За счет чего растет рынок лингвистических центров в Челябинске

Рынок языковых центров Челябинска близок к насыщению. Но, тем не менее, он традиционно растет на 10-15% в год и вероятно вырастет еще больше в 2014 г. за счет потенциальных эмигрантов.

Рынок языковых центров в Челябинске оформился сразу после кризиса 2008 г. Именно в 2008-2009 гг. открылось большинство существующих точек в Челябинске. С тех пор их количество с каждым голом нарастало, в 2014 г. достигнув своего максимума: сейчас в городе больше 80 организаций предлагают услуги изучения иностранного языка. Не все их можно назвать языковыми школами в привычном понимании этого слова, некоторые из них — так называемые развивающие центры для детей, где иностранный язык лишь часть предоставляемых услуг.

Причин бума много. У бизнеса достаточно низкий порог входа: для того, чтобы организовать свой центр, необходимо взять в аренду помещение, получить лицензию на образовательные услуги и пригласить пару преподавателей. При этом самое сложное из всех этого — собрать бумаги.

«Это лицензионный бизнес, здесь надо собрать миллион документов. Языковые центры, как правило, являются некоммерческими организациями и подотчетны Министерству юстиции, с другой стороны, лицензию на образовательные услугу нужно получать в Министерстве образования, — рассказывает Светлана Розина, директор ЧОУ «Англэтер». — Регуляторов этой деятельности много».

Впрочем, по словам академического директора YES Игоря Ветренко, рынок настолько разнообразен, что многие новички не заморачиваются на оформлении: «Сейчас в городе много фирм-однодневок, которые работают даже без лицензий».

Серьезные центры, помимо всего прочего, должны иметь возможность выдавать сертификаты международного образца с подтверждением того или иного уровня языка. Чтобы его получить обучающемуся, необходимо сдать экзамен независимой комиссии, по принципу ЕГЭ. Организация такого экзамена лежит на плечах лингвистического центра.

Найти помещение для центра несложно — в городе избыток коммерческих площадей, да и с кадрами проблем никаких нет. В Челябинске множество вузов и факультетов, которые готовят специалистов.

«В нашем городе маниакальная идея учить языки и быть преподавателям или переводчиком, хотя этот рынок перенасыщен», — рассказывает директор языковой школы GLOBUS Наталья Климович.

По ее словам, существенную часть новых компаний открывают бывшие студенты.

Еще одна причина роста рынка — слабое традиционное образование. Модернизация школьного образования привела к тому, что доверять изучение языков традиционным школам перестали совсем. По мнению Натальи Гудаевой, директора школы «Развитие» НОУ «ИнЛингва», все языковые школы — это суррогат, замещение того, что должны преподавать в обычной школе.

Свою лепту в повышение спроса на изучение языков в Челябинске внесла демография. Рост рождаемости в регионе, начиная с 2007 года, существенно повлиял на увеличение доли детей (за пять лет с 2006 по 2011 год коэффициент рождаемости в области вырос на 27,1%.) среди всего населения Челябинской области. А дети — главные клиенты языковых центров: до 60-70% всего рынка приходится именно на обучение несовершеннолетних.

Кроме того, к изучению языков подталкивает психологический дискомфорт: к 2014 году понимание того, что знание иностранного языка — это не роскошь, а насущная необходимость, дошло даже до провинциальных городов.

«Незнание английского и на Западе, и на Востоке, и в богатой, и в бедной стране — это показатель низкого социального статуса человека, его нежелание пробиться, сделать карьеру, развить свой бизнес,— считает г-жа Розина.— Русские, традиционно не комплексовавшие по таким пустякам, сейчас начинают перенимать эту традицию».

Все вышеописанные факторы приводят к росту рынка от 10 до 15% за год в течение последних нескольких лет. При этом рост количества игроков опережает рост емкости рынка: сейчас в Челябинске наиболее жесткая конкуренция, которая с каждым годом только растет.

Сети не пройдут

Большинство игроков на рынке — местные. Из заметных федеральных игроков в городе присутствуют только YES и «Юниум». Всего же компаний, имеющих в своем активе филиальные сети не больше 10% от всего количества. Такая незначительная цифра связана с тем, что сетям очень сложно выжить в условиях демпинга. «Рынок насыщен и один из способов удержаться — снизить цены на обучение. И если местные игроки могут себе позволить демократичные цены, то сети нет. У махины огромные издержки», — объясняет директор Royal English Виктория Юсупова.

Игорь Ветренко рассказывает, что компания YES проводит в последние годы оптимизацию активов в Челябинске: закрывает менее рентабельные офисы и отрывает новые — в других местах и, возможно, с другими программами. Сейчас сеть в городе насчитывает 5 офисов.

Обычно в языковых центрах есть две большие волны притока клиентов: в начале календарного и учебного годов. Тогда же происходит и повышение цен на услуги, как правило, не больше 10% за раз. Но эта тенденция сбоит уже два года: по рассказам игроков последнее массовое повышение цен произошло осенью 2013 г.

Причина все в том же — в конкуренции. Сейчас разбег цен на рынке колеблется от 120 до 250 руб. за академический час в группах и от 300 до 500 руб. за индивидуальные занятия. К примеру, в компании «ИнЛингва» средняя стоимость для детей в мини-группах (до 6 чел.) — 220 руб. за час, в стандартных (до 12 чел.) — до 120 руб. Индивидуально — 300 руб. Для взрослых чуть дороже: плюс 50-100 руб. в каждом из случаев. В языковом центре Royal English за урок в группе придется заплатить 140 руб. за час, а за индивидуальный — 450 руб. На освоение одной ступени языка — уходит 6 месяцев, если заниматься по два раза в неделю. В центре PM Studio, специализирующимся на разговорном английском, индивидуальное занятие стоит 375 руб. в час. Срок обучения обычно составляет 2 месяца, но есть программы длительностью и 5 недель.

Следует уточнить, что в таком сравнении стоимости обучения существует известная уловка. Не имея возможности опускать цену или держать ее долго на одном уровне, крупные сети пересматривают длительность программ. Они могут становиться короче, и в результате полный курс обучение становится дешевле при тех же ценах за час.

Другие компании привлекают клиентов скидками и спецпредложениями: «У нас в августе и сентябре проходят пробные занятия. Родители приводят детей один раз, а потом остаются», — поясняет Наталья Гудаева.

Новая волна

Как уже было сказано, больше половины обучающихся в центрах — дети. И доля их с каждым годом растет. С одной стороны, родители, стали больше осознавать возрастающую необходимость в новом языке для своих детей, с другой — вмешались законотворческие инициативы. Сейчас на правительственном уровне обсуждается возможность обязательного ЕГЭ по английскому языку с 2018 г. и те, кто следит за информацией, уже начали предпринимать меры. Больше того, родители стали интересоваться обучением дошкольников. Так, компания PM Studio зафиксировала в этом году первую группу детей такого возраста. А English Club предлагает курсы английского даже для малышей ясельного возраста. 

Меняется и предпочтение в форматах обучения: клиенты любого возраста все больше предпочитают индивидуальные занятия групповым. Игроки наблюдают постепенный рост первого сегмента в ущерб второму. В компании Royal English 60% клиентов обучаются индивидуально и 40% в группах, хотя год назад ситуация была зеркальная. Похожая картина наблюдаются и в других центрах. Исключения составляют крупные сети, которые, как правило, специализируются на групповых занятиях. К примеру, в YES «индивидуалов» только 10%. Игорь Ветренко рассказывает, что выборе формата также зависит от географической привязки: в центре больше востребовано индивидуальные занятие — там это легче совместить с работой, а в спальных — традиционно групповые.

Ожидаемо растет сектор дистанционного образования. Сейчас практически во всех компаниях он не превышает 10% от общей структуры, но показывает хорошую динамику — не меньше 100% в год. Час учебы английскому по Scype стоит порядка 300 руб.

В структуре популярности языков изменений за последние годы не произошло и кардинально не произойдет, пожалуй, никогда. Больше 90% всех обучающихся выбирают английский. Вторую группу популярности делят сразу четыре языка — немецкий, французский, итальянский и испанский. Сюда уже несколько лет пытается ворваться китайский язык, которому давно предрекают взрывной рост. Но пока что он в аутсайдерах — вместе с японским и другими «экзотическими» языками. В последнее время стал пользоваться спросом русский у тех, для кого он является иностранным. Дело снова в законодательстве — всех трудовых мигрантов в Челябинской области обязали проходить обучение родному для региона языку. Таких студентов выросло за год на 20% , но, тем не менее, в общей структуре они все же пока занимают незначительною долю.

Неожиданно на рынке языковых центров сказался политический курс на патриотизм и возрождение духовных ценностей, выбранный правительством страны и региона. Европа для нас уже не ориентир, заявил врио губернатора Борис Дубровский, явно копирующий президентскую риторику в своей «Стратегии 2020». Украинский кризис и последовавшее за ним охлаждение между Западом и Россией привели к небольшой психологической панике на местном рынке языковых центров. В личной беседе с «ДК» игроки рассказывают, что среди преподавателей и клиентов царят чемоданные настроения — челябинцы собираются учить язык, чтобы «свалить», пока еще есть возможность. Впрочем, цифрами это информация пока не подтверждается: за последние несколько месяцев резкого клиентского потока не зафиксировано.

Если новой эмиграционной волны не будет, то рынок вырастет за год на привычные 10-15%, считают эксперты. Конкуренция только увеличится, поэтому участники не ждут прихода сетей: рынок будет прирастать множеством небольших компаний в прежнем темпе. 

фото: flickr.com/hindy

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.