкладываются. Или же если товар, который произвели на кредитные средства, рынком не востребован вовсе. «Когда денег мало – это проблема. Когда их много – это тоже проблема. Когда банк дает большой кредит, предприятие испытывает некую эйфорию, но потом наступает момент, когда деньги проедены, а товара нет», – добавил Сергей Бокарев. «Как минимизировать риски, когда ставка выше, чем рентабельность?», – поинтересовались участники дискуссии. «Если мы найдем ответ на этот вопрос, то все станем рокфеллерами», – парировала Ольга Палей. Подводя итоги дискуссии, г-жа Палей отметила, что, точно так же как существуют различные финансовые задачи, есть и различные финансовые механизмы для их решения: банковское кредитование, лизинг, выпуск векселей И чем больше у менеджера набор финансовых инструментов, тем ценнее он как профессионал и тем проще ему управлять предприятием. Однако максимально широкий спектр финансовых инструментов, как правило, доступен только крупному бизнесу. 

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.